Бауэр Вальтер
Ба́уэр Ва́льтер (Walter Bauer) (8.8.1877, Кёнигсберг, Германская империя, ныне Калининград, Российская Федерация – 17.11.1960, Гёттинген, ФРГ), немецкий протестантский теолог, историк раннего христианства. Автор многих работ по экзегезе Нового Завета, по истории раннехристианской литературы, истории канона, толкования и лексике Библии. Изучал теологию в Марбурге и Берлине и востоковедение в Страсбурге. Получил докторскую степень по теологии (1902, посвящена прежде всего лексике традиции премудрости у апостола Павла), вскоре защитил хабилитационную диссертацию по истории канона Нового Завета в сирийской Церкви с 4 в. и до её раскола (Der Apostolos der Syrer in der Zeit von der Mitte des 4. Jh. bis zur Spaltung der syrischen Kirche. 1903). С 1903 г. приват-доцент по кафедре Нового Завета в Марбургском университете, с 1913 г. профессор в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша), в 1916–1945 гг. профессор Гёттингенского университета. Образование во многом определило приверженность Бауэра идеям либеральной теологии, среди его учителей были теологи А. фон Гарнак, А. Юлихер, Г. Ю. Гольцман, востоковед Т. Нёльдеке.
Для описания культурно-религиозной ситуации Сиро-Палестинского региона времени возникновения Нового Завета Бауэр использовал методику школы истории религии, привлекая для понимания Нового Завета не только эллинистические религиозные тексты, но и тексты других культур Древнего Востока. По мнению Бауэра, богослужение первохристианских общин, и особенно Павловых, сложилось под влиянием языческой эллинистической религиозности. Анализу раннехристианской литературы, не вошедшей в канон Нового Завета, посвящена одна из его первых работ: предметом исследования стало развитие апокрифической традиции о жизни Иисуса Христа (Das Leben Jesu im Zeitalter der neutestamentlichen Apokryphen. 1909).
В определении религиозной среды, в которой возникло Евангелие от Иоанна, труды Бауэра демонстрируют быструю эволюцию научного исследования этого текста в первые десятилетия 20 в., обусловленную развитием методологии школы истории религий. Если в 1-м издании комментария (1912) Бауэр интерпретирует евангельский текст в основном материалами по истории религий эллинистического мира вообще, то начиная со 2-го издания книги (1925, 1933) привлёк гностические документы мандеизма, на которые Евангелие реагирует критически (в этом он близок к Р. Бультману).
К гёттингенскому периоду работы Бауэра относятся его толкования посланий Игнатия Антиохийского и послания Поликарпа Смирнского к Филиппийцам (1920), демонстрирующие его интерес к текстам ранней истории церкви, в данном случае 2 в.
Особенно большой резонанс в историографии раннего христианства вызвала работа Бауэра «Правоверие и ереси в древнейшем христианстве» (Rechtgläubigkeit und Ketzerei im ältesten Christentum. 1934). Бауэр оспаривает доминирующую в церковной исторической науке начиная с Евсевия Кесарийского традицию, согласно которой ереси в раннем христианстве возникли в результате отпадения их групп от основного вероучения и, таким образом, по отношению к христианской церкви являются более поздними как по времени возникновения, так и по содержанию. Согласно Бауэру, то, что известно в церковной традиции как ересь, на самом деле было проявлением первоначального христианства (в Эдессе – Маркион, Бардесан, Мани; в Египте до 200 – гностическое христианство). По мнению Бауэра, в период создания текстов Нового Завета ортодоксальное (православное) христианство ещё не существовало. Его вероучение утвердилось позже, в период экспансии Римской церкви и репрессий против еретиков со стороны властей. Критики отмечали необоснованность оценок времени и территории распространения православного христианства ко 2 в. н. э.; Бауэр, по их мнению, строил своё доказательство в ситуации «молчания источников» (лат. argumentum ex silentio). Вместе с тем точка зрения, согласно которой христианство первых 2 веков характеризовалось разнообразием традиций, стала общим местом современной новозаветной библеистики.
Бауэр – издатель ставшего классическим «Словаря Бауэра» [«Wörterbuch zum Neuen Testament» (основан Э. Пройшеном в 1910, переработан Бауэром в 1928)]. В словаре даётся возможность оценить эллинистический греческий язык для понимания Нового Завета и современной ему христианской литературы. Для истории экзегезы Нового Завета он важен потому, что здесь приводятся цитаты из греческой литературы, а также тексты авторов, не привлекавшиеся прежде для толкования Нового Завета; тем самым выявляется то общее, что связывало язык Нового Завета и не вошедших в канон раннехристианских писаний с языческой литературой и литературой эллинистического иудаизма. Английский перевод издания (1957) сделал словарь достоянием мировой науки и университетской теологии. 6-е, исправленное издание (1988) на немецком языке под редакцией Б. и К. Аландов актуализировано и соответствует международным стандартам.
Бауэр – издатель ряда авторитетных теологических журналов по библеистике: Theologische Literaturzeitung (1930–1939) и Zeitschrift für die neutestamentliche Wissenschaft und die Kunde der älteren Kirche (с 1949). Удостоен научных наград: с 1925 г. член Академии наук в Гёттингене, с 1933 г. почётный член Общества библейской литературы и экзегезы, с 1949 г. член научного общества «Уппсальского объединения Нового Завета» (Sodalicium Neotestamenticum Upsalense).