Матфей (Мормыль)
Матфе́й (в миру Лев Васильевич Мормыль) (5.3.1938, станица Архонская, Северо-Осетинская АССР, ныне Республика Северная Осетия – Алания – 15.9.2009, Сергиев Посад, Московская область), архимандрит, регент Русской православной церкви, священник, богослов.
В 1956–1959 гг. обучался в Ставропольской духовной семинарии. Продолжил образование в Московской духовной академии (1959–1963). С 1961 г. был послушником Троице-Сергиевой лавры, в 1962 г. принял монашеский постриг с именем Матфей (в честь апостола и евангелиста Матфея). В 1964 г. рукоположен в сан иеромонаха, в 1968 г. возведён в сан игумена, в 1971 г. – архимандрита.
В 1963 г. получил степень кандидата богословия (диссертация «Воскресение Христово в изложении русских богословов-апологетов») и был оставлен в Московской духовной академии в качестве преподавателя таких дисциплин, как Церковный устав, Священное Писание Ветхого Завета, литургика. В течение пяти лет (1969–1974) преподавал хороведение и работу с хором в регентском классе при академии. В 1984 г. получил звание доцента; в 1988 г. утверждён в звании профессора литургического богословия и богослужебного пения. В 1974–1977 гг. занимал должность благочинного Троице-Сергиевой лавры.
Регентская деятельность архимандрита Матфея, начавшаяся во 2-й половине 1950-х гг., продолжалась до конца его жизни. За это время он руководил несколькими хоровыми коллективами: хором учащихся Ставропольской духовной семинарии, хором Московской духовной семинарии, братским и смешанным (т. н. народным) хорами Троице-Сергиевой лавры. В 1971 г. указом патриарха Пимена (Извекова) назначен уставщиком и главным регентом Троице-Сергиевой лавры и руководителем объединённого хора Лавры и Московских духовных академии и семинарии. Этот хор постоянно сопровождал богослужения в Лавре, а также участвовал в патриарших богослужениях в Богоявленском патриаршем соборе, в Успенском соборе Московского Кремля, в храме Христа Спасителя и других храмах Москвы, в концертах, посвящённых церковным торжествам. Сводный хор под управлением архимандрита Матфея в период с 1988 по 2003 гг. совершил более 30 концертных и богослужебных поездок, в том числе зарубежных (Израиль, Франция, Германия, Греция, Италия). Дискография хора насчитывает 27 CD с записями церковных песнопений, исполненных как в условиях богослужений, так и в концертных программах.
Архимандрит Матфей вошёл в историю как крупный церковный музыкант, возродивший традицию мужского монастырского пения, полностью утраченную в советской России к середине 20 в. Собрал и обработал для мужского хора напевы многих русских монастырей: Троице-Сергиевой лавры, Киево-Печерской лавры, Александро-Невской лавры, Саровской Успенской пустыни, Валаамского монастыря, Зосимовой пустыни, Оптиной пустыни, Софрониевой пустыни, Симонова монастыря, Соловецкого монастыря, Гефсиманского скита и др. Также он переложил для мужского состава и обработал большой пласт авторской духовной музыки, в частности сочинения Д. С. Бортнянского, Г. Ф. Львовского, А. А. Архангельского, С. В. Рахманинова, А. Д. Кастальского, П. Г. Чеснокова, иеромонаха Нафанаила (в миру Н. Я. Бачкало), протоиерея Г. Я. Извекова, диакона С. З. Трубачёва. Кроме того, ему принадлежит небольшое число собственных богослужебных композиций.
Музыкальное наследие архимандрита Матфея составляют 6 сборников хоровых партитур, сгруппированных по принципу богослужебного предназначения: «Подобны старинных монастырских напевов» (Москва, 1999), «Литургия. Неизменяемые песнопения для монастырских хоров» (Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2009), «Всенощное бдение» (Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2010), «Песнопения Постной Триоди» (Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2010), «Песнопения Страстной седмицы» (Троице-Сергиева лавра, 2010), «Рождественский Праздничный Триптих» (Коломна, 2010).
В основе его музыкального стиля лежат композиционные нормы современного обиходного многоголосия, отличающегося многообразием воплощений мажорно-минорной тональности. Он высоко оценивал художественный потенциал гласовых напевов и свободно оперировал как устоявшимися приёмами их многоголосного изложения, так и индивидуализированными методами гармонизации. Наиболее ярко это проявилось в утрене Великого пятка, где используются и обиходные, и авторские версии осмогласных песнопений (главным образом киевского распева). В переложениях, гармонизациях и обработках архимандрита Матфея сформировался уникальный тип фактуры, основанный на сосуществовании и взаимозаменяемости гетерофонных, аккордовых и полимелодических принципов построения музыкальной ткани.