Транспонатор фортепиано
Транспона́тор фортепиа́но, устройство, позволяющее сдвигать клавишный или молоточковый механизм для повышения или понижения строя с помощью рычага или педали.
В отличие от левой педали, при включении которой звучание не выходит за пределы одного тона и удар молоточка приходится не на 3 струны хора, а на 1 или 2 (итал. una corda, буквально – одна струна), транспонатор сдвигает клавиатуру вместе с молоточками на полтона и более. Активно использовался в фортепиано 18–19 вв. для подстройки в тональность, подходящую вокалистам и камерным исполнителям.
Простейшая идея сдвигания клавиатуры в клавишных инструментах для изменения высоты тона принадлежит Хансу Мюллеру (работал в 1537–1543): он создал в 1537 г. в Лейпциге клавесин со смещающейся вбок отдельно от толкачиков (прыгунков) клавиатурой. В фортепиано транспонирующее устройство впервые (около 1698) было применено изобретателем молоточкового механизма Б. Кристофори; его транспонатор позволял сдвигать клавиатуру вместе с молоточками. К середине 19 в. сдвигающий клавиатуру и молоточки транспонатор мог изменять высоту звука до 5 полутонов.
В 1840-х гг. транспонатор, позволявший повышать или понижать строй на малую терцию вверх или вниз путём движения клавиатуры с молоточками, приобрёл широкую популярность в России благодаря обосновавшемуся в Санкт-Петербурге бельгийскому фортепианному мастеру Г. Г. Лихтенталю (1795–1854), применявшему это устройство в пианино и роялях своей фабрики Lichtenthal. Из-за дефицита настройщиков в провинции его примеру последовали другие российские фортепианные мастера. Усовершенствование конструкции пианино и роялей, стабилизировавшее строй и продолжительность сохранения настройки, в 1880-х гг. привело к отказу от применения транспонаторов этого типа.
Другая идея транспонатора принадлежит изобретателю Джону Конраду Беккеру (работал в 1801–1841) из Лондона, который в 1801 г. получил патент на прижимающийся к струнам валик, в результате чего строй в фортепиано можно было поднимать на четверть, полтона и три четверти тона. В начале 19 в. в роялях российского фортепианного мастера Алексея Нечаева транспонатор также состоял из специального валика, позволявшего повышать или понижать строй на малую терцию.
Изобретение Генри Бродвуда (1844, Лондон), руководителя фортепианной фирмы Broadwood, предполагало изменение строя с помощью смещения не клавиатуры и молоточков, а рамы со струнами, но широкого применения не получило.
Ещё одна идея транспонатора была внедрена в 1883 г. парижской фирмой Pleyel, Wolf, Lyon & Cie и представляла собой дополнительную клавиатуру, которую располагали сверху обычной, что давало возможность транспонировать на 7 полутонов вниз и на 5 вверх.
К последнему десятилетию 19 в. транспонаторы вышли из употребления.