Инженеры-конструкторы

Проектировщики и конструкторы техники и сооружений

Ломоносов Юрий Владимирович
Ломоносов Юрий Владимирович
Ломоно́сов Ю́рий Вла­ди́­ми­ро­вич (1876–1952), российский ин­же­нер и учё­ный, ос­но­во­полож­ник тепловозостроения. В 1905–1906 гг. со­сто­ял в бое­вой тех­нической груп­пе ЦК РСДРП (Центральный Комитет Российской социал-демократической рабочей партии), ко­то­рой ру­ко­во­дил Л. Б. Кра­син. В 1923 г. совместно с российскими ин­же­не­ра­ми Н. А. Доб­ро­воль­ским, Ф. Мей­не­ке, Э. В. Шве­те­ром раз­ра­бо­тал про­ект од­но­го из пер­вых в ми­ре ра­бо­то­спо­соб­ных те­п­ло­во­зов с элек­трической тя­го­вой пе­ре­да­чей; в 1924 г. те­п­ло­воз ис­пы­тан в г. Эс­лин­ген (Гер­ма­ния); в 1925 г. за­не­сён в спи­сок дей­ст­во­вав­ших на российских же­лез­ных доро­гах те­п­ло­во­зов с обо­зна­че­ни­ем Юэ001 (ра­бо­тал до 1954). Фонд и ар­хив Ломоносова – в Лидс­ском университете (1982).
Вестингауз Джордж
Вестингауз Джордж
Ве́стингауз Джордж (1846–1914), американский про­мыш­лен­ник и пред­при­ни­ма­тель. Изо­бре­та­тель пер­во­го воз­душ­но­го железнодорожного тор­мо­за (па­тент 1869). Вестингауз вне­дрил но­вую сис­те­му сиг­на­ли­за­ции на же­лез­ных до­ро­гах, пред­ло­жил амор­ти­за­тор ав­то­мо­би­ля, ме­тод демп­фи­ро­ва­ния уда­ров ва­го­нов при тро­га­нии с мес­та и ос­танов­ке и др.
Дреббель Корнелис
Дреббель Корнелис
Дре́ббель Кор­не́­лис (1572–1633), ни­дерландский су­до­строи­тель, изо­бре­та­тель пер­вой в ми­ре под­вод­ной лод­ки (ПЛ). В 1620 г. про­де­мон­ст­ри­ро­вал ПЛ, ко­то­рая мог­ла пе­ре­ме­щать­ся под во­дой с по­мо­щью вё­сел; для обес­пе­че­ния гер­ме­тич­но­сти на внеш­ний де­ревянный кор­пус ПЛ бы­ла на­тя­ну­та про­пи­тан­ная жи­ром ко­жа, в мес­тах про­хо­ж­де­ния че­рез кор­пус вёс­ла бы­ли снаб­же­ны во­до­не­про­ни­цае­мы­ми ко­жа­ны­ми ман­же­та­ми.
Келдыш Всеволод Михайлович
Келдыш Всеволод Михайлович
Ке́лдыш Все́­во­лод Ми­ха́й­ло­вич (1878–1965), российский учё­ный в об­лас­ти строи­тель­ных кон­ст­рук­ций, генерал-майор инженерно-тех­нической служ­бы (1943), заслуженный де­ятель нау­ки и тех­ни­ки РСФСР (1944). Отец М. В. Кел­ды­ша и Ю. В. Кел­ды­ша. Келдыш – один из ос­но­во­по­лож­ни­ков ме­то­да рас­чё­та стро­ительных кон­ст­рук­ций по пре­дель­ным со­стоя­ни­ям, яв­ляю­ще­го­ся ос­нов­ным при рас­чё­те всех промышленных и гражданских зда­ний и со­ору­же­ний, мос­тов, тру­бо­про­во­дов, ос­но­ва­ний и др. На­гра­ж­дён ор­де­ном Ле­ни­на.
