Инженеры-конструкторы

Инженеры-конструкторы

Проектировщики и конструкторы техники и сооружений

Проектировщики и конструкторы техники и сооружений
Юрий Ломоносов. 1-я половина 1920-х гг.

Ломоносов Юрий ВладимировичЛомоносов Юрий Владимирович

Ломоно́сов Ю́рий Вла­ди́­ми­ро­вич (1876–1952), российский ин­же­нер и учё­ный, ос­но­во­полож­ник тепловозостроения. В 1905–1906 гг. со­сто­ял в бое­вой тех­нической груп­пе ЦК РСДРП (Центральный Комитет Российской социал-демократической рабочей партии), ко­то­рой ру­ко­во­дил Л. Б. Кра­син. В 1923 г. совместно с российскими ин­же­не­ра­ми Н. А. Доб­ро­воль­ским, Ф. Мей­не­ке, Э. В. Шве­те­ром раз­ра­бо­тал про­ект од­но­го из пер­вых в ми­ре ра­бо­то­спо­соб­ных те­п­ло­во­зов с элек­трической тя­го­вой пе­ре­да­чей; в 1924 г. те­п­ло­воз ис­пы­тан в г. Эс­лин­ген (Гер­ма­ния); в 1925 г. за­не­сён в спи­сок дей­ст­во­вав­ших на российских же­лез­ных доро­гах те­п­ло­во­зов с обо­зна­че­ни­ем Юэ001 (ра­бо­тал до 1954). Фонд и ар­хив Ломоносова – в Лидс­ском университете (1982).
П. Борель, С. Левицкий, В. Дарленг. Дмитрий Иванович Журавский. Середина 19 в.

Журавский Дмитрий ИвановичЖуравский Дмитрий Иванович

Жура́вский Дми́т­рий Ива́­но­вич (1821–1891), учё­ный и ин­же­нер пу­тей со­об­ще­ния, ос­но­во­по­лож­ник российской на­учной шко­лы мос­то­строе­ния, спе­циа­лист в об­лас­ти стро­итель­ной ме­ха­ни­ки; генерал-май­ор, тайный советник. Из дво­рян. Впер­вые раз­ра­бо­тал тео­рию рас­чё­та рас­кос­ных де­ревянных ферм с же­лез­ны­ми стой­ка­ми (сис­те­мы американского инженера У. Гау), на ос­но­ве ко­то­рой соз­дал ме­то­ды мо­де­ли­ро­ва­ния, пред­ло­жил про­ек­ты про­лёт­ных строе­ний усо­вер­шен­ст­во­ван­ной кон­ст­рук­ции (фер­мы Гау – Жу­рав­ско­го). На ос­но­ве ра­бот Журавским бы­ли спро­ек­ти­ро­ва­ны и по­строе­ны мно­го­про­лёт­ные мос­ты на Пе­тер­бург-Мо­с­ков­ской железной дороге. Журавский впер­вые рас­счи­тал и соз­дал кон­ст­рук­цию пус­то­те­ло­го ме­тал­лического шпи­ля высотой 78 м ко­локоль­ни Пе­тро­пав­лов­ской кре­по­сти в Санкт-Пе­тер­бур­ге. Лауреат Де­ми­дов­ской премии.
Николай Мельников

Мельников Николай ПрокофьевичМельников Николай Прокофьевич

Ме́льников Ни­ко­ла́й Про­ко́фь­е­вич (1908–1982), российский учё­ный в об­лас­ти строи­тель­ной ме­ха­ни­ки и тео­рии ме­тал­ло­кон­струк­ций, академик АН СССР. Мельников – ав­тор бо­лее 130 круп­ных кон­ст­рук­тор­ских ра­бот в различных об­лас­тях промышленности и транс­пор­та, под его не­по­сред­ст­вен­ным ру­ково­дством соз­да­ны ме­то­ди­ки рас­чё­та сталь­ных кон­струк­ций до­мен­ных це­хов, раз­ра­бо­та­ны не­су­щие кон­ст­рук­ции атом­ных ре­ак­то­ров, Сер­пу­хов­ско­го и Дуб­нин­ско­го ус­ко­ри­те­лей, вы­сот­ных зда­ний в Мо­ск­ве (на Смо­лен­ской площади, площади Вос­ста­ния и гос­ти­ни­цы «Ук­раи­на»), аэ­ро­ди­на­мические тру­бы ЦАГИ и Центрального института авиа­ци­он­но­го мо­то­ро­строе­ния имени П. И. Баранова, ан­тен­ные со­ору­же­ния и ра­дио­те­ле­ско­пы, ки­сло­род­но-кон­вер­тер­ные це­ха, со­су­ды дав­ле­ния, ре­зер­вуа­ры, газ­голь­де­ры, про­лёт­ные строе­ния мос­тов и др. Лауреат Ле­нин­ской премии, Государственная премия СССР. На­гра­ж­дён ор­де­ном Ле­ни­на.

