Эрдэни-дзу
Эрдэни́-дзу (монг. Эрдэнэ-Зуу хийд; Эрдэнэзуу; тибет. ཨེ་རྡེ་ནི་ཇོ་བོ; Лхундубдэченлинг, тибет. ལྷུན་གྲུབ་བདེ་ཆེན་གླིང་ – место самовозникшего блаженства), буддийский монастырь в Убурхангайском аймаке, в сомоне Хархорин, в Монголии, первый стационарный монастырь в Халхе. Согласно большинству монгольских исторических источников, построен в 1586 г. Абатай-ханом на его личные средства. Абатай-хан – основатель дома тушэту-ханов; для них Эрдэни-дзу стал родовым монастырём.
Расположен в долине реки Орхон, к югу от развалин Каракорума – ранней монгольской столицы. При возведении монастыря в качестве строительного материала использовались собранные в Каракоруме колонны, камни и кирпичи.
История монастыря
Три основных храма монастыря, именуемые Гурван зуу, посвящены трём периодам жизни Будды Шакьямуни: юности, моменту поворота колеса дхармы и преклонным летам. В 1587 г. прошёл обряд освящения монастыря. Его провёл лама школы сакьяпа Лодой Ньингпо (Гоминансо), направленный на эту миссию Далай-ламой III. Настоятелем монастыря далай-лама назначил ламу также школы сакьяпа – Шиддиту Гуши Цорджи, поэтому в монастыре сохранялась традиция школы сакьяпа. Монастырь часто посещал политический и религиозный деятель Монголии Дзанабадзар (1635–1723).
Первоначально основные постройки Эрдэни-дзу были из дерева и сырцового кирпича. Основное строительство началось в 17 в. и продолжалось до середины 19 в. При перестройке 1769 и 1796 гг. деревянные крыши были заменены черепичными, часть деревянных стен – кирпичными. Работы вели в основном монгольские строители; в начальный период строительством руководил монгол по имени Манзушири.
Монастырь сочетает три архитектурных стиля – монгольский, тибетский и китайский. Территория монастыря размером 400 × 400 м огорожена каменной стеной, включающей четверо больших и малых ворот. В стену встроено 108 ступ-субурганов (на каждой стороне стены по 25 субурганов, по углам стен по 2 субургана). Эти субурганы воздвигались разными людьми в честь знаменательных исторических событий или в качестве мемориальных сооружений для захоронения государственных или религиозных деятелей. Первый субурган возвёл в 1674 г. 3-й настоятель монастыря лама Ачиту цоржи Лувсан-Одсар для реликвий матери Дзанабадзара – Ханджамцо.
В 17 – начале 18 вв. Эрдэни-дзу стал центром распространения буддизма, а также политическим и экономическим центром Халхи. По мере становления и расширения монгольской столицы Их Хурээ (ныне Улан-Батор) монастырь постепенно перестал быть политическим центром Халхи.
В 1743 г. в монастыре построили храм, посвящённый Будде Шакьямуни, в котором была возведена статуя Будды, содержащая, по легенде, часть его мощей, подаренных Далай-ламой III. Его основные архитектурные сооружения стали образцами для строительства других монастырей. Его хуралы и службы стали каноничными, в особенности церемония цам, которая впервые была проведена в Эрдэни-дзу в 1786 г. номчи-цорджи-ламой Дагвадаржа. Церемония круговращения Майтреи (Майдари-хурал) была едва ли не самой масштабной из церемоний всех монгольских монастырей. За период своего существования монастырь постоянно перестраивался и расширялся. В нём накопилось множество скульптурных и живописных изображений, равно как и произведений прикладного искусства.
По архивным данным, к 1872 г., в период наибольшего расцвета монастыря, в нём находилось 62 больших и малых храмов, около 500 других построек, проживали около 1,5 тыс. лам. Действовали тантрийский, философский (цаннид), астрологический, учения ламрим и другие учебные факультеты (Ванчикова. 2019. С. 192–195).
Устройство и архитектурные особенности
Три главных храма (Гурван зуу), построенные на беломраморных цоколях, расположены в центре монастыря на одной линии, с парадными входами, ориентированными на восток. В центре – наиболее ранний двухэтажный храм (Гол сумэ, или Их-дзу), по бокам – одноэтажные храмы (левый – Зуун-дзу, правый – Баруун-дзу). В центральном храме находятся скульптуры божеств – хранителей монастыря, Лхамо и Гомбогура. В этих трёх и других храмовых зданиях монастыря сохранились скульптуры, изготовленные Дзанабадзаром и другими мастерами.
Перед тремя главными храмами расположены ступы, в одной из которых хранился прах Абатай-хана. В центре монастыря находится вымощенная каменными плитами «Площадка счастья и благоденствия». Согласно преданию, на ней стояла юрта Абатай-хана, а в 1658 г. на ней была установлена большая деревянная юрта, предназначенная для халхаского сейма князей. Перед площадкой когда-то находилось небольшое озеро, от которого сохранилась лишь неглубокая котловина.
Монастырь в 20–21 вв.
В 1930-е гг. монастырь Эрдэни-дзу подвергся разрушению и был закрыт, а его лам репрессировали. В 1944 г. монастырь и уцелевшие ценности взяли под охрану государства, а в 1947 г. он был преобразован в исторический музей. На протяжении последующих лет в нём регулярно проводились реставрационные работы, в 1965 г. комплексу присвоили статус Государственного музея истории религии.
Ныне сохранились три главных храма, а также храм Лавран, построенный в тибетском стиле, ступа Боди-субурган и несколько малых строений и объектов. С началом демократических преобразований в 1990-е гг. в храме Лавран ламы возобновили религиозные службы. На территории монастыря было основано действующее поныне буддийское училище, названное в честь Дзанабазара. Обучение в нём включает не только предметы буддийской образовательной программы, но и светские дисциплины. Весь храмовый комплекс входит в государственный реестр музейных учреждений Монголии и находится под охраной государства, кроме храма Лавран, в котором проводятся церемонии.
Эрдэни-дзу стал крупным туристическим и паломническим центром. В 2004 г. включён ЮНЕСКО в список Всемирного наследия в составе культурного ландшафта долины реки Орхон.