Аэростат
Аэроста́т (от аэро… и греч. στατός – стоячий, неподвижный), летательный аппарат, использующий аэростатическую подъёмную силу, которая создаётся заключённым в газонепроницаемую оболочку газом (водород, гелий, нагретый воздух) с меньшей, чем у атмосферного воздуха, плотностью. Аэростаты подразделяют на свободные, привязные и управляемые – дирижабли.
Свободные аэростаты (СА) применяют для изучения атмосферы, астрономических исследований, испытаний аппаратуры и снаряжения, переноса и сброса боевых грузов, в спортивных, рекламных, разведывательных и иных целях. В зависимости от назначения СА могут быть с экипажем и без него, совершать длительные или кратковременные полёты. СА с экипажем имеют устройства, позволяющие регулировать высоту полёта, скорость подъёма и спуска и прекращать полёт по желанию пилота. Аналогичные устройства имеют некоторые виды беспилотных СА, называемые автоматическими аэростатами; шары-зонды, радиозонды и некоторые беспилотные СА, предназначенные для пиковых (рекордных) высотных полётов, таких устройств не имеют. Пилотируемые СА с открытой гондолой для подъёма на высоту до 7–12 км называют субстратостатами, пилотируемые СА с герметичной гондолой и автоматическим аэростатом для подъёма в стратосферу – стратостатами.
СА состоят из мягкой оболочки, обычно шарообразной формы, к которой на сетке или стропах подвешивают гондолу, где размещаются воздухоплаватели, аппаратура и балласт в виде мешков с песком или дробью (пилотируемые СА) либо контейнеры с аппаратурой, балластом и парашют (беспилотные СА). Оболочки пилотируемых СА, как правило, делают открытыми снизу, а беспилотных – как открытыми, так и замкнутыми. В открытых оболочках, полностью наполненных, подъёмный газ при расширении частично выходит через отверстие внизу оболочки. Это уменьшает массу СА. В замкнутых резиновых оболочках шаров-зондов и радиозондов подъёмный газ создаёт внутреннее давление, под действием которого оболочки растягиваются; при этом аэростат увеличивается в объёме в 60–300 раз, что позволяет ему подниматься на высоту до 45–48 км. Оболочки большей частью беспилотных и пилотируемых СА, предназначенных для полётов в стратосферу, изготовляются из полимерных плёночных и тканеплёночных материалов и рассчитаны на одноразовое применение. Их объём 15–100 тыс. м3. Оболочки спортивных СА, наполняемые тёплым воздухом, делаются из прочных термостойких тканей, рассчитанных на многоразовое применение. Объём таких аэростатов от 400 до 20 тыс. м3 и более. Многократно используются также парашютирующие оболочки автоматических аэростатов.
В качестве подъёмного газа в большинстве автоматических и беспилотных СА, предназначенных для пиковых полётов, применяют водород. Автоматические аэростаты, поднимающие дорогостоящую исследовательскую аппаратуру, а также пилотируемые исследовательские и рекордные СА наполняют преимущественно гелием или смесью гелия с водородом. В спортивных СА используют водород либо тёплый воздух. Для нагревания воздуха обычно применяют газовую горелку, которую укрепляют на специальной раме в устье отверстия в нижней части оболочки, такие аэростаты называют тепловыми, или «монгольфьерами» (по имени изобретателей аэростата братьев Ж.-М. и Э.-Э. Монгольфье).
Подъём СА достигается увеличением подъёмной силы посредством сбрасывания части балласта или повышения температуры подъёмного газа, а снижение – уменьшением подъёмной силы вследствие естественного охлаждения газа или выпуска его через специальный (газовый) клапан в верхней части оболочки. Изменяя высоту полёта с учётом направления и скорости ветра, можно в некоторых пределах регулировать направление и дальность полёта СА. Спуск гондолы с экипажем или перевозимого груза возможен также путём отцепления их от оболочки на высоте и последующего снижения на парашюте. Снижение СА с оболочкой парашютирующего типа начинается с выпуском подъёмного газа, одновременно оболочка наполняется воздухом через открытое нижнее отверстие, превращаясь в своеобразный парашют.
Привязные аэростаты (ПА) применяют для подъёма исследовательской аппаратуры, радиолокаторов, ретрансляторов, в качестве средств связи, для зондирования атмосферы, защиты от налётов авиации (аэростат заграждения) и в других целях. В отличие от СА привязные аэростаты при подъёме, стоянке на высоте и спуске удерживаются привязным тросом, нижний конец которого закрепляется на лебёдке на специально оборудованной площадке. Изменяя при помощи лебёдки длину привязного троса, можно регулировать высоту подъёма ПА, а также перемещать его в горизонтальной плоскости. В зависимости от назначения ПА могут быть с экипажем или без него.
ПА имеют слегка вытянутую обтекаемую оболочку (корпус) с кормовым оперением, которое обеспечивает ей устойчивость и создаёт дополнительную аэродинамическую подъёмную силу; к корпусу крепится гондола для экипажа или контейнер с аппаратурой и привязной трос. Для изготовления оболочек применяют специальные ткани, такие, как для спортивных или автоматических СА. В качестве подъёмного газа используют водород или гелий. Объём оболочки ПА – от нескольких метров кубических до 10–12 тыс. м3. Неизменность формы и жёсткость оболочки ПА достигается путём наполнения воздухом специальной камеры (баллонета), расположенной в нижней части оболочки, либо посредством резиновых стяжек. Баллонет и пневматическое оперение наполняются встречным воздушным потоком (через улавливатели) или при помощи вентиляторов, работающих от бортовой энергосистемы. Привязной трос делают из стальных проволок или синтетических нитей. При использовании ПА в качестве антенны трос снабжают наружной медной оплёткой. Для телефонной связи и электропитания бортовых систем от внешних источников применяют привязные кабель-тросы с токопроводящей центральной жилой.
ПА обычно поднимаются на высоту до 2–5 км при скорости ветра до 35–40 м/с. При подъёме выше 5 км используют системы из 2 или 3 последовательно соединённых аэростатов (системы тандем и триплет), что позволяет достигать высоты 8–10 км при скорости ветра 21–23 м/с. Для подъёма на высоту 13 км и более применяют стратосферные ПА с оболочкой т. н. оптимальной формы из плёночных армированных материалов, из которых обычно делают оболочки автоматических СА. Подъёмный трос для таких ПА изготовляют из стеклонитей со специальным защитным покрытием из нейлона и других материалов. Подъём стратосферных ПА допускается только при особо благоприятных атмосферных условиях.