Кербедз Станислав Валерианович
Кербедз Станислав Валерианович
Ке́рбедз Ста­ни­сла́в Ва­ле­риа́­но­вич (1810–1899), российский ин­же­нер-мос­то­строи­тель, действительный тайный советник (1881), почётный член Пе­тербургской АН (1858), почётный воль­ный общ­ник Пе­тербургской АХ (1850). Ру­ко­во­дил про­ек­ти­ро­ва­ни­ем и строи­тель­ст­вом железной дороги Санкт-Пе­тер­бург – Вар­ша­ва (1851–1862), ме­тал­лического железнодорожного мос­та че­рез реку Лу­га (1853–1857). Кербедз про­вёл фун­даментальные ис­сле­до­ва­ния в об­лас­ти стро­ительной ме­ха­ни­ки.
Папкович Пётр Фёдорович
Папкович Пётр Фёдорович
Папко́вич Пётр Фё­до­ро­вич (1887–1946), российский учё­ный-ко­раб­ле­строи­тель, ин­же­нер-контр-ад­ми­рал (1940), член-корреспондент АН СССР (1933). Папкович – ав­тор тру­дов по стро­ительной ме­ха­ни­ке ко­раб­ля, тео­рии уп­ру­го­сти; раз­ра­бо­тал и усо­вер­шен­ст­во­вал ме­то­ды рас­чё­та су­до­вых кон­ст­рук­ций на ста­тические и ди­на­мические на­груз­ки. Лауреат Государственной премии СССР. На­гра­ж­дён 2 ор­де­на­ми Ле­ни­на.
Эйфель Гюстав
Эйфель Гюстав
Э́йфе́ль Гюста́в (1832–1923), французский инженер-строитель. Используя металлические конструкции, построил ряд мостов, виадуков, железнодорожных вокзалов и других сооружений. Разработал каркас для статуи Свободы в Нью-Йорке (1886). Мировую известность получила стальная решётчатая башня, известная как Эйфелева башня (высота около 300 метров), выстроенная по проекту Эйфеля для Всемирной выставки 1889 г. в Париже в качестве символа технических достижений 19 в. Награждён орденом Почётного легиона 1-й, 2-й и 3-й степеней (1878, 1889).
Дубелир Григорий Дмитриевич
Дубелир Григорий Дмитриевич
Дубели́р Гри­го­́рий Дми́т­рие­вич (1874–1942), российский учё­ный в об­лас­ти до­рож­но­го строи­тель­ст­ва. В 1898 г. окон­чил Институт пу­тей со­об­ще­ния в Санкт-Пе­тер­бур­ге. Основные тру­ды по­свя­ще­ны про­ек­ти­ро­ва­нию и экс­плуа­та­ции ав­то­мо­биль­ных до­рог. За­ло­жил ос­но­вы изу­че­ния за­ко­но­мер­но­стей до­рож­но­го дви­же­ния и пред­ло­жил пер­вую математическую модель транс­порт­ных по­то­ков.

Инженеры железнодорожного машиностроения

Бородин Александр Парфеньевич
Бородин Александр Парфеньевич
Бороди́н Алекса́ндр Парфе́ньевич (1848–1898), российский инженер и учёный в области железнодорожного транспорта, один из основоположников паровозостроения в России. Окончил Технологический институт (1870) и Институт путей сообщения (1872) в Санкт-Петербурге. Бородин предложил конструкцию паровой машины с двойным расширением пара, паровоз с четырьмя цилиндрами типа «компаунд», систему конденсации пара. Русское техническое общество учредило Золотую медаль имени Бородина за лучшие изобретения и исследования в области железнодорожного транспорта.
