Брюсплуатация
Брюсплуата́ция [брюсплойтейшн; англ. Bruce и exploitation, буквально – эксплуатация Брюса (Ли)], поджанр мирового, преимущественно азиатского, эксплуатационного кино, возникший сразу после смерти Брюса Ли в 1973 г. и развивавшийся до начала 1980-х гг. Объединяет серию игровых фильмов, посвящённых Брюсу Ли или воспроизводящих основные черты его кинематографического наследия, в которых актёры копировали стиль игры Ли и выступали под псевдонимами, созвучными его имени (Брюс Лай, Брюс Ле, Дракон Ли и т. п.).
Предпосылки для возникновения
20 июля 1973 г., за шесть дней до премьеры фильма «Входит дракон» («Enter the Dragon», 1973, режиссёр Р. Клауз), гонконгский актёр, режиссёр и мастер боевых искусств Брюс Ли преждевременно скончался от отёка мозга после приёма препарата от головной боли. Несмотря на то что он с детства снимался в Гонконге (Сянгане), а в 1960-е гг. пытался построить актёрскую карьеру в Голливуде, на уровень мировой суперзвезды Ли вывели несколько гонконгских работ, снятых в начале 1970-х гг., – «Большой босс» («The Big Boss», 1971, режиссёр Ло Вэй), «Кулак ярости» («The Fist of Fury», 1972, режиссёр Ло Вэй), «Путь дракона» («The Way of the Dragon», 1972, режиссёр Брюс Ли) и «Входит дракон».
Карьера Брюса Ли так стремительно развивалась, а обстоятельства смерти были такими нетипичными для молодого мастера боевых искусств, что его уход вверг киноиндустрию в состояние шока. Одним из его проявлений стал взрывной спрос на новые фильмы, максимально приближенные по стилю и внешним атрибутам к работам самого Ли. В ответ на этот спрос возник феномен брюсплуатации – кинопродукции, производители которой стремились монетизировать колоссальный интерес аудитории к своему кумиру за счёт помещения в центр сюжета фигуры легендарного актёра.
Один из первых образцов поджанра вышел ещё при жизни актёра. Гонконгский исполнитель Юникорн Чан был близким другом Брюса Ли, с которым они вместе снимались ещё детьми. В начале 1970-х гг. Чан, как и Ли, попытался сделать карьеру в кун-фу боевиках. В виде одолжения другу Ли согласился выступить экшен-хореографом нескольких поединков в его фильме «Кулак единорога» («Fist of Unicorn», 1973, режиссёр Тан Ти), но авторы засняли процесс работы постановщика боевых сцен на площадке и вставили эти кадры в фильм, что позволило вынести его имя на кинотеатральный постер «Кулака единорога» (Raymond. Was fist of Unicorn a Bruce Lee movie?). Узнав об этом, Ли хотел судиться, но не стал этого делать, по-видимому, из нежелания портить отношения с Чаном и поскольку его имя сняли с промоматериалов к фильму. После смерти Ли уже ничто не помешало дистрибьютору эксплуатировать имя актёра.
Главные двойники Брюса Ли
Одним из первых широко известных двойников («клонов») Брюса Ли стал тайваньский актёр и мастер боевых искусств Хо Чунтао. Он пришёл в кино в начале 1970-х гг. и успел сняться в нескольких кун-фу боевиках в ролях второго плана. В 1973 г. продюсер Джимми Шоу подписал с Хо контракт, по которому тот сменил имя на Брюс Ли (Bruce Li Shao-Lung, в России его имя принято читать как Брюс Лай) и принял участие в серии псевдодокументальных кун-фу боевиков о жизни актёра, умершего незадолго до этого. Первый из них назывался «Брюс Ли: История дракона» («Bruce Li – A Dragon Story», 1974, режиссёр Шут Дик) и рассказывал о последних годах жизни Ли – с момента переезда из Голливуда в Гонконг и до смерти в доме актрисы Бетти Тин. Хотя доподлинно не известно, связывало ли Ли и Тин что-то, кроме рабочих отношений, в фильме был сделан упор на их роман, и эта склонность к сенсационности и «желтизне» стала общим местом для брюсплуатации.
После «Истории дракона» Брюс Лай снялся ещё почти в 30 фильмах, подавляющее большинство из которых были так или иначе связаны с эксплуатацией имени Брюса Ли. Это были псевдодокументальные фильмы (мокьюментари) о его жизни, такие как «Легенда о Брюсе Ли» («Legend of Bruce Lee», 1976, режиссёр Чан Юньхуа), «Он легенда, он герой» («He’s a Legend, He’s a Hero», 1976, режиссёр Вонг Син-Лой), «Брюс Ли: Человек и легенда» («Bruce Lee – True Story», 1976, режиссёр Нг Сиюэнь), «Смертоносное кунгфу Брюса Ли» («The Story of the Dragon», 1976, режиссёры Уильям Чун и Чан Ва), полуофициальные продолжения его оригинальных фильмов, такие как «Кулак ярости 2» («Fist of Fury 2», 1977, режиссёры Джимми Шоу и Ли Цзонань) и «Кулак ярости 3» («Fist of Fury 3», 1979, режиссёр То Ман-Бо), и фильмы, в которых Лай играл друзей, учеников или родственников Брюса Ли, по сюжету умиравшего за кадром: «Уходит дракон, появляется тигр» («Exit the Dragon, Enter the Tiger», 1976, режиссёр Ли Цзонань), «Дракона не убить» («Dragon Dies Hard», 1975, режиссёр Ли Куаньчан) и «Динамо» («Dynamo», 1978, режиссёр Хуа Шань).