Инженеры железнодорожного машиностроения

Инженеры железнодорожного машиностроения
Юрий Ломоносов. 1-я половина 1920-х гг.

Ломоносов Юрий ВладимировичЛомоносов Юрий Владимирович

Ломоно́сов Ю́рий Вла­ди́­ми­ро­вич (1876–1952), российский ин­же­нер и учё­ный, ос­но­во­полож­ник тепловозостроения. В 1905–1906 гг. со­сто­ял в бое­вой тех­нической груп­пе ЦК РСДРП (Центральный Комитет Российской социал-демократической рабочей партии), ко­то­рой ру­ко­во­дил Л. Б. Кра­син. В 1923 г. совместно с российскими ин­же­не­ра­ми Н. А. Доб­ро­воль­ским, Ф. Мей­не­ке, Э. В. Шве­те­ром раз­ра­бо­тал про­ект од­но­го из пер­вых в ми­ре ра­бо­то­спо­соб­ных те­п­ло­во­зов с элек­трической тя­го­вой пе­ре­да­чей; в 1924 г. те­п­ло­воз ис­пы­тан в г. Эс­лин­ген (Гер­ма­ния); в 1925 г. за­не­сён в спи­сок дей­ст­во­вав­ших на российских же­лез­ных доро­гах те­п­ло­во­зов с обо­зна­че­ни­ем Юэ001 (ра­бо­тал до 1954). Фонд и ар­хив Ломоносова – в Лидс­ском университете (1982).

Инженеры авиационной техники и вооружения

Инженеры авиационной техники и вооружения

Инженеры в области машиностроения

Инженеры в области машиностроения
Андрей Липгарт. 1948

Липгарт Андрей АлександровичЛипгарт Андрей Александрович

Липга́рт Ан­д­ре́й Алек­са́н­д­ро­вич (1898–1980), российский кон­ст­рук­тор в об­лас­ти ав­то­мо­би­ле­строе­ния, заслуженный де­ятель нау­ки и тех­ни­ки РСФСР. Под руководством Липгарта бы­ли про­ве­де­ны ра­бо­ты, оп­ре­де­лив­шие тех­ническую по­ли­ти­ку и пер­спек­ти­вы раз­ви­тия отечественной ав­то­мо­биль­ной промышленности (про­ек­ти­ро­ва­ние пер­спек­тив­ных ти­па­жей отечественных ав­то­мо­би­лей и дви­га­те­лей 1950–1960-х гг., со­з­да­ние се­мей­ст­ва мощ­ных V-об­раз­ных че­ты­рёх­такт­ных ди­зе­лей для Яро­слав­ско­го мо­тор­но­го за­во­да и кар­бю­ра­тор­но­го дви­га­те­ля с воздушным ох­ла­ж­де­ни­ем для лег­ко­вых ав­то­мо­би­лей «За­по­ро­жец», раз­ра­бот­ка гру­зо­во­го трёх­ос­но­го ав­то­моби­ля вы­со­кой про­хо­ди­мо­сти для Ураль­ско­го ав­то­за­во­да и др.). С 1954 г. член Учёно­го со­ве­та Ла­бо­ра­то­рии дви­га­те­лей АН СССР. Основные тру­ды по тео­рии, рас­чё­ту и кон­струк­ции ав­то­мо­би­лей и дви­га­те­лей. Лауреат Сталинской премии за 1941 (1-й степени), 1942, 1946, 1949, 1950 (все – второй степени). На­гра­ж­дён 3 ор­де­на­ми Ле­ни­на (1943, 1944, 1968), орденом Трудового красного знамени (1941).
Юрий Ломоносов. 1-я половина 1920-х гг.

