Аджастер
Аджа́стер (англ. adjuster – оценщик), физическое или юридическое лицо, профессиональный эксперт по определению страховых рисков и размера убытков в страховании. Посредник, занимающийся урегулированием споров между страхователем, страховщиком и перестраховщиком на основе профессиональной и беспристрастной оценки рисков.
Первоначально аджастеры появились в Европе в конце 18 в. как специалисты по оценке страховых рисков и получили название «оценщики убытков».
В 1937 г. в США была создана Национальная ассоциация независимых страховых аджастеров (National Association of Independent Insurance Adjusters – NIIA) (The blue book NIIA. 2021. P. 4–5).
С возникновением в Англии Ассоциации аджастеров огневых рисков в 1941 г. термин «аджастер» вошёл в широкое употребление в страховой сфере (Шумилина. 2014).
В настоящее время NIIA осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативным документом, который называется «Синяя книга» (Blue Book) и представляет собой свод основных нормативных установлений ассоциации, информационных документов о структуре и руководящих органах юридического лица, адресов и наименований, как находящихся на территории США, так и международных представительств. «Синяя книга» регламентирует деятельность организации и состоит из нескольких нормативных разделов, наиболее значимыми из которых являются «Цели и задачи», «Этический кодекс», «Антимонопольная политика сообщества». Книга устанавливает стандарты, которым должен соответствовать участник ассоциации. В частности, членом ассоциации может быть только полноправная страховая организация, имеющая лицензию, прошедшая мандатный комитет ассоциации, обладающая офисом и доступная для клиентов. Организация должна неукоснительно соблюдать Конституцию, Устав NIIA и Этический кодекс.
Основными целями и задачами организации «Синяя книга» провозглашает создание высокой репутации и уважения к профессии, саморазвитие, сотрудничество со страховой отраслью с целью урегулирования отношений страховщиков и страхователей, укрепление высоких стандартов деятельности независимых аджастеров, содействие во всех сферах в интересах профессии, сохранение высоких стандартов профессиональной этики, информационное обеспечение организаций, нуждающихся в аджастинговых услугах (The blue book NIIA. 2021. P. 4–5). Начиная с 2000-х гг. аджастеры стали участниками развивающегося отечественного страхового рынка. Первые аджастинговые фирмы в РФ возникли как представительства зарубежных компаний, таких как Crawford, Claims Recovery Services, Cunningham Lindsey.
Официально институт независимого страхового аджастинга существует в РФ с 2010 г. с момента создания Национальной ассоциации страховых аджастеров (НАСА). Ассоциация представляет собой общероссийскую некоммерческую организацию, членами которой являются юридические лица, специализирующиеся на оказании услуг в сфере независимого урегулирования убытков, связанных со страховыми событиями. Деятельность организации регламентируется уставом и кодексом профессиональной этики независимых страховых аджастеров, разработанных с учётом международных стандартов и правил, установленных Европейской федерацией лосс-аджастеров (FUEDI). Транснациональная FUEDI включает в себя ассоциации аджастеров практически всех европейских стран.
В мировой страховой практике, в зависимости от специфики поставленных задач, выделяется несколько разновидностей аджастеров:
общественный аджастер (public adjuster) – на возмездной основе занимается урегулированием претензий к страховщику и защищает интересы страхователя;
кадровый аджастер (stuff adjuster) – входит в штат страховой компании; его задачей является регулирование претензий держателей страховых полисов;
внешний аджастер (outer adjuster) – оценивает убытки в сфере страхования транспортных средств и недвижимости, проводит экспертизу вне офиса;
независимый аджастер (independent adjuster) – находясь в штате специализированной организации, оказывает услуги страховщику по урегулированию убытков на основе соответствующего соглашения;
внутренний аджастер (inside adjuster) – занимается регулированием претензий, возникающих по страхованию ответственности перед третьими лицами и в некоторых видах социального страхования;
аджастер претензий (claims adjuster), или аджастер по убыткам (loss adjuster – в Великобритании и Ирландии), – служит страховщиком или осуществляет регулирование страховых претензий по поручению такого страховщика; выступает в интересах страховщика, может входить в штат компании или производить независимую оценку ущерба в целях согласования размера возмещения со страхователем в связи со страховым случаем;
аждастер общей аварии (general accident adjuster) – специалист по урегулированию убытков в сфере морских и океанских перевозок, в задачи которого входит составление отчёта по общей аварии и распределение убытков между участниками перевозки; принимает гарантийные обязательства по общей аварии и депозиты от всех участников регулирования убытков.
На российском страховом рынке такого разнообразия видов аджастеров в силу неустоявшейся практики не наблюдается. Отечественный Кодекс профессиональной этики независимых страховых аджастеров устанавливает обязательные для каждого аджастера профессиональные стандарты и этические принципы. Согласно п. 1 Кодекса независимым аджастером может быть как физическое, так и юридическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, оказывающее аджастерские услуги страховым организациям (страховщикам, перестраховщикам), страховым брокерам, страхователям и выгодоприобретателям.
Кодексом определён перечень экспертных услуг в страховании, оказываемых аджастерами:
осмотр принимаемого в страхование имущества и выдача заключений об оценке страхового риска;
проведение осмотра повреждённого имущества, определение степени и характера повреждений;
расследование обстоятельств, причин наступления и характера события, имеющего признаки страхового случая;
выдача рекомендаций или принятие мер по спасению имущества и уменьшению убытков;
установление факта наступления страхового случая согласно договору страхования;
определение размера убытков, причинённых страхователю в результате страхового случая;
сбор необходимых документов и доказательств, относящихся к страховому случаю;
определение величины страхового возмещения;
сбор документов, доказательств для обеспечения права требования в порядке суброгации, регресса страховой организации, а также прав требования страхователя (выгодоприобретателя) к лицам, ответственным за причинённые в результате наступления страхового случая убытки.
В кодексе названы основные принципы деятельности аджастеров: законность, неукоснительное следование кодексу, честность, объективность, беспристрастность, компетентность и профессионализм, добросовестность, ответственность перед заказчиком за качество оказываемых услуг, свобода суждений и независимость, несовместимость аджастинговой деятельности со страховым посредничеством (аджастер не должен быть страховым агентом или страховым брокером), а также недопустимость аффилированности с какой-либо страховой организацией, замещения должности страхового агента или страхового брокера, неукоснительное следование всем этическим нормам, конфиденциальность, запрет публичного разглашения профессиональной информации, неподкупность.
Таким образом, аджастер призван справедливо и беспристрастно корректировать убытки на страховом рынке.
Вместе с тем Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» не включает аджастеров в число субъектов страхования, хотя в разделе 6 Распоряжения Правительства РФ от 22 июля 2013 г. № 1293-р «Об утверждении Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года» указано, что профессиональную деятельность по оценке ущерба и урегулированию убытков осуществляют аджастеры и аварийные комиссары.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 6 июля 2020 г. № 404н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по страхованию"» устанавливает термин «аджастер» в качестве возможного наименования профессии страхового эксперта, специалиста по урегулированию убытков и специалиста по работе с претензиями. Перечисленные специальности отнесены указанным нормативным правовым актом к базовой группе «Оценщики и эксперты» (п. 3.2).
В судебной практике заключение аджастера имеет статус юридически значимого факта для установления размера нанесённого ущерба (см., например, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 декабря 2019 г. № Ф02-6201/2019 по делу № А19-28839/2018).