Даже когда сюжет фильма не был связан с именем Брюса Ли напрямую, Брюс Лай часто имитировал в нём поведение умершей звезды. Герой пользовался привычным для Ли оружием (например, нунчаками), повторял его боевой крик, носил похожие солнцезащитные очки или одевался в жёлтый костюм с вертикальными полосами, как персонаж Ли в «Игре смерти» («The Game of Death», 1978, режиссёры Брюс Ли и Р. Клауз).
К одной из трёх перечисленных категорий (мокьюментари, полуофициальные продолжения и истории о близких Брюса Ли) относились и брюсплуатационные фильмы с другими двойниками актёра. Среди них выделялись уроженец Бирмы Вонг Кин-Лун, взявший псевдоним Брюс Ле (Bruce Le), и кореец Мун Гён Сок, снимавшийся в кино под псевдонимом Дракон Ли. Каждый из них снялся более чем в десяти образцах поджанра 2-й половины 1970-х – начала 1980-х гг., стараясь прежде всего повторить внешность и стиль боя Ли.
«Клонами» Брюса Ли на один-два фильма становились и известные актёры, построившие карьеру за пределами брюсплуатации. Так, гонконгский исполнитель Дэнни Ли сыграл актёра в фильме студии Shaw Brothers «Брюс Ли и я» («Bruce Lee and I», 1976, режиссёр Джон Ло), Джеки Чан снялся в «Новом кулаке ярости» («New Fist of Fury», 1976, режиссёр Ло Вэй), Саммо Хун играл поклонника Ли, сражающегося в манере своего кумира, в кун-фу комедии «Входит толстый дракон» («Enter the Fat Dragon», 1978, режиссёр Саммо Хун), а мастер боевых искусств Брюс Люн сыграл Ли в одном из самых странных фильмов направления – «Дракон снова жив» («Dragon Lives Again», 1977, режиссёр Ло Кэй), в котором Ли после смерти попадал в загробный мир, где сражался с Джеймсом Бондом, Дракулой, слепым меченосцем Затоичи и К. Иствудом. Причудливые сюрреалистичные сюжеты часто встречаются среди брюсплуатационных фильмов. Так, в «Клонах Брюса Ли» («The Clones of Bruce Lee», 1980, режиссёр Джозеф Кун) присутствуют сразу несколько двойников актёра, научным путём выведенных для нужд спецслужб.
Закат брюсплуатации
В конце 1970-х гг. кун-фу боевики изменились под влиянием комедийных хитов Джеки Чана «Змея в тени орла» («Snake in the Eagle Shadow», 1978, режиссёр Юэнь Ву-Пин) и «Пьяный мастер» («Drunken Master», 1978, режиссёр Юэнь Ву-Пин). Брюсплуатация получила новый импульс с выходом фильма «Игра смерти», который Брюс Ли не успел закончить. Поскольку снято было всего несколько боевых сцен, режиссёру Р. Клаузу пришлось придумывать сюжет фактически заново. Корейский мастер боевых искусств Ким Тхэ Джон сыграл кинозвезду Билли Ло, который выживает после нападения гангстеров и, пользуясь тем, что все считают его мёртвым, начинает мстить. В некоторых сценах в образе Ло выступает сам Ли, тем самым актёр фактически поучаствовал в брюсплуатации.
Аналогичный подход был использован и в продолжении «Игры смерти», боевике «Башня смерти» («Tower of Death», 1980, режиссёр Нг Сиюэнь), только там реальных кадров с Брюсом Ли было совсем мало. Тем не менее оба фильма были сняты с хорошей хореографией поединков, так что их популярности хватило для того, чтобы брюсплуатация оставалась актуальной ещё несколько лет.
К середине 1980-х гг. Брюса Ли вытеснили новые герои популярной культуры, но отдельные фильмы, эксплуатировавшие образ актёра, продолжали появляться. Так, в успешном американском боевике «Не отступать и не сдаваться» («No Retreat, No Surrender», 1985, режиссёр Кори Юэнь) главный герой тренировался под присмотром призрака Ли, а в 2007 г. режиссёр Джастин Лин снял мокьюментари-комедию «Завершая игру» («Finishing the Game: The Search for a New Bruce Lee»), в пародийной манере рассказывавшую о поисках имитатора Ли, который должен был помочь завершить съёмки «Игры смерти».
На рубеже 1990-х и 2000-х гг. в Гонконге, киноиндустрия которого переживала глубокий кризис, появился ещё один, отчасти официальный, двойник Брюса Ли. Актёр и мастер боевых искусств Ши Тяньлун, взявший экранный псевдоним Дракон Сек, был главой китайского отделения Международной федерации джиткундо – техники, разработанной самим Ли. Сек снялся в серии фильмов, в которых откровенно копировал Ли: «Возвращение дракона» («Return of the Dragon», 1998, режиссёр Артис Чоу), «Мастер-дракон» («Dragon the Master», 2001, режиссёр Рэй У), «Мастер-дракон 2» («Dragon the Master 2», 2002, режиссёр Кант Люн), «Дракон в ярости» («Dragon in Fury», 2004, режиссёр Мау Кин-Так).
Большой поклонник фильмов о боевых искусствах, режиссёр К. Тарантино в своём фильме «Однажды в… Голливуде» («Once Upon a Time… in Hollywood», 2019) сделал Брюса Ли в исполнении Майка Мо одним из второстепенных персонажей. В типичной для брюсплуатации манере Тарантино отошёл от исторической достоверности и заставил Ли драться с главным героем фильма, выдуманным голливудским каскадёром Клиффом Бутом в исполнении Б. Питта.