«Алиса» (рок-группа)
«Али́са», российская рок-группа. Одна из наиболее значительных групп в истории российской рок-музыки.
Основана в 1983 г. в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) Святославом Задерием (в 1986 покинул группу). Название коллектива было выбрано Задерием как отсылка к произведению Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». В первоначальном составе: Задерий – бас-гитарист, вокалист; Андрей Шаталин (1960–2023) – гитарист; Павел Кондратенко (род. 1960) – клавишник; Михаил Нефёдов (род. 1961) – барабанщик; Борис Борисов – вокалист, саксофонист. В 1984 г. группа стала членом «Ленинградского рок-клуба» и выступила на его 2-м фестивале.
В 1984 г. в группу приглашён в качестве вокалиста Константин Кинчев, ставший бессменным лидером коллектива и автором практически всех текстов и музыки. После выступления на 3-м фестивале «Ленинградского рок-клуба» (1985) группа записала первый студийный магнитоальбом «Энергия» (звукорежиссер А. Тропилло; в 1988 издан на виниле фирмой «Мелодия»; суммарный тираж альбома с учётом переизданий составил свыше 1 млн пластинок). В 1987 г. вышел второй магнитоальбом «БлокАда» (в 1989 издан на виниле). В 1988 г., во время работы над третьим альбомом «Шестой лесничий» (выпущен в 1989), в группу пришёл гитарист Игорь «Чума» Чумычкин (1965–1993), а в 1989 г. – клавишник Андрей Королёв (род. 1966). В 1989 г. сформировался «золотой состав» группы (существовал до 1993): К. Кинчев – вокалист; И. Чумычкин и А. Шаталин – гитаристы; Пётр Самойлов (род. 1958) – бас-гитарист (с 1985 единственный постоянный участник коллектива помимо Кинчева); М. Нефёдов – барабанщик; А. Королёв – клавишник. В этом составе группа записала ещё два альбома: «Шабаш» (1991; в основе – доработанная в студии запись концерта в московском Дворце спорта «Лужники», 1990), ставший первым двойным концертным альбомом на виниле в истории отечественной рок-музыки, и «Для тех, кто свалился с Луны» (записан в 1992, издан на виниле в 1993).
После гибели И. Чумычкина (1993) и ухода А. Королёва группа до конца 1990-х гг. фактически оставалась квартетом. В записи альбома «Чёрная метка» (1994) и последующем концертном туре в качестве сессионного гитариста принимал участие музыкант группы «Коррозия металла» Сергей «Боров» Высокосов, в записи альбома «Дурень» (1997) – гитарист Александр «Панама» Пономарёв. Во время концертных выступлений К. Кинчев, помимо пения, выполнял функцию ритм-гитариста (акустическая гитара).
С приходом в группу гитариста Евгения Лёвина (род. 1967; в группе с 1998 по 2019) при участии клавишника Дмитрия «Ослика» Парфёнова (настоящая фамилия Пшишляк; род. 1965, в постоянном составе группы с 2000) записан альбом «Солнцеворот» (1998–1999, выпущен в 2000). После выхода альбома «Сейчас позднее, чем ты думаешь» (2003) коллектив покинули А. Шаталин и М. Нефёдов.
С 2004 по 2018 гг. «Алиса» в обновлённом составе [в группу вошли гитарист Игорь Романов (род. 1953, в группе в 2003–2018) и ударник Андрей Вдовиченко (род. 1971, в группе с 2003] выпустила 8 альбомов: «Изгой» (2005), «Стать Севера» (2007), «Пульс хранителя дверей лабиринта» (2008), «Ъ» (2010), «20.12» (2011), «Саботаж» (2012), «Цирк» (2014), «Эксцесс» (2016). С 2018 г. (после ухода Романова и Е. Лёвина) гитаристом группы стал Павел Зелицкий (род. 1990), исполнивший все гитарные партии в последних студийных альбомах – «Посолонь» (2019), «Дудка» (2022) и «Гойда» (2024); в записи альбомов «Дудка» и «Гойда» принял участие Александр Пьянков, приглашённый осенью 2019 г. в состав группы в качестве ритм-гитариста. Альбомы «Эксцесс», «Посолонь», «Дудка» и «Гойда» записаны с привлечением краудфандинга.
Начиная с 1985 г. облик группы полностью определяется К. Кинчевым. Неотъемлемая часть концертных выступлений «Алисы» – использование вокалистом чёрно-белого грима (корпспейнт) в духе глэм-рока 1970-х гг., ярких сценических образов и костюмов (нередко в красно-чёрной палитре), во многом новаторское применение художественного оформления сцены (декорации, световые эффекты, а позднее и концептуальные видеоряды).
