Промышленность

Промышленность

Добыча полезных ископаемых

Добыча полезных ископаемых

Химическая промышленность

Химическая промышленность
Хладагент
Хладагент
Хладаге́нт (холодильный агент), рабочее вещество холодильной машины, которое при кипении или в процессе расширения отнимает теплоту от охлаждаемого объекта и затем после сжатия передаёт её охлаждающей среде (воде, воздуху и т. п.). В качестве хладагента в паровых компрессионных машинах используются хладоны, аммиак, углеводороды (пропан, этан, этилен) и другие вещества, в абсорбционных – водные растворы аммиака и бромида лития, в пароэжекторных – водяной пар. Применяются также сжиженные газы – воздух, азот, водород, гелий. Например, жидкий He служит хладагентом для охлаждения сверхпроводящих магнитов. Хладагенты должны иметь низкую температуру кипения при атмосферном давлении, низкое давление конденсации, высокий коэффициент теплопроводности и теплопередачи, высокую объёмную холодопроизводительность и др. В зависимости от температуры кипения при атмосферном давлении хладагенты подразделяют на высокотемпературные (выше –10 °C), умеренные (ниже –10 °C) и низкотемпературные (ниже –5 °C).
Лейбензон Леонид Самуилович
Лейбензон Леонид Самуилович
Лейбензо́н Ле­о­ни́д Самуи́лович (1879–1951), российский учё­ный в об­лас­ти ме­ха­ни­ки и гор­ной нау­ки, академик АН СССР. Лейбензон – ос­но­ватель российских школ под­зем­ной гид­рав­ли­ки и неф­те­про­мы­сло­вой ме­ха­ни­ки; им соз­да­ны тео­рии дви­же­ния га­зов в по­рис­той сре­де, фильт­ра­ции га­зи­ро­ван­ных жид­ко­стей, ди­на­мическая тео­рия глу­бин­но­го на­со­са, пред­ло­же­ны ме­то­ды рас­чё­та неф­те­про­мы­сло­во­го обо­ру­до­ва­ния. Ряд тру­дов Лейбензона по­свя­щён при­клад­ным во­про­сам тео­рии уп­ру­го­сти и проч­но­сти: «Ва­риа­ци­он­ные ме­то­ды ре­ше­ния за­дач уп­ру­го­сти с при­ло­же­ни­ем к кручению и из­ги­бу авиа­ци­он­ных про­фи­лей» (1940), «Эле­мен­ты ма­те­ма­тической теории пластичности» (1943), «Курс тео­рии уп­ру­го­сти» (2-е издание, 1947) и др. Лауреат Государственной премии СССР. На­гра­ж­дён ор­де­на­ми Ле­ни­на.

Выдающиеся учёные-энергетики

Выдающиеся учёные-энергетики
Николай Пономарёв-Степной

Пономарёв-Степной Николай НиколаевичПономарёв-Степной Николай Николаевич

Пономарёв-Степно́й Ни­ко­ла́й Ни­ко­ла́е­вич (род. 1928), российский учёный в об­лас­ти ядер­ной энер­ге­ти­ки, академик РАН. Основные на­прав­ле­ния на­учной дея­тель­но­сти: фи­зи­ко-тех­нические про­цес­сы в вы­со­ко­тем­пе­ра­тур­ных ядер­ных ре­ак­то­рах (ней­трон­ная фи­зи­ка, те­п­ло­фи­зи­ка, ра­ди­ационная стой­кость ма­те­риа­лов и то­п­ли­ва), сис­тем­ные ис­сле­до­ва­ния ядерной энергетики и топ­лив­ных цик­лов, кос­мическая ядер­ная энер­ге­ти­ка, ядер­ные ра­кет­ные дви­га­те­ли, атом­ная и во­до­род­ная энер­ге­ти­ка, ядер­ная и ра­ди­ационная безо­пас­ность, ра­ди­ационная за­щи­та, реа­би­ли­та­ция ра­диа­ци­он­но-за­гряз­нён­ных тер­ри­то­рий, ана­лиз рис­ков и др. Лауреат Ле­нин­ской премии, Государственной премии СССР.

Организаторы производства

Организаторы производства

Сельскохозяйственная промышленность

Сельскохозяйственная промышленность

Инженеры-конструкторы

Инженеры-конструкторы
П. Борель, С. Левицкий, В. Дарленг. Дмитрий Иванович Журавский. Середина 19 в.

Журавский Дмитрий ИвановичЖуравский Дмитрий Иванович

Жура́вский Дми́т­рий Ива́­но­вич (1821–1891), учё­ный и ин­же­нер пу­тей со­об­ще­ния, ос­но­во­по­лож­ник российской на­учной шко­лы мос­то­строе­ния, спе­циа­лист в об­лас­ти стро­итель­ной ме­ха­ни­ки; генерал-май­ор, тайный советник. Из дво­рян. Впер­вые раз­ра­бо­тал тео­рию рас­чё­та рас­кос­ных де­ревянных ферм с же­лез­ны­ми стой­ка­ми (сис­те­мы американского инженера У. Гау), на ос­но­ве ко­то­рой соз­дал ме­то­ды мо­де­ли­ро­ва­ния, пред­ло­жил про­ек­ты про­лёт­ных строе­ний усо­вер­шен­ст­во­ван­ной кон­ст­рук­ции (фер­мы Гау – Жу­рав­ско­го). На ос­но­ве ра­бот Журавским бы­ли спро­ек­ти­ро­ва­ны и по­строе­ны мно­го­про­лёт­ные мос­ты на Пе­тер­бург-Мо­с­ков­ской железной дороге. Журавский впер­вые рас­счи­тал и соз­дал кон­ст­рук­цию пус­то­те­ло­го ме­тал­лического шпи­ля высотой 78 м ко­локоль­ни Пе­тро­пав­лов­ской кре­по­сти в Санкт-Пе­тер­бур­ге. Лауреат Де­ми­дов­ской премии.
Андрей Липгарт. 1948

