Руфин Аквилейский
Руфи́н Аквиле́йский, Тиранний Руфин Аквилейский (лат. Tyrannius Rufinus Aquileiensis) (около 345, Юлия-Конкордия, северо-восток Италии, близ Аквилеи, ныне Конкордия-Саджиттария – 410, Мессина, Сицилия), римский богослов, церковный писатель, переводчик. В 359–368 гг. учился в Риме, затем был членом кружка аскетов в Аквилее. С 373 г. по 380 г. в Египте, обучался в школе Дидима Слепца; до 397 г. жил в Иерусалиме, где благодаря финансовой поддержке Мелании Старшей создал на Елеонской горе монастырь. Руфин Аквилейский всё это время ничего не писал и не переводил (что вызвало насмешки со стороны Иеронима Блаженного), но принимал активное участие в богословских спорах об учении Оригена, защищая его от обвинений в ереси и доказывая, что неортодоксальные пассажи в его сочинениях являются более поздними интерполяциями. С 397 г. обосновался в Риме, с 399 г. – в Аквилее, откуда в 407 г. был вынужден бежать, спасаясь от нашествия вестготов, сначала в Рим, затем в Террацину (ныне Террачина), на побережье Тирренского моря, наконец – на Сицилию, в Мессину.
Наиболее важными трудами Руфина Аквилейского являются экзегетический трактат «О благословениях патриархов» и «Апология против Иеронима». В отличие от Иеронима, полагал, что для перевода Библии на латинский язык достаточно опираться на Септуагинту и «Гекзаплы» Оригена. Обвинения со стороны Иеронима обусловили сомнительную репутацию Руфина Аквилейского в глазах Церкви: в 400 г. ему пришлось письменно оправдываться перед папой Анастасием I (399–401). В историю культуры Руфин Аквилейский вошёл прежде всего как переводчик с греческого языка: перевёл ряд гомилий и других сочинений Оригена (многие формулировки которого Руфин Аквилейский сознательно смягчил); тексты в его защиту («Апология Памфила») или в развитие его идей; некоторые тексты Василия Великого и Григория Богослова; т. н. «Историю монахов в Египте»; «Церковную историю» Евсевия Кесарийского (по просьбе Хроматия Аквилейского), которую он иногда сокращал или дополнял. Дополнения, составившие две заключительные книги этого труда и доведённые до 395 г., написаны на основе не дошедших до нас сочинений Геласия Кесарийского.