Ломоносов Юрий ВладимировичЛомоносов Юрий Владимирович

Ломоно́сов Ю́рий Вла­ди́­ми­ро­вич (1876–1952), российский ин­же­нер и учё­ный, ос­но­во­полож­ник тепловозостроения. В 1905–1906 гг. со­сто­ял в бое­вой тех­нической груп­пе ЦК РСДРП (Центральный Комитет Российской социал-демократической рабочей партии), ко­то­рой ру­ко­во­дил Л. Б. Кра­син. В 1923 г. совместно с российскими ин­же­не­ра­ми Н. А. Доб­ро­воль­ским, Ф. Мей­не­ке, Э. В. Шве­те­ром раз­ра­бо­тал про­ект од­но­го из пер­вых в ми­ре ра­бо­то­спо­соб­ных те­п­ло­во­зов с элек­трической тя­го­вой пе­ре­да­чей; в 1924 г. те­п­ло­воз ис­пы­тан в г. Эс­лин­ген (Гер­ма­ния); в 1925 г. за­не­сён в спи­сок дей­ст­во­вав­ших на российских же­лез­ных доро­гах те­п­ло­во­зов с обо­зна­че­ни­ем Юэ001 (ра­бо­тал до 1954). Фонд и ар­хив Ломоносова – в Лидс­ском университете (1982).
П. Борель, С. Левицкий, В. Дарленг. Дмитрий Иванович Журавский. Середина 19 в.

Журавский Дмитрий ИвановичЖуравский Дмитрий Иванович

Жура́вский Дми́т­рий Ива́­но­вич (1821–1891), учё­ный и ин­же­нер пу­тей со­об­ще­ния, ос­но­во­по­лож­ник российской на­учной шко­лы мос­то­строе­ния, спе­циа­лист в об­лас­ти стро­итель­ной ме­ха­ни­ки; генерал-май­ор, тайный советник. Из дво­рян. Впер­вые раз­ра­бо­тал тео­рию рас­чё­та рас­кос­ных де­ревянных ферм с же­лез­ны­ми стой­ка­ми (сис­те­мы американского инженера У. Гау), на ос­но­ве ко­то­рой соз­дал ме­то­ды мо­де­ли­ро­ва­ния, пред­ло­жил про­ек­ты про­лёт­ных строе­ний усо­вер­шен­ст­во­ван­ной кон­ст­рук­ции (фер­мы Гау – Жу­рав­ско­го). На ос­но­ве ра­бот Журавским бы­ли спро­ек­ти­ро­ва­ны и по­строе­ны мно­го­про­лёт­ные мос­ты на Пе­тер­бург-Мо­с­ков­ской железной дороге. Журавский впер­вые рас­счи­тал и соз­дал кон­ст­рук­цию пус­то­те­ло­го ме­тал­лического шпи­ля высотой 78 м ко­локоль­ни Пе­тро­пав­лов­ской кре­по­сти в Санкт-Пе­тер­бур­ге. Лауреат Де­ми­дов­ской премии.

Инженерная техника и средства инженерного вооружения

Инженерная техника и средства инженерного вооружения

Инженеры-физики

Инженеры-физики
Николай Мельников

Мельников Николай ПрокофьевичМельников Николай Прокофьевич

Ме́льников Ни­ко­ла́й Про­ко́фь­е­вич (1908–1982), российский учё­ный в об­лас­ти строи­тель­ной ме­ха­ни­ки и тео­рии ме­тал­ло­кон­струк­ций, академик АН СССР. Мельников – ав­тор бо­лее 130 круп­ных кон­ст­рук­тор­ских ра­бот в различных об­лас­тях промышленности и транс­пор­та, под его не­по­сред­ст­вен­ным ру­ково­дством соз­да­ны ме­то­ди­ки рас­чё­та сталь­ных кон­струк­ций до­мен­ных це­хов, раз­ра­бо­та­ны не­су­щие кон­ст­рук­ции атом­ных ре­ак­то­ров, Сер­пу­хов­ско­го и Дуб­нин­ско­го ус­ко­ри­те­лей, вы­сот­ных зда­ний в Мо­ск­ве (на Смо­лен­ской площади, площади Вос­ста­ния и гос­ти­ни­цы «Ук­раи­на»), аэ­ро­ди­на­мические тру­бы ЦАГИ и Центрального института авиа­ци­он­но­го мо­то­ро­строе­ния имени П. И. Баранова, ан­тен­ные со­ору­же­ния и ра­дио­те­ле­ско­пы, ки­сло­род­но-кон­вер­тер­ные це­ха, со­су­ды дав­ле­ния, ре­зер­вуа­ры, газ­голь­де­ры, про­лёт­ные строе­ния мос­тов и др. Лауреат Ле­нин­ской премии, Государственная премия СССР. На­гра­ж­дён ор­де­ном Ле­ни­на.
Теодор Карман

