Тропилло Андрей Владимирович
Тропи́лло Андре́й Влади́мирович (род. 21.3.1951, Ленинград, ныне Санкт-Петербург – 28.4.2024, г. Порламми, Финляндия), российский звукорежиссёр, музыкальный продюсер, изобретатель.
Сын учёного и изобретателя в области радиотехники Владимира Андреевича Тропилло (в 1930-х гг. принял участие в создании первого в СССР радиолокатора). В школьные годы увлёкся радиоделом и звукозаписью. В середине 1970-х гг. окончил физический факультет Ленинградского университета по специальности «физика твёрдого тела». В 1970-х гг. познакомился с представителями ленинградского андерграунда и, увлёкшись идеей записывать советских рок-музыкантов, в 1979 г. организовал кружок звукозаписи «Акустика и звук» при Доме пионеров (Дом юного техника) Красногвардейского района Ленинграда [ныне Центр детского (юношеского) технического творчества Красногвардейского района Санкт-Петербурга «Охта»]. Фактически это стало созданием его собственного звукозаписывающего лейбла «АнТроп» (до 1991 существовал неофициально). Логотип лейбла был разработан ленинградским фотографом Андреем (Вилли) Усовым и впервые появился на магнитоальбоме «Треугольник» группы «Аквариум». Занимался организацией подпольных концертов (группы «Машина времени» и др.).
С 1981 г. в студии звукозаписи при Доме пионеров записал магнитоальбомы всех значительных рок-групп Ленинграда, в их числе: «Мифы» (альбом «Дорога домой», 1981), «Зоопарк» («Уездный город N», 1983; «Белая полоса», 1984), «Кино» («45», 1982; «Начальник Камчатки», 1984; «Ночь», 1986), «Алиса» («Энергия», 1985), «Пикник» («Дым», 1982; «Танец волка», 1984), «Телевизор» («Шествие рыб», 1985), «Ноль» («Музыка драчёвых напильников», 1986), «Аквариум» («Синий альбом», «Треугольник», оба в 1981; «Табу», 1982; «Радио Африка», 1983, финальная стадия записи и сведение проходили на передвижной студии MCI московского отделения фирмы «Мелодия»; «День Серебра», 1984; «Дети Декабря», 1986). Выступал не только как звукорежиссёр, но и как музыкальный продюсер (одним из первых в СССР) во всех записанных магнитоальбомах. Также участвовал в записях как флейтист (альбомы «Треугольник» группы «Аквариум», «45» и «Ночь» группы «Кино», «Белая полоса» группы «Зоопарк», «Энергия» группы «Алиса») и бэк-вокалист (альбомы «Треугольник», «Энергия», «Ночь» и др.). Магнитоальбомы распространялись нелегально. В 1988 г. ряд альбомов («Белая полоса», «Радио Африка», «Энергия», «Ночь» и др.), записанных А. Тропилло, был выпущен фирмой «Мелодия» на виниловых грампластинках; тираж некоторых из них превысил 1 млн экз. (с учётом дополнительных тиражей).
В 1987 г. в посёлке Шушары (ныне в составе Санкт-Петербурга) организовал фестиваль «Рок-нива», в котором принял участие как звукорежиссёр. На передвижной студии «Тонваген» (MCI) фирмы «Мелодия», оборудованной 24-канальным магнитофоном с системой шумопонижения и микшерным пультом фирмы Sony, записал альбомы: «Блокада» группы «Алиса» (издан фирмой «Мелодия» на виниле в 1989), «Гласность» группы «Объект насмешек», «Музыка для мёртвых» группы «Телевизор». В 1988 г. участвовал в организации 6-го фестиваля Ленинградского рок-клуба, который проходил 4–10 июня на Зимнем стадионе в Ленинграде. В 1989–1991 гг. занимал пост директора Ленинградского отделения фирмы «Мелодия»; за время работы издал на виниловых грампластинках под лейблом «Мелодии» ряд магнитоальбомов, записанных в студии при Доме пионеров, а также сделал официальные записи ленинградских рок-музыкантов.
В 1991 г. открыл «Продюсерский центр рок-н-ролльных приходов Единой евангелическо-лютеранской церкви России» в лютеранской церкви Святой Екатерины (с 1972 здесь располагалась Ленинградская студия грамзаписи фирмы «Мелодия») на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. В этом же году звукозаписывающий лейбл «АнТроп», фактически существующий с 1979 г., стал официально зарегистрированной организацией. Пользуясь несовершенством отечественного законодательства в области авторского права (Российская Федерация присоединилась к Всемирной конвенции об авторском праве лишь в 1994), под лейблом «АнТроп» (иногда совместно с лейблом «Мелодия») издавал альбомы ведущих западных рок-групп: The Beatles, The Rolling Stones, Deep Purple, Led Zeppelin, The Cure и др. На конвертах пластинок ставилась маркировка «запись по трансляции», а также видоизменялось оригинальное оформление обложек альбомов, что дополнительно устраняло риск проблем в области авторского права.
В 1990-е гг. продолжал вести активную звукозаписывающую деятельность, а также издавал альбомы на компакт-кассетах и компакт-дисках; в 1999 г. создал собственный завод по производству компакт-дисков, на котором к середине 2000-х гг. было издано около 300 наименований музыкальной продукции (альбомы, сборники, записи концертных выступлений).
В 2014 г. А. Тропилло основал музыкальный проект «Zоопарк». Совместно с бывшими участниками группы «Зоопарк» (гитаристом Александром Храбуновым и бас-гитаристом Наилем Кадыровым) и другими музыкантами исполнял песни Майка Науменко и записал трибьют-альбом к его 60-летию «Хвала Майку в Ми-мажоре. LX in Rock», куда вошли классические хиты «Зоопарка» в новом прочтении. В настоящее время занимается звукозаписью и продюсированием.
А. Тропилло – энтузиаст и новатор советской и российской звукозаписи. Создав собственный лейбл «АнТроп», фактически стал первым в СССР музыкальным продюсером. Записывая советских рок-музыкантов, принимал непосредственное участие в формировании концепции и музыкальной стилистики записываемого материала. Используя в студии при Доме пионеров списанную аппаратуру фирмы «Мелодия» (8-канальный магнитофон, микрофоны фирмы Neumann и советские МК-13, многоканальный микшерный пульт) и отбракованную плёнку, сумел создать уникальный звукозаписывающий и творческий кластер. Постоянно экспериментировал со способами звукозаписи, звуковыми эффектами и сведением музыкального материала. Один из наиболее значительных успехов его экспериментов – запись альбома «Энергия» группы «Алиса». В процессе записи и сведения альбома использовал разнообразные технические приёмы: многочисленные склейки (при сведении песни «Ко мне» были использовано более 100 склеек), врезки, дабл-треки, смещение скоростей и др.; дополнительный звуковой слой в ряде песен создавали начитанные фрагменты литературных произведений.
В кружке при Доме пионеров его учениками были петербургский звукорежиссёр и продюсер Алексей Вишня, рок-музыканты Фёдор Чистяков (группа «Ноль») и Алексей Лебединский (Профессор Лебединский). В 2000-е гг., экспериментируя с цифровыми методами звукозаписи, разработал и запатентовал новый тип цифрового носителя информации – многофункциональный компакт-диск высокой плотности VCDHD (Versatile compact disc high density), а также новый формат цифровой записи – Blu-spec Audio CD vini Sound 2, позволяющий записать на компакт-диск точно такой же сигнал, как на виниловом носителе.
А. Тропилло владел уникальным архивом записей рок-музыкантов, которые внесли значительный вклад в развитие советской и российской культуры.