Ломоносов Юрий Владимирович
Ломоносов Юрий Владимирович
Ломоно́сов Ю́рий Вла­ди́­ми­ро­вич (1876–1952), российский ин­же­нер и учё­ный, ос­но­во­полож­ник тепловозостроения. В 1905–1906 гг. со­сто­ял в бое­вой тех­нической груп­пе ЦК РСДРП (Центральный Комитет Российской социал-демократической рабочей партии), ко­то­рой ру­ко­во­дил Л. Б. Кра­син. В 1923 г. совместно с российскими ин­же­не­ра­ми Н. А. Доб­ро­воль­ским, Ф. Мей­не­ке, Э. В. Шве­те­ром раз­ра­бо­тал про­ект од­но­го из пер­вых в ми­ре ра­бо­то­спо­соб­ных те­п­ло­во­зов с элек­трической тя­го­вой пе­ре­да­чей; в 1924 г. те­п­ло­воз ис­пы­тан в г. Эс­лин­ген (Гер­ма­ния); в 1925 г. за­не­сён в спи­сок дей­ст­во­вав­ших на российских же­лез­ных доро­гах те­п­ло­во­зов с обо­зна­че­ни­ем Юэ001 (ра­бо­тал до 1954). Фонд и ар­хив Ломоносова – в Лидс­ском университете (1982).

Инженеры авиационной техники и вооружения

Юнкерс Хуго
Юнкерс Хуго
Ю́нкерс Ху­́го (1859–1935), немецкий авиа­кон­ст­рук­тор и про­мыш­лен­ник. Ос­но­вал несколько са­мо­лё­то­строительных фирм, в том числе «Юн­керс-Флюг­цойг­верк» (Junkers-Flug­zeug­werk, 1919), ко­то­рая строи­ла в СССР в 1922–1925 гг. са­мо­лё­ты Ю-20 и Ю-21, и дви­га­те­ле­ст­роительную «Юн­керс-Мото­рен­бау» (Jun­kers-Motorenbau, 1923). С 1924 г. Юнкерс раз­ра­ба­ты­вал толь­ко спор­тив­ные и транс­порт­ные са­мо­лё­ты (С-38, Ю-52, Ю-90 и др.), с 1929 г. – так­же ди­зель­ные авиа­дви­га­тели (ЮМО-4 и др.). Мно­го­мо­тор­ные са­мо­лё­ты Юнкерса в 1927 г. по­би­ли 33 ми­ро­вых ре­кор­да по ско­ро­сти и гру­зо­подъ­ём­но­сти.
Бюшгенс Георгий Сергеевич
Бюшгенс Георгий Сергеевич
Бю́шгенс Ге­о́р­гий Сер­ге́е­вич (1916–2013), российский учё­ный в об­лас­ти ме­ха­ни­ки, академик АН СССР (1981), Ге­рой Социалистического Тру­да (1974). Основные ра­бо­ты по ди­на­ми­ке и аэ­ро­ди­на­ми­ке летательных аппаратов. Бюшгенсом раз­ра­бо­та­ны и вне­дре­ны в прак­ти­ку рас­чёт­ные ин­же­нер­ные ме­то­ды ана­ли­за ди­на­ми­ки самолётов, их ус­той­чи­во­сти и управ­ляе­мо­сти при доз­ву­ко­вых и сверхзвуковых скоростях по­лё­та. Лауреат Ле­нин­ской премии (1961). Государственной премии РФ (2001). На­гра­ж­дён ор­де­на­ми Ле­ни­на (1966, 1971, 1974).

Инженеры в области машиностроения

Бородин Александр Парфеньевич
Бородин Александр Парфеньевич
Бороди́н Алекса́ндр Парфе́ньевич (1848–1898), российский инженер и учёный в области железнодорожного транспорта, один из основоположников паровозостроения в России. Окончил Технологический институт (1870) и Институт путей сообщения (1872) в Санкт-Петербурге. Бородин предложил конструкцию паровой машины с двойным расширением пара, паровоз с четырьмя цилиндрами типа «компаунд», систему конденсации пара. Русское техническое общество учредило Золотую медаль имени Бородина за лучшие изобретения и исследования в области железнодорожного транспорта.