Карман ТеодорКарман Теодор

Ка́рман Тео­до́р (1881–1963), учёный в об­лас­ти ме­ха­ни­ки, член Лон­дон­ско­го ко­ро­лев­ско­го общества (1946). Основные тру­ды по са­мо­лё­то­строе­нию, аэро-, гид­ро- и тер­мо­ди­на­ми­ке, тео­рии уп­ру­го­сти и пла­стич­но­сти, со­про­тив­ле­нию ма­те­риа­лов, сверх­зву­ко­вой аэ­ро­ди­на­ми­ке. Раз­ра­бо­тал тео­рию од­но­род­ной изо­троп­ной тур­бу­лент­но­сти, ме­тод рас­чё­та по­гра­нич­но­го слоя, по­лу­эм­пи­рическую тео­рию тур­бу­лент­но­сти, тео­рию про­фи­ля кры­ла при доз­ву­ко­вых ско­ро­стях и осе­сим­мет­рич­но­го те­ла при сверх­зву­ко­вых ско­ро­стях и др. Осу­ще­ст­в­лял на­учное ру­ко­во­дство строи­тель­ст­вом ря­да летательных аппаратов, сверх­зву­ко­вых аэ­ро­ди­на­мических труб и бал­ли­стических ус­та­но­вок. Карман был од­ним из ос­но­ва­те­лей и пер­вым пре­зи­ден­том (1960–1961) Ме­ж­ду­народной ака­де­мии ас­тро­нав­ти­ки.

Инженеры грузового и специального автомобилестроения

Инженеры грузового и специального автомобилестроения
Липгарт Андрей Александрович
Липгарт Андрей Александрович
Липга́рт Ан­д­ре́й Алек­са́н­д­ро­вич (1898–1980), российский кон­ст­рук­тор в об­лас­ти ав­то­мо­би­ле­строе­ния, заслуженный де­ятель нау­ки и тех­ни­ки РСФСР. Под руководством Липгарта бы­ли про­ве­де­ны ра­бо­ты, оп­ре­де­лив­шие тех­ническую по­ли­ти­ку и пер­спек­ти­вы раз­ви­тия отечественной ав­то­мо­биль­ной промышленности (про­ек­ти­ро­ва­ние пер­спек­тив­ных ти­па­жей отечественных ав­то­мо­би­лей и дви­га­те­лей 1950–1960-х гг., со­з­да­ние се­мей­ст­ва мощ­ных V-об­раз­ных че­ты­рёх­такт­ных ди­зе­лей для Яро­слав­ско­го мо­тор­но­го за­во­да и кар­бю­ра­тор­но­го дви­га­те­ля с воздушным ох­ла­ж­де­ни­ем для лег­ко­вых ав­то­мо­би­лей «За­по­ро­жец», раз­ра­бот­ка гру­зо­во­го трёх­ос­но­го ав­то­моби­ля вы­со­кой про­хо­ди­мо­сти для Ураль­ско­го ав­то­за­во­да и др.). С 1954 г. член Учёно­го со­ве­та Ла­бо­ра­то­рии дви­га­те­лей АН СССР. Основные тру­ды по тео­рии, рас­чё­ту и кон­струк­ции ав­то­мо­би­лей и дви­га­те­лей. Лауреат Сталинской премии за 1941 (1-й степени), 1942, 1946, 1949, 1950 (все – второй степени). На­гра­ж­дён 3 ор­де­на­ми Ле­ни­на (1943, 1944, 1968), орденом Трудового красного знамени (1941).

