Исследования привязанности Эйнсворт
Иссле́дования привя́занности Э́йнсворт, проведённые М. Эйнсворт психологические эмпирические исследования, направленные на получение данных относительно привязанности в диаде «мать – ребёнок». В результате этих исследований была разработана методика измерения качества привязанности и описана классификация отношений привязанности. Исследования были проведены в Уганде (1954–1955) и в Балтиморе (США, 1963).
Центральными идеями М. Эйнсворт, которые расширили теорию привязанности Дж. Боулби, являются: 1) понятие о надёжности привязанности (Ainsworth. 1963; 1967); 2) методика измерения качества привязанности «Незнакомая ситуация» (Ainsworth. 1971); 3) классификация системы отношений привязанности, включающая избегающий тип (А), надёжный тип (В) и сопротивляющийся, или амбивалентный, тип (С) (Patterns of attachment. 1978); 4) эмпирически подтверждённая связь между отзывчивостью матери и надёжностью привязанности (Ainsworth. 1974); 5) вывод о том, что отношения, в которых мать свободна от собственных забот и тревог, позволяют с большей вероятностью формировать надёжную привязанность.
Первое исследование Эйнсворт провела в период пребывания в Уганде в г. Кампала (1954–1955). В исследовании приняли участие 26 восточноафриканских семей с детьми в возрасте от 1 до 24 месяцев. Исследование проводилось путём интервьюирования матерей и наблюдения за взаимодействием в диаде «мать – ребёнок» в домашней обстановке раз в 2 недели по 2 часа на протяжении 9 месяцев. В ходе исследований Эйнсворт фиксировала сигналы о необходимости близости и защиты, поступавшие от ребёнка в адрес матери. Результаты, собранные в Уганде, были представлены на научном семинаре, посвящённом изучению развития детей раннего возраста, организованном Боулби в 1960 г. В 1963 г. данные были официально опубликованы (Ainsworth. 1963).
Ценной находкой, полученной в ходе интервью с матерями и ставшей предметом для будущих исследований, стала различная степень материнской чувствительности к сигналам младенца, которую Эйнсворт оценивала, опираясь на то, насколько подробно мать могла описать нюансы поведения ребёнка.
В результате наблюдений в Уганде Эйнсворт выделила три категории паттернов в поведении привязанности: надёжно привязанные младенцы, которые мало плакали и демонстрировали свободную исследовательскую активность в присутствии матери; ненадёжно привязанные младенцы, которые часто плакали даже на руках у матери и демонстрировали низкую исследовательскую активность; младенцы с отсутствием сформированной привязанности к матери, которые не демонстрировали необходимости связи с матерью. Также было обнаружено, что надёжность привязанности положительно коррелирует с уровнем чувствительности матери, т. е. у чувствительных матерей дети проявляли поведение надёжной привязанности, а дети с ненадёжной привязанностью имели матерей с низкой чувствительностью. Кроме того, была обнаружена связь между грудным вскармливанием и надёжной привязанностью.
Собранные в Уганде данные (Ainsworth. 1963; 1967) послужили основой для изучения индивидуальных различий в паттернах поведения, характеризующего привязанность. В попытке расширить базу своих наблюдений Эйнсворт в 1963 г. в г. Балтимор реализовала второй исследовательский проект, примечательный своей тщательностью.
В исследовании приняли участие 56 матерей, отобранных ещё на этапе беременности. Процедура исследования включала 18 посещений семей по 4 часа каждое с целью сбора наблюдений над взаимодействием матери и ребёнка в домашней обстановке. В общей сложности по каждой семье было собрано 72 часа наблюдений, фиксирующих поведение детей в возрасте от 4 до 54 недель, при этом все устные беседы участников и экспериментатора были записаны на аудиопленку (Patterns of attachment. 1978; Ainsworth. 1982).
Внимание Эйнсворт привлекла такая характеристика поведения матери, как её отзывчивость на сигналы ребёнка; в качестве показателей отзывчивости были выделены чувствительность, уместность и оперативность реагирования. Было обнаружено, что отзывчивость матери по отношению к сигналам ребёнка в возрасте от 1 до 3 месяцев в ситуациях кормления, игр с контактом глаз, физического контакта, а также в ситуациях дистресса является значимым предиктором для более гармоничных отношений в диаде «мать – ребёнок» в возрасте 9–12 месяцев. Ребёнок, на плач которого мать реагировала оперативно и уместно в первые 3 месяца его жизни, в 9–12 месяцев плакал реже. Эйнсворт объясняла это тем, что уместная и оперативная отзывчивость матери способствует развитию уверенности ребёнка в способности самостоятельно контролировать своё состояние (Bell. 1972).