Стиль музыки «Алисы» характеризуется эклектичностью и представляет собой пёструю палитру музыкальных направлений: новая волна (песни «Ко мне», «Экспериментатор», «Волна», «Воздух», «Театр теней» – творческое переосмысление песни «Kyoto Song» британского коллектива The Cure), рок-н-ролла («Плохой рок-н-ролл», «Всё это рок-н-ролл», «Нет войне», «Рок-н-ролл – это не работа»), блюза («Я играю в войну», «Эшелон»), панка («Прыг-скок»), психоделического рока («Республика»), фолк-рока («Мама»), хард-рока («Компромисс», «Красное на чёрном», «Движение вспять») и других направлений тяжёлой музыки («Шабаш», «Паскуда», «Небо славян», «Изгой»), рэпа («Меломан», «Чёрный»). К. Кинчев характеризует музыкальный стиль группы как «жги-гуляй-бит» (отсылка к песне «Жги-гуляй» с альбома «Чёрная метка»).
Изначально музыка «Алисы» формировалась под влиянием новой волны, популярной в СССР в 1980-х гг. Созданный в духе этого направления дебютный альбом «Энергия» получился экспериментальным и во многом определил дальнейшее музыкальное развитие группы. В процессе его записи звукорежиссёр А. Тропилло и участники группы использовали самые современные для того времени технические приёмы: многочисленные склейки, врезки, дабл-треки, смещение скоростей и др.; дополнительный звуковой слой в ряде песен создавали фрагменты литературных произведений («Цветы зла» Ш. Бодлера, «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, «Как закалялась сталь» Н. А. Островского), зачитанные участниками группы. К работе над аранжировками были привлечены сессионные музыканты: Сергей Курёхин (клавишные), участники группы «Аквариум» Всеволод (Сева) Гаккель (виолончель) и Александр Куссуль (скрипка), Михаил Чернов (саксофон), Олег Васильев (труба) и др. Последующие два альбома, «БлокАда» и «Шестой лесничий», в целом продолжили эстетику новой волны с добавлением элементов хард-рока в виде жёстких гитарных риффов. В этот период во время студийных записей и особенно концертных выступлений активно использовался саксофон (Александр «Пончик» Журавлёв).
В конце 1980-х гг. в группе сложился гитарный тандем И. Чумычкин – А. Шаталин: техничная импровизация первого и жёсткие блюзовые риффы второго. В сочетании с клавишными и вокалом К. Кинчева этот дуэт в полной мере реализовался при создании хард-рокового концертного альбома «Шабаш» (благодаря плотному живому звуку концертных записей по структуре он ближе к целостному многочастному произведению, нежели сборнику композиций) и студийного альбома «Для тех, кто свалился с Луны», записанного в духе психоделического рока. Вокальные партии Кинчева стали более сложными, аранжировки – многослойными, переплетение двух гитарных партий определило самобытное звучание «Алисы».
Альбом «Чёрная метка», записанный после гибели И. Чумычкина (автора музыки песен «Паскуда» и «То ли про Любовь, то ли про Беду»), стилистически выдержан в духе очень жёсткого хард-н-хэви. Мрачные и тяжёлые гитарные композиции создают атмосферу рок-н-ролльного «реквиема», гармонические и композиционные решения альбома (в эстетике «тяжёлой» музыки и металла) нашли развитие в более позднем творчестве «Алисы».
Во время записи альбома «Солнцеворот» группа начала использовать компьютерные технологии (сэмплы, различные спецэффекты). Жёсткий гитарный саунд альбома стал более насыщенным и ровным, вокал К. Кинчева – более пронзительным и драматичным; в музыкальную концепцию альбома органично вписались электронные спецэффекты, придавая композициям определённый «индустриальный» колорит.
Музыкальный материал и аранжировки альбома «Сейчас позднее, чем ты думаешь» и, особенно, альбома «Изгой», созданные в эстетике ню-металла (и отчасти индастриала), на длительное время определили направление развития группы. Своё новое звучание «Алиса» обрела в том числе благодаря сотрудничеству с немецкими звукорежиссёрами Петером Зайфертом (известен под псевдонимом Jem) и Каем Бланкенбергом, которые осуществляли сведение и мастеринг песен. Лаконичные и прямолинейные жёсткие гитарные риффы, сложные клавишные партии, компьютерные эффекты (реализованные с участием Д. Парфёнова), многослойные аранжировки, эксперименты с ню-металлической стилистикой и другими направлениями тяжёлой музыки получили дальнейшее развитие едва ли не во всех последующих альбомах группы: «Ъ», «Саботаж» и др.
При записи и сведении композиций трёх последних альбомов (все – двойные) – «Посолонь» (выпущен на виниле в 2019), «Дудка» (в 2022) и «Гойда» (в 2024) – музыканты, по замыслу К. Кинчева, старались создать звучание, предназначенное для прослушивания прежде всего на виниловой пластинке. Альбом отличают мелодическое разнообразие, насыщенность и плотность аранжировок, переплетение хард-рокового, блюзового и фолк-рокового материалов. Альбомы «Посолонь» и «Дудка» можно рассматривать как дилогию – две составные части крупного музыкального произведения, которые концептуально и стилистически дополняют друг друга.