Инженеры-механики

Инженеры-механики

Новожилов Валентин Валентинович

Новожилов Валентин Валентинович
Новожи́лов Ва­лен­ти́н Ва­лен­ти́­но­вич (1910–1987), российский ко­раб­ле­строи­тель, учё­ный в об­лас­ти ме­ха­ни­ки, академик АН СССР, Ге­рой Социалистического Тру­да. Новожилову при­над­ле­жит соз­да­ние тео­рии ко­неч­ных уп­ру­гих де­фор­ма­ций и теории пла­стич­но­сти с учётом ани­зо­троп­но­го уп­роч­не­ния, пред­став­ле­ние основных урав­не­ний тео­рии уп­ру­гих обо­ло­чек и их пре­об­ра­зо­ва­ние, установление по­греш­но­сти ги­по­те­зы Кирх­го­фа в тео­рии пла­стин и обо­ло­чек, раз­ра­бот­ка тео­рии разрушения, ис­сле­до­ва­ния плос­ко­го тур­бу­лент­но­го по­гра­нич­но­го слоя и др. Лауреат Ле­нин­ской премии. На­гра­ж­дён 2 ор­де­на­ми Ле­ни­на.
Валентин Новожилов

Мельников Николай Прокофьевич

Мельников Николай Прокофьевич
Ме́льников Ни­ко­ла́й Про­ко́фь­е­вич (1908–1982), российский учё­ный в об­лас­ти строи­тель­ной ме­ха­ни­ки и тео­рии ме­тал­ло­кон­струк­ций, академик АН СССР. Мельников – ав­тор бо­лее 130 круп­ных кон­ст­рук­тор­ских ра­бот в различных об­лас­тях промышленности и транс­пор­та, под его не­по­сред­ст­вен­ным ру­ково­дством соз­да­ны ме­то­ди­ки рас­чё­та сталь­ных кон­струк­ций до­мен­ных це­хов, раз­ра­бо­та­ны не­су­щие кон­ст­рук­ции атом­ных ре­ак­то­ров, Сер­пу­хов­ско­го и Дуб­нин­ско­го ус­ко­ри­те­лей, вы­сот­ных зда­ний в Мо­ск­ве (на Смо­лен­ской площади, площади Вос­ста­ния и гос­ти­ни­цы «Ук­раи­на»), аэ­ро­ди­на­мические тру­бы ЦАГИ и Центрального института авиа­ци­он­но­го мо­то­ро­строе­ния имени П. И. Баранова, ан­тен­ные со­ору­же­ния и ра­дио­те­ле­ско­пы, ки­сло­род­но-кон­вер­тер­ные це­ха, со­су­ды дав­ле­ния, ре­зер­вуа­ры, газ­голь­де­ры, про­лёт­ные строе­ния мос­тов и др. Лауреат Ле­нин­ской премии, Государственная премия СССР. На­гра­ж­дён ор­де­ном Ле­ни­на.
Николай Мельников

Костенко Владимир Полиевктович

Костенко Владимир Полиевктович
Косте́нко Вла­ди́­мир По­ли­е́в­кто­вич (1881–1956), российский ин­же­нер-ко­раб­ле­строи­тель, один из ор­га­ни­за­то­ров су­до­строе­ния в СССР. Брат М. П. Кос­тен­ко. Уча­ст­во­вал в строи­тель­ст­ве и при­ём­ке эс­кад­рен­но­го бро­не­нос­ца «Ан­д­рей Пер­во­зван­ный» и крей­се­ра «Рю­рик». Под его ру­ко­во­д­ством в эти го­ды спро­ек­ти­ро­ва­но и по­строе­но около 150 во­енных и ком­мерческих су­дов. Им бы­ли при­ме­не­ны прин­ци­пи­аль­но но­вые схе­мы по­строй­ки су­дов: на го­ри­зон­таль­ных ста­пель­ных мес­тах в за­кры­тых и уте­п­лён­ных эл­лин­гах, в на­лив­ных до­ках, круп­но­сек­ци­он­ная сбор­ка су­дов и др. Основные тру­ды по гид­ро­ди­на­ми­ке, во­про­сам ус­той­чи­во­сти и бро­не­вой за­щи­ты ко­раб­лей. Лауреат Сталинской премии (1950).
Владимир Костенко после освобождения из заключения в Петропавловской крепости. 1911
Инженеры-конструкторыИнженеры-конструкторы
Энеев Тимур Магометович
Энеев Тимур Магометович
Эне́ев Ти­му́р Ма­го­ме­́то­вич (1924–2019), российский учё­ный в об­лас­ти ме­ха­ни­ки, тео­рии управ­ле­ния и при­клад­ной кос­мо­нав­ти­ки, академик РАН (1992). Энеев ре­шил за­да­чу управ­ле­ния ори­ен­та­ци­ей мно­го­сту­пен­ча­той ра­ке­ты, пред­ло­жил ис­поль­зо­вать бал­ли­стический спуск космических аппаратов (КА) с ор­би­ты на Зем­лю как сред­ст­во безо­пас­но­го воз­вра­ще­ния кос­мо­нав­та из ор­би­таль­но­го по­лё­та; им раз­ра­бо­та­ны ме­то­ды рас­чё­та ор­бит спут­ни­ков по дан­ным тра­ек­тор­ных из­ме­ре­ний, схе­ма раз­го­на меж­пла­нет­ных КА с про­ме­жу­точ­ной ор­би­ты ИСЗ, но­вый эф­фек­тив­ный ме­тод струк­тур­но­го мо­де­ли­ро­ва­ния боль­ших дис­крет­ных сис­тем в механике и его реа­ли­за­ция на мно­го­про­цес­сор­ных вы­чис­лительных сис­те­мах. Лауреат Ле­нин­ской премии (1957), премии имени Ф. А. Цан­де­ра РАН (1992), Де­ми­дов­ской премии (2006). На­гра­ж­дён ор­де­ном Ле­ни­на (1961), орденом Почёта (2005), Зо­ло­той ме­да­лью имени М. В. Кел­ды­ша РАН (2010) и др.
Читать полностью