Ломоносов Юрий Владимирович
Ломоносов Юрий Владимирович
Ломоно́сов Ю́рий Вла­ди́­ми­ро­вич (1876–1952), российский ин­же­нер и учё­ный, ос­но­во­полож­ник тепловозостроения. В 1905–1906 гг. со­сто­ял в бое­вой тех­нической груп­пе ЦК РСДРП (Центральный Комитет Российской социал-демократической рабочей партии), ко­то­рой ру­ко­во­дил Л. Б. Кра­син. В 1923 г. совместно с российскими ин­же­не­ра­ми Н. А. Доб­ро­воль­ским, Ф. Мей­не­ке, Э. В. Шве­те­ром раз­ра­бо­тал про­ект од­но­го из пер­вых в ми­ре ра­бо­то­спо­соб­ных те­п­ло­во­зов с элек­трической тя­го­вой пе­ре­да­чей; в 1924 г. те­п­ло­воз ис­пы­тан в г. Эс­лин­ген (Гер­ма­ния); в 1925 г. за­не­сён в спи­сок дей­ст­во­вав­ших на российских же­лез­ных доро­гах те­п­ло­во­зов с обо­зна­че­ни­ем Юэ001 (ра­бо­тал до 1954). Фонд и ар­хив Ломоносова – в Лидс­ском университете (1982).
Стефенсон Джордж
Стефенсон Джордж
Сте́фенсон Джордж (1781–1848), английский конструктор и изобретатель, положивший начало развитию парового железнодорожного транспорта. Стефенсон занимался строительством паровозов. В 1814–1815 гг. спроектировал и построил для рудничной рельсовой дороги первый работоспособный паровоз «Блюхер», в котором для создания тягового усилия использовалась сила трения между гладкими колёсами с ребордами и гладкими металлическими рельсами. Стефенсон впервые обосновал необходимость сооружения мостов, прокладки тоннелей и возведения железнодорожных насыпей на участках с сильным наклоном, был инициатором замены литых чугунных рельсов на кованые стальные.
Вестингауз Джордж
Вестингауз Джордж
Ве́стингауз Джордж (1846–1914), американский про­мыш­лен­ник и пред­при­ни­ма­тель. Изо­бре­та­тель пер­во­го воз­душ­но­го железнодорожного тор­мо­за (па­тент 1869). Вестингауз вне­дрил но­вую сис­те­му сиг­на­ли­за­ции на же­лез­ных до­ро­гах, пред­ло­жил амор­ти­за­тор ав­то­мо­би­ля, ме­тод демп­фи­ро­ва­ния уда­ров ва­го­нов при тро­га­нии с мес­та и ос­танов­ке и др.
Дреббель Корнелис
Дреббель Корнелис
Дре́ббель Кор­не́­лис (1572–1633), ни­дерландский су­до­строи­тель, изо­бре­та­тель пер­вой в ми­ре под­вод­ной лод­ки (ПЛ). В 1620 г. про­де­мон­ст­ри­ро­вал ПЛ, ко­то­рая мог­ла пе­ре­ме­щать­ся под во­дой с по­мо­щью вё­сел; для обес­пе­че­ния гер­ме­тич­но­сти на внеш­ний де­ревянный кор­пус ПЛ бы­ла на­тя­ну­та про­пи­тан­ная жи­ром ко­жа, в мес­тах про­хо­ж­де­ния че­рез кор­пус вёс­ла бы­ли снаб­же­ны во­до­не­про­ни­цае­мы­ми ко­жа­ны­ми ман­же­та­ми.
Отто Николаус
Отто Николаус
О́тто Ни́колаус (1832–1891), немецкий конструктор и предприниматель. Отто впервые построил работающий на горючем газе двухтактный двигатель внутреннего сгорания, получивший в 1867 г. золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. В 1884 г. предложил электрическое зажигание, что позволило применить для двигателя жидкое топливо (бензин).
