Дестабилизатор летательного аппарата
Дестабилиза́тор лета́тельного аппара́та, горизонтальное оперение, устанавливаемое перед крылом и предназначаемое для обеспечения или улучшения продольной управляемости летательного аппарата. В отличие от стабилизатора дестабилизатор уменьшает запас продольной статической устойчивости.
Обычно дестабилизатор применяется на сверхзвуковых летательных аппаратах схемы «утка» и, как правило, является органом управления продольным движением (иногда дополнительно к основным органам управления – элевонам).
Дестабилизатор может быть фиксированным или управляемым, который используется как для балансировки, так и для управления летательным аппаратом. Управление дестабилизатором осуществляется от штурвала или ручки управления с большими скоростями его перекладки (отклонения) – 10° в секунду и более. На тяжёлых (неманёвренных) самолётах дестабилизатор обычно используется только для балансировки и называется балансировочным или триммируемым. В этом случае дестабилизатор управляется от специальной кнопки и отклоняется с небольшими скоростями (0,2–0,5° в секунду).
Дестабилизатор увеличивает эффективность органов управления продольным движением, улучшает манёвренность летательного аппарата и продольную управляемость на больших углах атаки. Балансировка статически устойчивого летательного аппарата нормальной аэродинамической схемы осуществляется, как правило, при отрицательной подъёмной силе стабилизатора, что уменьшает общую подъёмную силу летательного аппарата. В схеме же с дестабилизатором создаваемая им балансировочная сила направлена вверх, т. е. суммарная подъёмная сила может увеличиваться.
Самолёты с дестабилизатором по сравнению с самолётами схемы «бесхвостка» могут иметь больший коэффициент подъёмной силы на режимах взлёта и посадки и, следовательно, лучшие взлётно-посадочные характеристики. В зависимости от типа летательного аппарата площадь дестабилизатора изменяется в широких пределах, доходя до 25 % площади крыла.