Корабли, суда, базовые плавучие и береговые средства обеспечения

Корабли, суда, базовые плавучие и береговые средства обеспечения

Пашин Валентин Михайлович

Пашин Валентин Михайлович
Па́шин Ва­лен­ти́н Ми­ха́й­ло­вич (1937–2013), российский спе­циа­лист в об­лас­ти ко­раб­ле­строе­ния, академик РАН, Ге­рой РФ. Раз­ра­ба­ты­вал тео­ре­тические ос­но­вы современных ме­то­дов оп­ти­ми­за­ции ко­раб­лей и су­дов на ба­зе ма­те­ма­ти­ко-вы­чис­лительных средств, в том числе тео­рию оп­ти­ми­за­ции су­дов на ос­но­ве ком­пь­ю­тер­ных тех­но­ло­гий. С конца 1970-х гг. Пашин за­ни­мался во­про­са­ми во­енного кораблестроения (над­вод­ных ко­раб­лей, подводных лодок, под­вод­ных тех­нических средств специального на­зна­че­ния). Ос­но­во­по­лож­ник научной шко­лы по про­бле­мам оп­ти­ми­за­ции слож­ных тех­нических сис­тем и принятию ре­ше­ний при на­ли­чии мно­го­численных ог­ра­ни­че­ний и не­оп­ре­де­лён­но­стей. Лауреат Государственной премии СССР, Государственной премии РФ, премии имени А. Н. Кры­ло­ва РАН.
Валентин Пашин

Бубнов Иван Григорьевич

Бубнов Иван Григорьевич
Бу́бнов Ива́н Гри­го́рь­е­вич (1872–1919), российский учё­ный и ко­раб­ле­строи­тель. Генерал-майор Кор­пу­са ко­ра­бель­ных ин­же­не­ров (1912). Под руководством Бубнова в 1903–1911 гг. раз­ра­бо­та­ны про­ек­ты под­вод­ных ло­док «Ка­сат­ка», «Аку­ла», «Ми­но­га», «Барс» и «Морж». По его про­ек­там бы­ли по­строе­ны лин­кор «Се­ва­сто­поль» (1911) и ли­ней­ный крей­сер «Из­ма­ил» (1915). Бубнову при­над­ле­жит при­ори­тет в фор­му­ли­ро­ва­нии стро­ительной ме­ха­ни­ки ко­раб­ля как са­мо­сто­ятельной на­учной дис­ци­п­ли­ны.
Иван Бубнов около подводной лодки «Акула» на стапеле Балтийского завода. 1906–1909