Для группы характерно обращение к народным мотивам, фолк-роковые аранжировки («Плач», «Дурак и солнце», «Мама» и др.), использование баяна («Поезд», «Дождь», «Трасса Е-95», «Без креста» и др.), хомуса («Пляс Сибири»), народных духовых инструментов – жалейки, калюки («Окаянные дни», «Покров», «Дудка»).
Особняком в дискографии «Алисы» стоят альбомы «Jazz» (1996) и «Танцевать» (2001), составленные из песен, написанных К. Кинчевым в разные периоды (в основном в 1980-е гг.) и не вошедших по тем или иным причинам в другие альбомы группы. Мелодичные музыкальные темы, расцвеченные тембрами разных инструментов [«Jazz» – скрипка (Сергей Рыженко), баян, фортепиано, орган, челеста (все – Рушан Аюпов), губная гармоника, духовые; «Танцевать» – труба, тромбон], «лёгкое» звучание аранжировок, медленный темп большинства песен, блюзовые гитарные партии сильно отличают эти альбомы от остальных.
Большинство песен «Алисы» написаны на стихи К. Кинчева. Рок-поэзии Кинчева свойственны метафоричность, символизм образов. Для раннего периода группы характерны бунтарские гимны («Мы Вместе», «Моё поколение», «Красное на чёрном») и протестные рок-манифесты («Время менять имена», «Движение вспять», «Аэробика» и др.) с выраженной остросоциальной тематикой, созвучные перестроечным реалиям и настроениям того времени. Тексты некоторых песен из ранних альбомов автобиографичны («Меломан», «Энергия») и гротескно-сатиричны («Новый метод», «Атеист»).
Тексты песен «Алисы» конца 1980-х гг. изобилуют образами русского фольклора, языческой символикой (солнце, луна, дождь, вода, ветер и т. д.) и размышлениями о своём пути и пути своего поколения, ценностных ориентирах, выборе, что отразило духовные поиски К. Кинчева и стало созвучным переломному историческому моменту (перестройка и последующий распад СССР). Наиболее полное воплощение эта тематика получила в альбоме «Шабаш» (песни «Шабаш», «Стерх», «Чую гибель», «Сумерки»). Сквозными образами в творчестве Кинчева с этого времени становятся солнце (как символ света, жизни) и огонь (огненная стихия жизни): песни «Солнце встает», «Солнце за нас», «Солнцеворот», «Солнце на блюдце», «День огня» и др. Мотивы луны и звёзд как образов отражённого солнечного света и символов смены времени суток нашли отражение в песнях «Лунный вальс», «Для тех, кто свалился с Луны», «Пасынок звёзд», «Рождество».
После крещения К. Кинчева в 1992 г. прежние образы и идеи в его текстах приобретают иное значение и звучание. Основные темы песен – осознание ошибок, поиск и выбор своего пути, переосмысление ценностей, православная вера, Родина. Главным героем в текстах, во многом автобиографичных, становится дурак, или дурень («Дурак», «Дурак и солнце») – архетипический персонаж русских народных сказок. Тема выбора дороги, ведущей к правде и спасению, стала ключевой в альбомах «Дурень» и «Солнцеворот». В этих и последующих записях мировоззрение Кинчева отразилось в мотивах грядущего Апокалипсиса («Всадники», «Взрыв», «Армагеддон», «Шестой конвой»), обесчеловечивания общества («Мир»), обесценивания духовных идеалов («Качели»), опасности цифрового социального контроля и вмешательства цифровых технологий в личное пространство человека («Дежавю»). Альбомы «Посолонь», «Дудка» и «Гойда» во многом подытожили темы, которые Кинчев развивал на протяжении всего творческого пути.
На волне популярности группы в конце 1980-х гг. возникло субкультурное явление «алисомания», обусловленное эпатажностью и харизматичностью К. Кинчева, его ярким сценическим образом, современным звучанием и концептуальностью его текстов. В 1991 г. Кинчев создал фан-клуб «Армия "Алиса"»; фан-движение «Армия "Алиса"» в тех или иных формах дошло до 2020-х гг.
«Алиса» – активно концертирующая группа, участник крупнейших советских и российских рок-фестивалей: «Рок против террора» (Москва, 1991), «Наполним небо добротой» (Санкт-Петербург, 1996, 2012), «Крылья» (Москва, 2000, 2004, 2005, 2007), «Рок над Волгой» (Самара, ежегодно в 2009–2013), «Нашествие» и др.
Группа внесла значительный вклад в развитие советской и российской рок-музыки. В России её влияние испытали известные рок-музыканты и группы: Илья «Чёрт» Кнабенгоф («Пилот»), Андрей «Князь» Князев («Король и Шут»), группы F.P.G. (1998), «Дайте Два» (2007).