Роялино
Рояли́но (уменьшительное от «рояль»; нем. Querflügel), разновидность рояля.
По внешнему виду напоминает спинет. Запатентован в 1845 г. московским фортепианным мастером А. Мейбомом под названием «роялет» (Внутренние известия // Северная пчела. 1845. 18 июля. С. 637), позднее стал известен как роялино.
Звучание роялино не уступало роялю, отличаясь «чрезвычайно верным, твёрдым строем, необыкновенно приятным тоном» (Книга адресов ... Ч. 2. С. XXV). Конструкция обладала большей устойчивостью, из-за чего строй инструмента держался дольше. Благодаря невысокой цене и небольшому размеру роялино наравне с пианино конкурировало с четырёхугольными фортепиано и способствовало их вытеснению из музыкального обихода.
Для придания роялино камерности звучания хор (т. е. количество струн для каждой ноты тенорового и дискантового регистров) состоял из двух струн. Немного позже количество струн в хорах дискантового регистра увеличилось до трёх.
В России кроме Мейбома роялино изготавливались многими фирмами и ремесленными мастерскими. Во 2-й половине 19 в. модель переняли и некоторые немецкие фирмы, у них инструмент получил название Querflügel (от нем. – поперечный рояль; термин Querflügel восходит к названию одного из спинетов Б. Кристофори – Cembalo traverso, или Kielflügel).
Инструмент оставался популярным в России до 1870-х гг., пока ему на смену не пришли малые кабинетные рояли. В 1914 г. одно из роялино А. Мейбома было приобретено Московским отделением Императорского Русского музыкального общества для музея имени Н. Г. Рубинштейна, открытого в 1912 г. в Московской консерватории: «Инструмент этот очень хорошо сохранился, и его решено употреблять при постановке в ученических спектаклях старинных опер, где под такия роялино исполнялись речитативы» (Разные известия // Русская музыкальная газета. 1914. № 20–21. Стб. 515).