Андрусенко Стефан Ананьевич
Андрусе́нко Стефа́н Ана́ньевич (род. 10.3.1958, Москва), российский композитор.
Отец – хоровой дирижёр Ананий Стефанович Андрусенко (1920–2000), с 1973 г. преподавал в Московской консерватории (профессор с 1992); мать – певица Эльза Бернгардовна Браслис (меццо-сопрано; 1924–2009). Дед – Стефан Зотиевич Андрусенко (1888–1978), протоиерей, регент.
Окончил Московскую консерваторию как музыковед (1982, класс В. В. Протопопова) и композитор (1987, класс В. Г. Агафонникова).
В 1983–2000 гг. дирижёр, музыкальный руководитель Российского академического молодёжного театра (РАМТ; до 1992 Центральный детский театр). В этот период на сцене РАМТа с участием А. С. Андрусенко осуществлено около 50 спектаклей, в том числе несколько – с его музыкой («Береника» Ж. Расина, 1993, режиссёр А. В. Бородин; «Поллианна» по роману Э. Портер, 1995, режиссёр В. А. Богатырёв).
Ко времени работы С. А. Андрусенко в РАМТе относится начало сотрудничества с режиссёром А. М. Пономарёвым, продолжающееся поныне. В числе совместных работ: футуристическая опера «Победа над солнцем» (текст А. Е. Кручёных, 1997, РАМТ; спектакль – лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Новация», 1999), «Ёлка у Ивановых. Маленькая ночная опера» (по пьесе А. И. Введенского, 1998, театр «ХаДивадло», Брно, Чехия; спектакль показан на гастролях в Москве), детская драматическая опера «Великаны и козявки» (на стихи С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, Д. И. Хармса, А. И. Введенского и др., 2001, РАМТ), одноактная опера-притча «Полилоги. Мир, Факт, Теория, Бог» (по Введенскому, в рамках балаганного проекта «Кругом возможна опера», 2005, «Маленький Мировой Театр» под руководством Н. В. Анастасьевой-Лайнер, Центр имени Вс. Мейерхольда), «Синяя птица» по М. Метерлинку (2007, Саратовский академический театр юного зрителя имени Ю. П. Киселёва), «Любовь и смерть Зинаиды Райх» В. О. Семеновского (2018, Музей-квартира Вс. Э. Мейерхольда, Москва, совместно с РАМТ; спектакль – лауреат Театральной премии «МК» в номинации «Лучший спектакль малой формы», 2019), «Блоха» по пьесе Е. И. Замятина (2021, Малая сцена РАМТа); множество радиопостановок (в том числе по повестям В. П. Астафьева, 2007).
Среди работ, созданных совместно с другими режиссёрами: пьесы «Школа шутов» (по мотивам поэмы «Корабль дураков» С. Бранта, 2003, режиссёр Н. А. Рощин, Центр имени Вс. Мейерхольда), «Дети священника» М. Матишича (2004, режиссёр А. А. Огарёв, Московский драматический театр имени А. С. Пушкина; спектакль – лауреат Театрального фестиваля в Хорватии, 2005); телефильм «По поводу лысой певицы» (по драме Э. Ионеско, 2007, режиссёр и исполнитель главной роли С. Ю. Юрский, по заказу телеканала «Культура»). В последние годы композитор работает также с актёром и режиссёром А. Г. Кочетковым, руководителем проекта «Яхонтов-театръ» (на базе Музея-квартиры А. Н. Толстого): «Идiотъ» по Ф. М. Достоевскому (2018), «Петербургские арабески» по Н. В. Гоголю, Ф. М. Достоевскому, Д. И. Хармсу, Н. М. Олейникову, А. И. Введенскому (2021).
С. А. Андрусенко отличает чувство индивидуального режиссёрского и актёрского стиля; музыка (в рамках расширенной тональности, с использованием специфических ритмических эффектов и нестандартных инструментальных составов) является неотъемлемой частью спектакля, составляет его «живое тело». Одна из примечательных черт его спектаклей – поющие драматические актёры, с которыми композитор неизменно репетирует сам («Поллианна», «Победа над солнцем», «Ёлка у Ивановых», «Синяя птица», «Школа шутов» и др.). На премьерных представлениях «Школы шутов» была блестяще реализована идея композитора дать в руки актёрам музыкальные инструменты – фантасмагорические смычковые (построены по эскизам Н. А. Рощина).
Наряду с музыкой к спектаклям и радиоспектаклям (всего около 100), пишет симфоническую, камерно-инструментальную музыку [Соната для скрипки и фортепиано, первое исполнение – С. Н. Жемчужина (скрипка), А. Ю. Гришина (фортепиано), 2013, Москва], хоровые и вокальные циклы. В последних также заметно театральное начало (часто с юмористическим элементом): сюита «Не велят Маше...» (обработки русских народных песен для непрофессиональных певцов-солистов, скрипки и фортепиано, посвящена Е. М. Фраёновой; первое исполнение – 2013, Москва), «Иерусалимская сюита» на стихи И. Б. Озёрной (для сопрано и баса в сопровождении скрипки, контрабаса и фортепиано, 2016).