Липгарт Андрей Александрович
Липгарт Андрей Александрович
Липга́рт Ан­д­ре́й Алек­са́н­д­ро­вич (1898–1980), российский кон­ст­рук­тор в об­лас­ти ав­то­мо­би­ле­строе­ния, заслуженный де­ятель нау­ки и тех­ни­ки РСФСР. Под руководством Липгарта бы­ли про­ве­де­ны ра­бо­ты, оп­ре­де­лив­шие тех­ническую по­ли­ти­ку и пер­спек­ти­вы раз­ви­тия отечественной ав­то­мо­биль­ной промышленности (про­ек­ти­ро­ва­ние пер­спек­тив­ных ти­па­жей отечественных ав­то­мо­би­лей и дви­га­те­лей 1950–1960-х гг., со­з­да­ние се­мей­ст­ва мощ­ных V-об­раз­ных че­ты­рёх­такт­ных ди­зе­лей для Яро­слав­ско­го мо­тор­но­го за­во­да и кар­бю­ра­тор­но­го дви­га­те­ля с воздушным ох­ла­ж­де­ни­ем для лег­ко­вых ав­то­мо­би­лей «За­по­ро­жец», раз­ра­бот­ка гру­зо­во­го трёх­ос­но­го ав­то­моби­ля вы­со­кой про­хо­ди­мо­сти для Ураль­ско­го ав­то­за­во­да и др.). С 1954 г. член Учёно­го со­ве­та Ла­бо­ра­то­рии дви­га­те­лей АН СССР. Основные тру­ды по тео­рии, рас­чё­ту и кон­струк­ции ав­то­мо­би­лей и дви­га­те­лей. Лауреат Сталинской премии за 1941 (1-й степени), 1942, 1946, 1949, 1950 (все – второй степени). На­гра­ж­дён 3 ор­де­на­ми Ле­ни­на (1943, 1944, 1968), орденом Трудового красного знамени (1941).
Матвеенко Александр Макарович
Матвеенко Александр Макарович
Матве́енко Алек­са́ндр Ма­ка­́ро­вич (1939–2021), российский учё­ный в об­лас­ти ма­ши­но­строе­ния, гид­ро­ме­ха­ни­ки, про­ек­ти­ро­ва­ния и ис­пы­та­ния летательных аппаратов (ЛА) и сис­тем обо­ру­до­ва­ния, академик РАН. Матвеенко соз­дал но­вое на­учное на­прав­ле­ние – тех­нические сис­те­мы с фор­си­ро­ван­ны­ми ре­жи­ма­ми ра­бо­ты и адап­тив­ны­ми струк­ту­ра­ми; раз­ра­бо­тал тео­рию и ме­то­ды про­ек­ти­ро­ва­ния бор­то­вых энер­ге­тических сис­тем современных ЛА. Лауреат Государственной премии РФ, премии Пра­ви­тель­ст­ва РФ в об­лас­ти нау­ки и тех­ни­ки, премии Пра­ви­тель­ст­ва РФ в об­лас­ти об­ра­зо­ва­ния, премии имени Н. Е. Жу­ков­ско­го. Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени.

Инженеры-физики

Лебон Филипп
Лебон Филипп
Лебо́н Фили́пп (1769/1767–1804), французский инженер. Профессор механики в Школе мостов и дорог в Париже. Предложил проект газового двигателя внутреннего сгорания со сжатием смеси газа и воздуха.
