Бородин Александр Парфеньевич
Бороди́н Алекса́ндр Парфе́ньевич [28.9(10.10).1848, Санкт-Петербург – 26.3(7.4).1898, Мерано, Италия], российский инженер и учёный в области железнодорожного транспорта, один из основоположников паровозостроения в России. Окончил Технологический институт (1870) и Институт путей сообщения (1872) в Санкт-Петербурге. До 1898 г. работал на строительстве ряда железных дорог, занимаясь также освоением новых паровозов, внедрением систем водоснабжения, смазки и т. п. Бородин внёс существенный вклад в создание на железнодорожном транспорте экспериментальной базы: организовал первые в России механические и химические лаборатории для исследования качества воды, топлива и смазки (1879); на базе Киевских мастерских создал первую в мире стационарную лабораторию для испытания паровозов (1880–1882) и разработал (совместно с Л. М. Леви) методику их линейных испытаний. Бородин предложил конструкцию паровой машины с двойным расширением пара, паровоз с четырьмя цилиндрами типа «компаунд», систему конденсации пара и другое, а также ввёл унификацию подвижного состава и автотормозов и др. Бородин активно участвовал в работе Русского технического общества, в издании журнала «Инженер» (с 1882). Русское техническое общество учредило Золотую медаль имени Бородина за лучшие изобретения и исследования в области железнодорожного транспорта.