Бышевская Александра Андреевна
Быше́вская Алекса́ндра Андре́евна [23.2(8.3).1906, по другим данным, 24.2(9.3).1906, Киев – 3.6.1986, Москва], российская певица (драматическое сопрано), заслуженная артистка РСФСР (1937).
Дочь железнодорожника. Выступала в гимназических концертах. В 1923–1925 гг. училась в Киевской музыкальной профшколе (класс фортепиано В. В. Товстолужского). С 1924 г. занималась пением частным образом у Е. А. Муравьёвой (бывшей солистки московского Большого театра), пела в хоровой капелле Юго-Западной железной дороги под управлением П. Г. Гончарова (Киев). В 1929 г. окончила киевский Музыкально-драматический институт имени Н. В. Лысенко (класс пения Муравьёвой).
В 1929–1934 гг. солистка Киевского театра оперы и балета (дебютировала в партии Турандот в одноимённой опере Дж. Пуччини). На сцене этого театра пела ведущие партии, среди них: Наташа («Русалка» А. С. Даргомыжского), Ярославна («Князь Игорь» А. П. Бородина), Лиза («Пиковая дама» П. И. Чайковского), Милитриса («Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова), Тоска (одноимённая опера Дж. Пуччини), Аида (одноимённая опера Дж. Верди), Ортруда («Лоэнгрин» Р. Вагнера), Наталка («Наталка Полтавка» Н. В. Лысенко), Анита («Джонни наигрывает» Э. Кшенека), Мирослава («Золотой обруч» Б. Н. Лятошинского), Ярославна («Яблоневый плен» О. С. Чишко), Татьяна («Разлом» В. А. Фемелиди), Ядвига («Кармелюк» В. Г. Костенко).
3-я премия 1-го Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей в Москве (1933).
В 1934–1948 гг. солистка московского Большого театра (дебютировала в партии Аиды в одноимённой опере Дж. Верди). Исполненные здесь партии: Леонора («Трубадур» Дж. Верди, 1934), Лиза («Пиковая дама» П. И. Чайковского, 1935), Тоска (одноимённая опера Дж. Пуччини), Ярославна («Князь Игорь» А. П. Бородина, обе 1936), Горислава («Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Наташа («Русалка» А. С. Даргомыжского), Мария («Мазепа» П. И. Чайковского, все – 1937), Домна Сабурова и Милитриса («Царская невеста» и «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова, 1945).
Драматическое сопрано А. А. Бышевской отличалось силой и мягкостью в сочетании с подвижностью, свободным верхним регистром; отличная вокальная школа позволяла ей справляться с любыми техническими трудностями. По воспоминаниям А. И. Орфёнова, в «Трубадуре» Бышевская «блестяще пела многочисленные колоратурные пассажи, с лёгкостью птицы взлетая на верхнее "ре-бемоль"» (Орфёнов. 2004. С. 240). И. И. Петров отмечал также сценические данные певицы: «В образах Тоски, Аиды, Лизы она завораживала слушателя не только своим исполнением, но и внешним обликом – её лицо с правильными чертами не могло не привлекать» (Петров. 2003. С. 69).
Выступала как концертная певица.
На Всесоюзном радио сделаны аудиозаписи (на тонфильм) c участием А. А. Бышевской: «Эгмонт» Л. ван Бетховена (Клерхен, дирижёр Н. С. Голованов, Эгмонт – В. И. Качалов, 1937) и сцена Мазепы и Марии из оперы «Мазепа» П. И. Чайковского (Мария; Мазепа – А. П. Иванов, дирижёр Л. П. Штейнберг, 1940).
Муж певицы – Б. Ф. Бобков, солист Большого театра.