Брюнель Изамбард Кингдом

Брюнель Изамбард Кингдом
Брюне́ль И́замбард Ки́нгдом (1806–1859), английский инженер и кораблестроитель. Сын М. И. Брюнеля. Мировую известность Брюнель получил как создатель трёх кораблей, каждый из которых послужил вехой в развитии судостроения. Вершина творчества Брюнеля – колёсно-винтовой пароход «Грейт Истерн».
Роберт Хоулетт. Британский инженер Изамбард Кингдом Брюнель. 1857
Инженеры-конструкторыИнженеры-конструкторы
Раушенбах Борис Викторович
Раушенбах Борис Викторович
Ра́ушенбах Бо­ри́с Ви́к­то­ро­вич (1915–2001), российский фи­зик и ме­ха­ник, академик АН СССР, Ге­рой Социалистического Тру­да. С 1937 г. ра­бо­тал в Ре­ак­тив­ном ин­сти­ту­те (РНИИ) над соз­да­ни­ем ре­ак­тив­ных кры­ла­тых ра­кет под руководством С. П. Ко­ро­лё­ва. Вы­пол­нил пио­нер­ские ра­бо­ты по тео­рии ав­то­ма­тического уп­рав­ле­ния, при­клад­ной ме­ха­ни­ке, теории ус­той­чи­во­сти, сис­тем управ­ле­ния и ори­ен­та­ции космических аппаратов, ко­то­рые по­зво­ли­ли сде­лать пер­вые фо­то­гра­фии об­рат­ной сто­ро­ны Лу­ны (КА «Лу­на-3»). С 1960 г. Раушенбах при­ни­мал ак­тив­ное уча­стие в под­го­тов­ке пер­во­го по­лё­та че­ло­ве­ка в кос­мос. Лауреат Ле­нин­ской премии, Де­ми­дов­ской премии, премии имени К. Э. Ци­ол­ков­ско­го РАН. На­гра­ж­дён ор­де­на­ми Ле­ни­на, зо­ло­той ме­да­лью имени Б. Н. Пет­ро­ва РАН.
Читать полностью

Инженеры в энергетике

Инженеры в энергетике

Данилевич Януш Брониславович

Данилевич Януш Брониславович
Даниле́вич Я́нуш Бро­ни­сла́­во­вич (1931–2011), российский учё­ный в об­лас­ти элек­тро­фи­зи­ки и элек­тро­энер­ге­ти­ки, академик РАН. На­учные ис­сле­до­ва­ния в об­лас­ти ме­ха­ни­ки и стан­дар­ти­за­ции тур­бо- и гид­ро­ге­не­ра­то­ров (в том числе сверх­про­вод­ни­ко­вых), ге­не­ра­то­ров для сис­тем не­тра­диционной энер­ге­ти­ки (ми­ни- и ма­лых ГЭС, вет­ро­стан­ций и т. д.); раз­ра­бот­ка ме­то­дов фи­зического и математического моделирования энер­ге­тического обо­ру­до­ва­ния. Пре­зи­дент Ас­со­циа­ции ин­же­не­ров-элек­три­ков РФ. Лауреат премии имени П. Н. Яблочкова АН СССР (1989), премии имени Г. М. Кржи­жа­нов­ско­го РАН (1999).
Януш Данилевич. 2002

Кирюхин Владимир Иванович

Кирюхин Владимир Иванович
Кирю́хин Вла­ди́мир Ива­́но­вич (1922–2003), российский энер­ге­тик, академик РАН. Уча­ст­ник Великой Отечественной вой­ны 1941–1945 гг. Основные тру­ды по га­зо­вой ди­на­ми­ке тур­бин, те­п­ло­об­ме­ну, ди­на­ми­ке ро­то­ров и виб­рои­зо­ля­ции в тур­бин­ных ус­та­нов­ках. Один из ос­но­во­по­лож­ни­ков тео­рии и прак­ти­ки ком­пакт­ных транс­порт­ных энер­го­ком­плек­сов на ба­зе атом­ных энер­ге­тических ус­та­но­вок. Государственная премия СССР, Ле­нин­ская премия, Государственная премия РФ. На­гра­ж­дён ор­де­ном Ле­ни­на.
Владимир Кирюхин

Парсонс Чарлз Алджернон

Парсонс Чарлз Алджернон
Па́рсонс Чарлз А́лд­жер­нон (1854–1931), английский ин­же­нер и про­мыш­лен­ник, член Лон­дон­ско­го ко­ро­лев­ско­го общества (1898), воз­ве­дён в ры­цар­ское до­сто­ин­ст­во (1911), иностранный член-корреспондент АН СССР (1931). Ос­но­вал ком­па­нию по про­изводству па­ро­вых тур­бин сво­ей сис­те­мы, ди­на­мо­ма­шин и другого элек­трического обо­ру­до­ва­ния. В 1894 г. по­лу­чил па­тент на про­изводство тур­бин для ко­раб­ле­стро­ительной от­рас­ли. На­граж­дён ме­да­ля­ми Б. Рум­фор­да (1902) и Г. Коп­ли (1928).
Чарлз Алджернон Парсонс