Липгарт Андрей АлександровичЛипгарт Андрей Александрович

Липга́рт Ан­д­ре́й Алек­са́н­д­ро­вич (1898–1980), российский кон­ст­рук­тор в об­лас­ти ав­то­мо­би­ле­строе­ния, заслуженный де­ятель нау­ки и тех­ни­ки РСФСР. Под руководством Липгарта бы­ли про­ве­де­ны ра­бо­ты, оп­ре­де­лив­шие тех­ническую по­ли­ти­ку и пер­спек­ти­вы раз­ви­тия отечественной ав­то­мо­биль­ной промышленности (про­ек­ти­ро­ва­ние пер­спек­тив­ных ти­па­жей отечественных ав­то­мо­би­лей и дви­га­те­лей 1950–1960-х гг., со­з­да­ние се­мей­ст­ва мощ­ных V-об­раз­ных че­ты­рёх­такт­ных ди­зе­лей для Яро­слав­ско­го мо­тор­но­го за­во­да и кар­бю­ра­тор­но­го дви­га­те­ля с воздушным ох­ла­ж­де­ни­ем для лег­ко­вых ав­то­мо­би­лей «За­по­ро­жец», раз­ра­бот­ка гру­зо­во­го трёх­ос­но­го ав­то­моби­ля вы­со­кой про­хо­ди­мо­сти для Ураль­ско­го ав­то­за­во­да и др.). С 1954 г. член Учёно­го со­ве­та Ла­бо­ра­то­рии дви­га­те­лей АН СССР. Основные тру­ды по тео­рии, рас­чё­ту и кон­струк­ции ав­то­мо­би­лей и дви­га­те­лей. Лауреат Сталинской премии за 1941 (1-й степени), 1942, 1946, 1949, 1950 (все – второй степени). На­гра­ж­дён 3 ор­де­на­ми Ле­ни­на (1943, 1944, 1968), орденом Трудового красного знамени (1941).

Выдающиеся учёные и организаторы промышленности

Выдающиеся учёные и организаторы промышленности

Авиастроение

Авиастроение

Режим работы двигателя летательного аппарата

Режим работы двигателя летательного аппарата
Режи́м рабо́ты дви́гателя лета́тельного аппара́та, состояние, характеризуемое совокупностью параметров двигателя в конкретных условиях полёта при определённом постоянном положении основного регулирующего двигатель устройства. Каждому режиму работы двигателя соответствует также определённое положение или совокупность положений всех других устройств, регулирующих элементы двигателя. Режимы работы двигателя классифицируются по различным признакам: по назначению, близости к расчётному режиму, характеру протекания во времени и т. п.
Рычаг управления двигателем самолёта

Проектирование летательного аппарата

Проектирование летательного аппарата
Проекти́рование лета́тельного аппара́та, процесс выбора параметров создаваемого летательного аппарата, его компоновки и определения характеристик. Основная задача проектирования – найти параметры летательного аппарата, удовлетворяющие ограничениям, уравнениям существования, обеспечивающие лётные и другие характеристики летательного аппарата, которые отвечают заданным техническим требованиям.
Британский авиаконструктор Лесли Фрайс работает над чертежами самолёта Бристоль «Бофайтер»

Дестабилизатор летательного аппарата

Дестабилизатор летательного аппарата
Дестабилиза́тор лета́тельного аппара́та, горизонтальное оперение, устанавливаемое перед крылом и предназначаемое для обеспечения или улучшения продольной управляемости летательного аппарата. Дестабилизатор также увеличивает эффективность органов управления продольным движением, улучшает манёвренность летательного аппарата, продольную управляемость на больших углах атаки.
Дестабилизаторы сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144

Электроэнергетика

Электроэнергетика

Руденко Юрий Николаевич

Руденко Юрий Николаевич
Руде́нко Ю́рий Ни­ко­ла́е­вич (1931–1994), спе­циа­лист в об­лас­ти элек­тро­энер­ге­ти­ки, академик АН СССР. Основные тру­ды в об­лас­ти соз­да­ния ав­то­ма­ти­зированного опе­ра­тив­но­го управ­ле­ния элек­тро­энер­ге­тическими сис­те­ма­ми СССР, ме­то­дов ис­сле­до­ва­ния на­дёж­но­сти и др. Государственная премия СССР (1986), премия имени Г. М. Кржи­жа­нов­ско­го РАН (1994).
Юрий Руденко

Гелиоэлектрическая станция

Гелиоэлектрическая станция
Гелиоэлектри́ческая ста́нция (гелиостанция, солнечная электростанция), преобразует солнечное излучение (радиацию) в электрическую энергию. Различают башенные гелиоэлектрические станции, «солнечные пруды» и фотоэлектрические гелиоэлектрические станции.
Солнечные батареи

Веденеев Борис Евгеньевич

Веденеев Борис Евгеньевич
Ведене́ев Бори́с Евге́ньевич (1884/1885–1946), российский энергетик и гидротехник, академик АН СССР. В 1920 г. участвовал в составлении плана ГОЭЛРО и являлся одним из руководителей сооружения Волховской и Днепровской ГЭС. Лауреат Сталинской премии. Награждён 3 орденами Ленина.
Борис Веденеев