Тег

История Монголии

История Монголии
Найденo 20 статей
Правители
Даян-хан
Дая́н-хан (около 1460 – около 1543), монгольский хан. Собственное имя – Бату-Мункэ. В результате длительной борьбы с владетельными князьями к 1488 г. объединил большинство наследственных владений и объявил себя «великим юаньским ханом». В течение ряда лет поддерживал мирные, в том числе торговые, отношения с Китаем. Кочевал в Халхе, близ хребта Хангай. С 1500 г. перенёс свою ставку в Ордос, совершил несколько военных походов в Китай. Подавил ряд мятежей монгольских феодалов. Его младший сын Гэрэсэндзэ наследовал коренной отцовский улус и стал родоначальником владетельных князей Халха-Монголии.
Портрет Даян-хана (Бату-Мункэ)
Правители
Чингисхан
Чингисха́н (между 1155 и 1162 – 1227), полководец, основатель единого монгольского государства. С 1196 г. хан, к 1205 г. захватил обширные территории, поставил под контроль населявшие их кочевые объединения, в том же году провозглашён великим ханом под именем Чингисхан. Стремился к централизации власти в Монгольской империи, разделил подвластные племена на военно-административные единицы, которые пожаловал в уделы своим родственникам и нойонам, провёл кодификацию обычного права. В 1207–1211 гг. подчинил народы Сибири и уйгуров, в 1211 г. напал на империю Цзинь, в конце 1210-х – начале 1220-х гг. возглавляемые им монгольские воинства действовали в Северном Китае, Мавераннахре и Хорезме, а также на землях современного Афганистана. Начатые Чингисханом масштабные завоевания продолжили его наследники – Чингисиды.
Портрет Чингисхана
Зарубежные города, агломерации. История
Хронотоп: Улан-Батор
Ула́н-Ба́тор (хронотоп), история изменения статуса, политической и административной принадлежности Улан-Батора, города республиканского подчинения в Монголии. Город возник на нынешнем месте в 1779 г. вокруг буддийского монастыря, кочевавшего в области между Хангаем и Хэнтэем с момента своего основания в 1654 г. До 1706 г. известен как Хаании ургуу и Номын Их-Хурээ; в период 1706–1911 гг. назывался Их-Хурээ; в 1911 г. Их-Хурээ переименован в Нийслэл-Хурээ; в 1924 г. получил нынешнее название Улан-Батор. Находился в составе империи Цин (1691–1911); под властью Богдо-гэгэна VIII, богдохана Монголии (1911–1924). Согласно Декларации, заключенной между Россией и Китайской республикой, Монголия признана автономной территорией в составе Китайской республики (1911–1949). В 1924–1992 гг. Улан-Батор являлся столицей Монгольской Народной Республики, с 1992 г. – Монголии.
Деловой квартал, Улан-Батор (Монголия)
Исторические государства
Монгольская империя
Монго́льская импе́рия, держава, образовавшаяся в 13 в. в результате монгольских завоеваний. Основана Чингисханом, который в 1206 г. завершил объединение монгольских племён и за время своего правления присоединил к ней Южную Сибирь, Среднюю Азию, Хорасан, восточный Дешт-и-Кипчак, тангутское государство Си Ся. При наследниках Чингисхана – Чингисидах – в состав империи вошли Междуречье, Закавказье, Корея, Тибет, часть Малой Азии; завершилось покорение всего Китая, были завоёваны западный Дешт-и-Кипчак, Волжско-Камская Булгария и бо́льшая часть Руси; предпринимались попытки вторжения в Японию и страны Юго-Восточной Азии. В середине 13 в. начался распад Монгольской империи, основными причинами которого были междоусобицы, различия в уровнях развития завоёванных стран, несовпадение экономического и политического интересов правящих элит в различных частях империи, а также различная культурная ориентация потомков монгольских завоевателей. В конце 14 в. она прекратила существование.
Пайцза. Китай. Конец 13 в.
Войны, конфликты
Халхин-Гольский конфликт 1939
Халхи́н-Го́льский конфли́кт 1939, вооружённые действия советско-монгольских войск в мае – сентябре в районе нижнего течения реки Халхин-Гол по отражению агрессии японских захватчиков, вторгшихся на территорию Монгольской Народной Республики (МНР). Победа советско-монгольских войск в Халхин-Гольском конфликте заставила японское руководство в дальнейшем воздерживаться от прямого военного столкновения с СССР.
История
Государственные деятели
Тоньюкук
Тоньюку́к (около 2-й половины 7 в. – 1-й четверти 8 в.), государственный деятель Второго (Восточного) Тюркского каганата. Из знатного тюркского рода Ашидэ. Примкнул к антикитайскому восстанию тюрок (679–681). Стал главным советником трёх первых владык их нового каганата. Участник (в том числе полководец) ряда победоносных войн. Один из создателей государственной идеи опоры на тюркские традиции. Деятельность Тоньюкука известна по китайской хронике «Тан-шу» и по его мемориалу, обнаруженному в Монголии в 1897 г.
Стела с биографией Тоньюкука
Религиозные конфессии, деноминации
Буддизм в Монголии
Будди́зм в Монго́лии. Буддизм распространился на территории современной Монголии в 4 в. В имперский период монгольский хан Хубилай объявил тибетский буддизм государственной религией. В постимперский период началась вторая волна распространения буддизма среди монголов, буддийские институты прочно укоренились в монгольских землях, буддизм стал доминирующей религией в Монголии. Сангха как мощная политическая и экономическая сила руководила борьбой за независимость в 1911–1921 гг. К 1940 г. буддийская община была разрушена в результате антирелигиозной кампании под руководством Монгольской народно-революционной партии и представителей СССР. В Монгольской Народной Республике (МНР, 1924–1992) буддийская община существовала под жёстким контролем государства, но при этом играла важную роль во внешней политике СССР и МНР в Азии. Полноценное восстановление сангхи стало возможным после 1990 г. Ныне основной школой буддизма в Монголии по-прежнему остаётся гелуг, хотя есть монастыри школ сакья, ньингма, кагью и даже бон. Представляется, что буддизм в Монголии будет развиваться в сторону национальной самобытности и большей самостоятельности от тибетских школ.
Монастырь Гандантэгченлин, Улан-Батор (Монголия). 1838
Священные тексты
Монгольский буддийский канон
Монго́льский будди́йский кано́н, свод буддийских священных текстов на монгольском языке, восходящий к тибетским собраниям буддийских текстов – Кангьюру и Тенгьюру. По структуре и содержанию монгольский канон связан с тибетским, также состоит из двух объёмных сводов буддийских текстов – Ганджур (буквально – перевод Слова [Будды]) и Данджур (буквально – переводы комментариев). Как и в тибетском каноне, в монгольском существует несколько версий Ганджура и Данджура, поскольку Тибет не знал стандартизированного и принятого всеми школами собрания текстов (поэтому понятие «канон» может условно использоваться для обозначения этих текстов).
Ганджур, ксилографическое издание. Пекин
1
2