Бастианини Этторе
Бастиани́ни Этто́ре (Ettore Bastianini) (24.9.1922, Сиена – 25.1.1967, Сирмионе, область Ломбардия; похоронен в Сиене), итальянский оперный певец (баритон).
Родился в бедной семье, с юных лет был вынужден работать. Систематического музыкального образования не получил, в 1938–1939 гг. брал уроки оперного пения у Ф. Амманати в Сиене. На концертной эстраде дебютировал в 1940 г., в 1942 г. победил на итальянском конкурсе вокалистов во Флоренции. Во время 2-й мировой войны, в 1942–1945 гг., служил в авиационных войсках. По окончании войны, в ноябре 1945 г., дебютировал на оперной сцене в басовом амплуа (Коллен в опере «Богема» Дж. Пуччини), до 1951 г. исполнял как небольшие (Авимелех – «Самсон и Далила» К. Сен-Санса, Альвизо – «Джоконда» А. Понкьелли), так и значительные (Дон Базилио – «Севильский цирюльник» Дж. Россини, Феррандо – «Трубадур» Дж. Верди) басовые партии.
Его вокальный педагог, Л. Беттарини (из Турина), убедил певца перейти к баритоновому репертуару. Первые выступления Бастианини-баритона состоялись в Сиене в 1952 г. (Жермон в опере «Травиата» Верди и Риголетто в его же одноимённой опере). Признание пришло к певцу в конце 1952 г., после исполнения в Муниципальном театре Флоренции партии Елецкого («Пиковая дама» П. И. Чайковского). Редкие для итальянцев в те годы партии из русских опер он с тех пор регулярно включал в репертуар, в их числе: Томский («Пиковая дама», фестиваль «Флорентийский музыкальный май», 1953–1954), Мазепа (одноимённая опера Чайковского, Флоренция, 1954), Дон Карлос («Каменный гость» А. С. Даргомыжского, Перуджа, 1955), Андрей Болконский («Война и мир» С. С. Прокофьева, Флоренция, 1953), Евгений Онегин (одноимённая опера Чайковского; Бастианини дебютировал в этой роли в театре «Ла Скала», 1954).
В 1953 г. дебютировал в «Метрополитен-опере», исполнив партию Жермона («Травиата»). Получил всеамериканскую известность после гастролей весной 1955 г. (выступал в Филадельфии, Кливленде, Бостоне, Хьюстоне, Далласе). 28 мая 1955 г. принял участие в исторической постановке «Травиаты» на сцене «Ла Скала» (режиссёр Л. Висконти, в заглавной роли – М. Каллас). В 1958 г. дебютировал на Зальцбургском фестивале (Родриго в опере «Дон Карлос» Верди, дирижировал Г. фон Караян).
Карьера Бастианини достигла вершины в конце 1950-х гг., когда его признали эталонным вердиевским баритоном. В этот период в его вердиевский репертуар вошли (помимо ранее освоенных Риголетто и Жермона) партии: Амонасро («Аида»), Родриго («Дон Карлос»), Граф ди Луна («Трубадур»), Ренато («Бал-маскарад»), Дон Карлос («Сила судьбы»), Яго («Отелло»). Значимы и партии в операх веристского репертуара: Скарпиа и Марсель («Тоска» и «Богема» Дж. Пуччини), Шарль Жерар («Андре Шенье» У. Джордано), Альфио («Сельская честь» П. Масканьи). Постоянные партнёры Бастианини – знаменитые певцы М. дель Монако, Р. Тебальди, Ф. Коссотто, Р. Скотто; многолетняя личная дружба связывала его с Ф. Корелли. В 1963–1965 гг. выступал редко, вследствие серьёзной болезни критические изменения в его пении становились всё заметней. Последний раз выступил на сцене в опере «Дон Карлос» Верди на сцене «Метрополитен-оперы» в декабре 1965 г.
Лучшие аудиозаписи Бастианини сделаны во 2-й половине 1950-х и в начале 1960-х гг.: это партии в операх «Фаворитка» (1955) и «Лючия ди Ламмермур» (1959) Г. Доницетти, «Сила судьбы» (1955) и «Дон Карлос» (1961) Дж. Верди, «Андре Шенье» У. Джордано (1956), «Севильский цирюльник» Дж. Россини (1956).