Аполлонио ди Джованни
Аполло́нио ди Джова́нни, Аполлонио ди Джованни ди Томмазо (Apollonio di Giovanni di Tommaso) (1415 или 1417, Флоренция – 1465, там же), итальянский живописец и миниатюрист, мастер флорентийской школы.
В публикациях ранее середины 20 в. именуется Мастером Дидоны (нем. Didomeister) (Schubring. 1915. S. 105, 108, 113, 117, 144, 210, 254, 265, 273, 276), Мастером кодекса Вергилия (англ. Virgil Master) (Offner. 1927. P. 6, 27–30), Мастером кассоне Джарвиса (англ. Master of Jarves Cassoni) (Berenson. 1932. P. 347). Предположительно, обучался в мастерской миниатюриста Бартоломео ди Фруозино и, возможно, также у Баттиста ди Бьяджо Сангвини. Впервые упоминается в 1442 г. как член гильдии врачей и аптекарей (итал. Arte dei Medici e degli Speziali), где также числились художники, с 1443 г. – как член флорентийской гильдии святого Луки. Со 2-й половины 1440-х гг. (по другим данным, с 1446) вместе с живописцем Марко дель Буоно Джамберти содержал большую мастерскую, преимущественно специализировавшуюся на росписи предметов интерьера: сундуков – кассоне, подносов – деско да парто (итал. desco da parto; многоугольные или круглые расписные подносы для рожениц), а также портретов и небольших моленных образов для домашних интерьеров. Среди их заказчиков – семейства Медичи, Строцци, Ручеллаи, Альбицци, Пандольфини и др.
Мастерской Аполлонио ди Джованни атрибутируют несколько произведений религиозного характера («Святая Троица со святыми Косьмой, Дамианом, Юлианом, Себастьяном и Франциском», около 1450, Галерея Академии, Флоренция; «Мадонна с младенцем на троне, святым Бенедиктом и святым епископом», около 1460, Музей искусства, Филадельфия), около 50 работ декоративной живописи, выполненных в стилистике интернациональной готики. К числу наиболее известных принадлежат картины – росписи ларей-кассоне на сюжеты «Энеиды» Вергилия (Национальный музей Ренессанса, Экуан; Художественная галерея Йельского университета), странствий Одиссея (1435–1445, Художественный институт, Чикаго; Вавельский замок, Краков), убийства (Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва) и погребения Цезаря (Ашмолеанский музей искусства и археологии, Оксфорд; обе – около 1455 – 1460), «Встреча Соломона и царицы Савской» (около 1440 – 1450; Художественная галерея Йельского университета). С кругом Аполлонио связывают также «Марш Дария на битву при Иссе» (около 1450 – 1455, Рейксмюсеум, Амстердам), «Турнир на площади Санта-Кроче» (около 1440, Художественная галерея Йельского университета), «Великодушие Сципиона» (около 1463–1465, Музей Виктории и Альберта, Лондон), «Взятие Трапезунда» (после 1461, Метрополитен-музей, Нью-Йорк); росписи подносов – деско да парто «Триумф любви» (1453–1455, Национальная галерея, Лондон; около 1460 – 1470, Музей Виктории и Альберта).
Выполнял также работы по иллюминации манускриптов: известны его миниатюры к поэме «Триумфы» Ф. Петрарки (MS Ricc. 1129) и произведениям Вергилия («Буколики», «Георгики», «Энеида»; обе – Библиотека Риккардиана, Флоренция; MS Ricc. 492).