«Alan Wake»
«Alan Wake», видеоигра в жанрах экшен и триллер. Разработана Remedy Entertainment и издана совместно с компаниями Microsoft Game Studios, Nordic Games и Legacy Interactive в 2010 г. Выпускалась на платформах Xbox 360, Xbox One, Xbox Series X/S, PlayStation 4, PlayStation 5, Nintendo Switch и персональных компьютерах (ПК). Повествование проекта разделено на связанные между собой главы. Игру отличает множество сюжетных линий, часть из которых преподносится пользователям через собираемые записки и радиосообщения.
История создания
Видеоигра впервые была анонсирована на выставке E3 2005 г. (Kasavin. 2005). В 2006 г. компания-разработчик Remedy Entertainment объявила, что в партнёрстве с Microsoft Game Studios собирается адаптировать «Alan Wake» для Xbox 360 и операционной системы Windows Vista. Игра была портирована на ПК спустя 2 года после её выхода на консоли производства компании Microsoft (Thorsen. 2009).
Визуально игра «Alan Wake» полностью оформлена в 3D-графике. Игровой процесс демонстрируется при помощи камеры с видом от третьего лица, закреплённой за спиной главного героя. Внешний вид персонажей основан на параметрах моделей, принимавших участие в создании проекта. Противники были созданы путём рисования концепт-артов и использования фото с последующим их затемнением. Так моделям придавался «потусторонний» эффект (Thorsen. 2010).
Музыкальное сопровождение «Alan Wake» написано композитором П. Аланко. Бо́льшая часть мелодий представлена оркестровыми записями. В июле 2010 г. саундтрек игры был выпущен на CD под названием «Оригинальный саундтрек Alan Wake» («Alan Wake Original Score»).
Сюжет
Действие «Alan Wake» разворачивается в г. Брайт-Фоллс (штат Вашингтон). Главный герой Алан Уэйк – писатель, автор бестселлеров в жанре криминальной фантастики. Он не выпускал новых книг на протяжении двух лет до начала событий игры. Из-за сложностей, связанных с писательской деятельностью, он и его жена – Элис – отправляются отдохнуть в небольшой горный городок. Пока Алан Уэйк спит в машине, ему снится кошмар: на него нападают тёмные силуэты людей. Внезапно появляется луч света, из которого доносится голос неизвестного. Голос сообщает писателю о том, что тёмные фигуры боятся света, благодаря воздействию которого их можно сделать уязвимыми, а после – одолеть обычным оружием. Когда Уэйк просыпается, они с женой оказываются в порту Брайт-Фоллс. Вместе они едут в местную закусочную, где должны забрать ключи от арендованного домика у владельца – Карла Стаки. Когда Алан заходит в здание, он встречает местную жительницу с фонарём, предупреждающую его об опасности, скрытой во тьме. Главный герой не слушает её и в поисках владельца арендованного жилья встречает таинственную старую женщину. Эта женщина сообщает ему, что Стаки заболел и ей поручено передать Алану ключи. Она также подсказывает паре отправиться в хижину на острове, расположенном на озере Колдрон. Алан вновь садится в машину и уезжает с супругой в направлении дома, в то время как позади автомобиля появляется запыхавшийся Карл Стаки. Он кричит им вслед о том, что они не забрали ключи, но машина уже скрывается из виду.
