«Армия "Алиса"»
«Армия "Алиса"». С ростом популярности рок-группы «Алиса» во 2-й половине 1980-х гг. в СССР возникло субкультурное явление «алисомания». Оно было обусловлено эпатажностью и харизматичностью лидера коллектива Константина Кинчева, его ярким сценическим образом, актуальным звучанием и концептуальностью его текстов, активной концертной деятельностью группы.
К концу 1980-х гг. группа «Алиса» стала одним из флагманов советского рок-движения. Её концерты проводились преимущественно на больших площадках (дворцы спорта, стадионы) и собирали тысячи зрителей. В это же время в среде поклонников группы «Алиса» сформировались своеобразные отличительные признаки: некое подобие атрибутики с использованием фирменного логотипа группы (его создал художник А. В. Столыпин) преимущественно в красно-чёрных тонах (отсылка к песне «Красное на чёрном» – визитной карточке группы «Алиса»), поездки на концерты группы в другие города (т. н. выезды), слоган «Мы вместе!» (отсылка к одноимённой песне из альбома «Энергия»), который фанаты скандировали в начале и конце всех выступлений группы. Слоган стал своего рода паролем в среде «алисоманов», обозначая принадлежность к этой субкультуре. Фанаты объединялись в обособленные «рок-тусовки» (в Москве, Ленинграде и других городах), которые стали основой для формирования фан-движения.
15 сентября 1991 г. К. Кинчев объявил в эфире радио «Маяк» о создании фан-клуба «Армия "Алиса"». Он стал первым в СССР официальным фан-клубом определённой рок-группы. В декабре 1991 г. вышел буклет к пластинке «Шабаш», в котором была опубликована информация о фан-клубе «Армия "Алиса"». Условием для вступления в клуб было перечисление по почте до 1 марта 1992 г. 51 руб., в ответ поклонник получал только что вышедшую грампластинку «Шабаш», а также членский билет, который позволял бесплатно посетить любой концерт группы в 1992 г. По замыслу Кинчева, главной функцией фан-клуба должна была стать коммуникация между группой и поклонниками («тусовками» фанатов): оповещения о предстоящих концертах, продажа фирменной атрибутики и т. п. Были созданы два отделения фан-клуба – в Москве (руководитель Галина Владыкина; более 3 тыс. вступивших) и Санкт-Петербурге (руководитель Дарья Васильева; более 1 тыс. вступивших); попытки создать отделения в других городах оказались безуспешными из-за сложной экономической ситуации в стране. Однако масштабы фан-движения и «рок-тусовок» далеко выходили за рамки членства в фан-клубе. По неофициальным оценкам, количество участников фан-движения группы «Алиса» в 1-й половине 1990-х гг. превышало 100 тыс. человек. Помимо коммуникации (почтовая переписка и телефонные звонки) фан-клуб занимался распространением льготных билетов («проходок»), которые выделялись организаторами концертов группы «Алиса» по квотам для членов клуба.
С развитием интернет-технологий и появлением официального сайта «Алисы», где публиковалась информация о предстоящих мероприятиях, коммуникационная функция фан-клуба утратила актуальность. В начале 2000-х гг. фан-клуб «Армия "Алиса"» как организация фактически прекратил своё существование. В 2000–2010-х гг. в Санкт-Петербурге появились другие объединения фанатов группы: «Красно-чёрная сотня», Red-black support, «Черепа», не имеющие чёткой организационной структуры фан-клуба. Эти объединения тем не менее обладают отличительной атрибутикой (в частности, уникальными фанатскими шарфами – «розами») и своими традициями.
В 2016 г. в Санкт-Петербурге и Москве прошли юбилейные концерты в честь 25-летия клуба «Армия "Алиса"». В 2018 г. группа разместила в своём аккаунте на YouTube клип «Армии – с благодарностью от Алисы. Мы вместе!».
После распада фан-клуба под «Армией "Алиса"» К. Кинчев понимает всех поклонников группы, активно посещающих концерты, сохраняющих её традиции и идентифицирующих себя с этим фан-движением.