В рамках Балтиморского проекта Эйнсворт была разработана методика лабораторного эксперимента, получившая название «Незнакомая ситуация» (Ainsworth. 1971). Она задумывалась для изучения привязанности в ситуации разлуки ребёнка с матерью и включала последовательность из 8 эпизодов общей длительностью 20 минут. По сценарию, процедура начинается с эпизода, где мать с ребёнком совместно знакомятся с лабораторной игровой комнатой, новой для ребёнка. Спустя некоторое время к матери с ребёнком присоединяется незнакомая женщина (экспериментатор) и взаимодействует с ребёнком в присутствии матери. Далее, согласно сценарию, мать выходит из комнаты, оставляя ребёнка играть с незнакомкой, и возвращается спустя некоторое время (первая сепарация и первое воссоединение). Затем ребёнка оставляют в комнате одного, после чего и мать, и незнакомка возвращаются (вторая сепарация и второе воссоединение).
В эксперименте приняли участие 56 семей с детьми 11–12 месяцев. Хотя процедура эксперимента предназначалась прежде всего для изучения поведения ребёнка в ответ на отсутствие матери, данные наблюдений за поведением ребёнка в эпизодах воссоединения оказались особенно ценными и интригующими. Эйнсворт выделила группу детей, которые, независимо от своего поведения в эпизоде расставания с матерью, при воссоединении активно выражали радость при виде матери, готовность к взаимодействию и физическому контакту (группа B). Особый интерес у Эйнсворт вызвала группа детей, которые при воссоединении демонстрировали злость по отношению к матери, кричали и требовали контакта, однако при попытке матери взять их на руки сопротивлялись и выражали недовольство (группа С). Еще одна группа детей, которую Эйнсворт удалось выделить в отдельную категорию, не требовала контакта и проявляла избегающее поведение по отношению к матери в эпизоде воссоединения, хотя при расставании такие дети искали мать и демонстрировали беспокойство (группа А).
Дальнейший анализ выявил корреляционные связи между паттернами поведения детей в эксперименте «Незнакомая ситуация» и особенностями взаимодействия матери и ребёнка в домашних условиях (Ainsworth. 1974). Дети, в эксперименте демонстрирующие амбивалентное (группа С) и избегающее (группа А) поведение, оказывались из семей, где отношения в диаде «мать – ребёнок» на протяжении первого года жизни ребёнка оценивались по результатам наблюдений как менее гармоничные по сравнению с детьми, которые искали близость и поддержку в эпизодах расставания (группа В) (Patterns of attachment. 1978). Дети с избегающим поведением в эксперименте (группа А) часто выражали злость по отношению к матери в домашней обстановке (Main. 1982). Исследования также показали, что матери таких детей имеют низкий уровень способности к выражению своих эмоций, часто испытывают раздражение в ответ на сигналы ребёнка, имеют низкий уровень удовлетворенности материнством (Main. 1981). Матери детей, которые демонстрировали амбивалентное поведение в экспериментальной ситуации (группа С), часто были непоследовательны в реакциях на сигналы ребёнка на протяжении первого года его жизни.
Обнаруженные взаимосвязи Эйнсворт объясняет результатом адаптации ребёнка к стилю взаимодействия с ним ухаживающего взрослого, а избегающее и амбивалентное поведение ребёнка в ситуации воссоединения с матерью рассматривает как нарушение в системе привязанности (Ainsworth. 1984).
Результаты кросс-культурных исследований поведения привязанности с использованием методики «Незнакомая ситуация» отличаются вариативностью. Так, в исследованиях северогерманских семей избегающее поведение (группа А) встречается чаще остальных (Maternal sensitivity ... 1985), а израильские и японские дети чаще всего демонстрируют амбивалентное поведение (группа С) (Miyake. 1985; Attachments in a multiple-caregiver ... 1995).