Прибыв на место, Алан и Элис распаковывают вещи. Между ними возникает конфликт, т. к. Элис взяла в отпуск печатную машинку. Она надеялась на то, что красивые виды и обстановка вдохновят её супруга снова заняться литературным творчеством. Также Элис рассказывает Алану о том, что в Брайт-Фоллс он может получить консультацию у известного психолога Эмиля Хартмана, работающего с людьми, которые переживают творческий кризис. Новые обстоятельства поездки приводят главного героя в ярость, в приступе которой он покидает хижину. Внезапно свет на всём острове гаснет, а Элис, боящаяся темноты, начинает звать мужа на помощь. Вернувшись в дом, Алан видит, как его жену утаскивает на дно озера тёмная сущность. Алан Уэйк ныряет в воду следом за ними, но теряет сознание при погружении. Спустя неделю он обнаруживает себя в машине на склоне холма. Герой решает добраться до ближайшей заправочной станции через лес. В чаще его окружают тёмные фигуры, которых он ранее видел во сне. В процессе борьбы с ними и продвижения к пункту назначения главный герой собирает страницы рукописи «Уход» (англ. «Departure»), автором которой является он сам. Алан не помнит, что писал нечто подобное. Со временем выясняется, что события рукописи становятся реальностью, а теневые фигуры – это одержимые жители города. Убив тёмную версию Карла Стаки и добравшись до заправочной станции, герой встречает местного шерифа – Сару Брейкер. Когда он сообщает о пропаже жены на озере Колдрон, оказывается, что ни острова, ни хижины на нём уже давно нет: дом затонул после извержения вулкана в 1970-х гг. После того как Алана забирают в полицейский участок, к нему на помощь приезжает Барри Уилер – его лучший друг и литературный агент. Вместе героям предстоит расследовать причины происходящих в городе мистических событий и предотвратить поглощение Брайт-Фоллс тёмной сущностью, связанной с историей хижины на озере Колдрон.
Игровой процесс
Геймплей «Alan Wake» состоит из изучения локаций, поиска предметов и сражений с противниками. Для боя пользователям доступно несколько видов оружия дальнего боя: револьверы, дробовики, сигнальные ракетницы и охотничьи ружья. Боеприпасы разбросаны по всей локации, часть из них всегда можно найти в аптечках первой помощи, расположенных на стенах и столбах. Также пользователи могут найти мощные ручные фонари с повышенным уровнем заряда и яркостью. Все встречаемые противники изначально устойчивы к атакам главного героя. Для того чтобы сделать врагов уязвимыми для пуль или полностью обезвредить, необходимо определённое время светить на них ручным фонарём, фальшфейером или использовать светошумовую гранату вместе с осветительными приборами, расположенными на локации. В определённые игровые моменты борьба с тёмными сущностями происходит при помощи фар автомобиля и последующего сбивания одержимых жителей при пересечении горных дорог. В качестве противников также предстают стаи ворон и полтергейст – объекты, которые тьма способна поглотить и подчинить себе. Для предотвращения получения урона от неодушевлённых предметов и птиц необходимо продолжительное время направлять на них фонарь или осуществить выстрел сигнальной ракетой. Численное преимущество противников и угроза, исходящая от окружающей среды, вынуждает пользователей рассчитывать количество патронов и остальных ресурсов, поскольку от этого зависит выживание подконтрольного персонажа. Восстановление здоровья главного героя происходит исключительно на свету, например под фонарями. Они зачастую выступают в качестве контрольных точек и мест сохранения прогресса. Помимо ресурсов, необходимых в бою, существует множество коллекционных предметов, к примеру термосы с кофе. Находя их, пользователи могут получать достижения или открывать дополнительные элементы снаряжения.
В 2010 г. выпущены 2 сюжетных дополнения для игры «Alan Wake» – «The Signal» и «The Writer» (Yin-Poole. 2010). В 2010 г. также опубликована новеллизация проекта, написанная Р. Барроузом и изданная Tor Books. В 2012 г. вышел спин-офф «Alan Wake’s American Nightmare». В 2021 г. компания Remedy Entertainment выпустила обновлённую версию проекта «Alan Wake Remastered» с улучшенной графикой и дополнительными видеороликами (Puha. 2021). В октябре 2023 г. вышел сиквел «Alan Wake 2», выпущенный совместно с компанией Epic Games для консолей PlayStation 5, Xbox Series X/S и ПК.
В игре «Alan Wake» даны отсылки к продуктам популярной культуры. Так, в одном из игровых видеороликов есть сцена, вдохновлённая фильмом «Сияние» («The Shining», 1980, режиссёр С. Кубрик). По ходу прохождения игры можно найти телевизоры, которые демонстрируют тот или иной эпизод сериала «Ночные ключи» («Night Springs»), основой для которого послужило шоу «Сумеречная зона». Вид места действия игры (г. Брайт-Фоллс) вдохновлён образами из телесериала «Твин Пикс» (Machkovech. 2020).