Амарбаясгалант-хийд
Амарбаясгала́нт-хийд (Амарбаясгалант; «Монастырь безмятежной радости»; монастырь Ундур-гэгэна, монг. Өндөр гэгээний хийд), буддийский монастырь в Монголии. Основан в 1727 г. по распоряжению и на средства цинских императоров Канси (правил в 1661–1722) и Юнчжэна (правил в 1723–1735) как усыпальница богдо-гэгэна Дзанабадзара. Один из 3 крупнейших буддийских монастырей Монголии. Расположен на склоне горы Бурэнхан, на территории сомона Баруунбурэн аймака Сэлэнгэ, в северной части Монголии, примерно в 360 км от Улан-Батора.
История монастыря
Строительство началось летом 1727 г., завершилось в 1736 г. Для возведения монастыря привлекались лучшие строители из Хух-Хото. Ламы и послушники монастыря Их-хурээ, основанного Дзанабадзаром, также участвовали в ряде работ, поскольку их монастырь в то время кочевал поблизости. Строительство велось под строгим контролем цинских властей.
В 1727–1729 гг. шли подготовительные работы, завозились материалы. За первые 13 лет были возведены внешние и внутренние ограды, 16 храмов и другие религиозные объекты (храмы Цогчен, Манла, Аюши, Дзу, Махарадж и др.). Позднее были построены дворец Лавран, храмы Нарохаджид, Майтреи и другие, а также здания факультетов астрологии, медицины, тантры, философии и йоги, ламрим и др. В монастыре были сооружены усыпальницы для мощей богдо-гэгэна I Дзанабадзара и богдо-гэгэна IV Лобзанг Тубден Вангчук Джигме Гьяцо (1775–1813). В Амарбаясгаланте проводились все обязательные буддийские службы, хуралы и обряды. Во время больших религиозных праздников в монастыре собирались до 10 тыс. лам и паломников (Ванчикова. 2019. С. 215–218).
В период наибольшего расцвета (к началу 20 в.) в Амарбаясгаланте проживало более 1 тыс. лам, разделённых на 6 аймаков, каждый из которых имел свой храм внутри монастырского комплекса, а их ламы жили вне территории монастыря. Монастырь обладал богатой казной-джасой, имел подсобное хозяйство и стада, которые, как правило, раздавались на выпас по 50–100 голов отдельным монгольским скотоводам. Так, в 1891–1892 гг. в Амарбаясгаланте было 2 тыс. коней, 3 тыс. коров, 5 тыс. овец и коз, 100 верблюдов. Общее поголовье скота превышало 10 тыс. голов животных; их численность менялась в зависимости от погодных условий. В наиболее благоприятных для земледелия долинах рек Ивэн, Орхон и Селенга землепашеством занимались обслуживающие лам скотоводы (шабинары).
Устройство и архитектурные особенности
Для Амарбаясгаланта характерно стилистическое единство и симметрия в расположении зданий, образующих систему замкнутых дворов. Все главные здания следуют один за другим вдоль оси север – юг. В архитектуре преобладает китайский стиль, однако присутствуют элементы и тибетской архитектуры.
Из всех строений комплекса только главный храм (цогчен) сохранил элементы национальной монгольской архитектуры. Это большое 2-этажное квадратное в плане здание с колоннадой по периметру и семью арочными проёмами с каждой стороны. Внутри стены и потолок оформлены изысканным орнаментом с изображениями драконов. Территория храма огорожена двойной стеной без ступ-субурганов, часто использующихся в оформлении ограждений (как в монастыре Эрдэни-дзу).
Амарбаясгалант в 20 в.
К началу 20 в. в монастыре было более 40 построек, включая медицинский (мамба), астрологический (зурхай), тантрический (жүд), главный (цогчен) и другие дацаны. Монастырь серьёзно пострадал в ходе антирелигиозной кампании 1930-х гг., но не был разрушен полностью, как многие монгольские монастыри. В 1944 г. оставшиеся храмы и постройки были взяты под охрану государства, а с 1970 г. монастырь находится под опекой ЮНЕСКО. В 1972 г. начались работы по восстановлению монастыря, которые шли медленно из-за удалённости от городских центров, сурового климата и недостатка специалистов. Полноценное восстановление монастыря стало возможным в начале 1990-х гг. Решающий вклад в восстановление монастыря внёс лама Гуру Дэва Ринпоче (1908–2009), «перерожденец» родом из Ордоса (Внутренняя Монголия).
Современное состояние
В 1993 г. состоялась церемония освящения монастыря, а 21 июля 1994 г. прошла служба, в которой приняли участие первый президент страны П. Очирбат, крупные государственные и религиозные деятели из Монголии и других стран. В 1992–2000 гг. отреставрировано 18 построек, в монастыре появились 40 лам. Восстановление шло за счёт пожертвований учеников Гуру Дэва Ринпоче и его последователей из разных стран. В 2003 г. (по другим данным, в 2002) в монастыре прошла первая за много лет религиозная мистерия цам. Работы по реконструкции продолжаются доныне.
По данным 2018–2019 гг., в монастыре жили около 40 лам, многие из них прошли обучение в монастыре Рабтен Чолинг (Швейцария). Это связано с тем, что Гуру Дэва Ринпоче привнёс в монгольский буддизм культ гневного божества Дордже Шугдена, от почитания которого Далай-лама XIV призвал отказаться; поэтому ламы Амарбаясгаланта не могут обучаться в тибетских монастырях Индии. В 2017 г. в монастыре появился свой «перерожденец» (хубилган) – лама Лувсанравдан.
Помимо ежедневных и еженедельных служб, характерных для буддийских монастырей Монголии, в Амарбаясгаланте проводятся специфические церемонии: мистерия цам, церемония майдари (майдар эргэх) и обряд освящения сосуда (бумба) Гонгора. Считается, что этот сосуд притягивает в дом благополучие и удачу. Впоследствии эту традицию переняли и некоторые другие монастыри Монголии. В то время как большинство буддийских монастырей Монголии поддерживают Далай-ламу и его представителей, Амарбаясгалант представляет альтернативную буддийскую общину, которая выступает за бо́льшую самостоятельность и независимость монгольского буддизма от тибетских школ.