Грачёв Виталий Андреевич
Грачёв Вита́лий Андре́евич (23.1.1903, Томск – 24.12.1978, Москва), российский конструктор в области автомобилестроения. Учился в Томском технологическом институте. С 1931 г. инженер, руководитель конструкторской группы спецмашин (автомобилей повышенной проходимости) на Нижегородском автозаводе (с 1932 Горьковский автозавод – ГАЗ). В 1939 г. Грачёв разработал первый в СССР полноприводный легковой автомобиль ГАЗ-61, ставший базовой моделью для целого ряда российских автомобилей, в том числе ГАЗ-64 (1941), БА-64 (1942), а также для ГАЗ-67Б (1944), который по своим тяговым свойствам и проходимости превосходил массовую американскую машину Willys. В 1944–1951 гг. Грачёв – главный конструктор Днепропетровского автозавода (ДАЗ). Под его руководством в 1950 г. создана трёхосная амфибия ДАЗ-485 (армейское обозначение БАВ, выпускалась до 1962). С 1951 г. заместитель главного конструктора, с 1954 г. главный конструктор специального конструкторского бюро на ЗИСе (с 1956 автозавод имени И. А. Лихачёва – ЗИЛ). Возглавлял работы по созданию колёсных артиллерийских тягачей, самоходных ракетных установок ЗИЛ-135К (выпускалась с 1959), ЗИЛ-135ЛМ (выпускалась в 1964–1993 на Брянском автозаводе под маркой БАЗ-135ЛМ; несла тактические ракеты «Луна», «Луна-М», «Ураган», самоходные понтоны «Волна»), морской амфибии ЗИЛ-135П (выпускалась с 1965). С 1965 г. в рамках совместной космической программы руководил разработкой поисково-эвакуационных автомобилей-амфибий ПЭУ-1 (1966) и ПЭУ-1М (1968) и поисково-эвакуационного комплекса (1975), состоящего из 3 машин: 2 трёхосных колёсных амфибий (позднее названных «Синими птицами») – пассажирской ЗИЛ-49061 и грузовой ЗИЛ-4906 – и 1 шнекороторного снегоболотохода ЗИЛ-29061, перевозимого на борту грузовой амфибии. Грачёвым было создано около 90 моделей автомобилей, многие из которых пошли в серийное производство. Сталинская премия 3-й степени (1941, 1950). Награждён орденом Ленина.