Модсли Генри (промышленник)
Модсли Генри (промышленник)
Мо́дсли Ге́н­ри (Henry Maudslay) (1771–1831), английский ме­ха­ник и про­мыш­лен­ник. В 1794 г. изо­брёл т. н. кре­сто­вый суп­порт к то­кар­но­му стан­ку, по­зво­ляв­ший ав­то­ма­ти­че­ски вы­та­чи­вать вин­ты и бол­ты с лю­бой на­рез­кой. В 1797 г. по­стро­ил то­кар­но-вин­то­рез­ный ста­нок с суп­пор­том и на­бо­ром зуб­ча­тых ко­лёс, тем са­мым вне­дрил в про­мыш­лен­ность идеи, ра­нее раз­ра­бо­тан­ные (но за­бы­тые) А. К. Нар­то­вым и др. Модсли так­же изо­брёл ды­ро­про­бив­ную ма­ши­ну для про­изводства от­вер­стий в лис­тах ко­тель­но­го же­ле­за, скон­ст­руи­ро­вал мик­ро­мет­рический штан­ген­цир­куль, щит для про­ры­тия тон­не­ля под Тем­зой в Лон­до­не и пр.
Карман Теодор
Карман Теодор
Ка́рман Тео­до́р (1881–1963), учёный в об­лас­ти ме­ха­ни­ки, член Лон­дон­ско­го ко­ро­лев­ско­го общества (1946). Основные тру­ды по са­мо­лё­то­строе­нию, аэро-, гид­ро- и тер­мо­ди­на­ми­ке, тео­рии уп­ру­го­сти и пла­стич­но­сти, со­про­тив­ле­нию ма­те­риа­лов, сверх­зву­ко­вой аэ­ро­ди­на­ми­ке. Раз­ра­бо­тал тео­рию од­но­род­ной изо­троп­ной тур­бу­лент­но­сти, ме­тод рас­чё­та по­гра­нич­но­го слоя, по­лу­эм­пи­рическую тео­рию тур­бу­лент­но­сти, тео­рию про­фи­ля кры­ла при доз­ву­ко­вых ско­ро­стях и осе­сим­мет­рич­но­го те­ла при сверх­зву­ко­вых ско­ро­стях и др. Осу­ще­ст­в­лял на­учное ру­ко­во­дство строи­тель­ст­вом ря­да летательных аппаратов, сверх­зву­ко­вых аэ­ро­ди­на­мических труб и бал­ли­стических ус­та­но­вок. Карман был од­ним из ос­но­ва­те­лей и пер­вым пре­зи­ден­том (1960–1961) Ме­ж­ду­народной ака­де­мии ас­тро­нав­ти­ки.
Бюшгенс Георгий Сергеевич
Бюшгенс Георгий Сергеевич
Бю́шгенс Ге­о́р­гий Сер­ге́е­вич (1916–2013), российский учё­ный в об­лас­ти ме­ха­ни­ки, академик АН СССР (1981), Ге­рой Социалистического Тру­да (1974). Основные ра­бо­ты по ди­на­ми­ке и аэ­ро­ди­на­ми­ке летательных аппаратов. Бюшгенсом раз­ра­бо­та­ны и вне­дре­ны в прак­ти­ку рас­чёт­ные ин­же­нер­ные ме­то­ды ана­ли­за ди­на­ми­ки самолётов, их ус­той­чи­во­сти и управ­ляе­мо­сти при доз­ву­ко­вых и сверхзвуковых скоростях по­лё­та. Лауреат Ле­нин­ской премии (1961). Государственной премии РФ (2001). На­гра­ж­дён ор­де­на­ми Ле­ни­на (1966, 1971, 1974).
Бубнов Иван Григорьевич
Бубнов Иван Григорьевич
Бу́бнов Ива́н Гри­го́рь­е­вич (1872–1919), российский учё­ный и ко­раб­ле­строи­тель. Генерал-майор Кор­пу­са ко­ра­бель­ных ин­же­не­ров (1912). Под руководством Бубнова в 1903–1911 гг. раз­ра­бо­та­ны про­ек­ты под­вод­ных ло­док «Ка­сат­ка», «Аку­ла», «Ми­но­га», «Барс» и «Морж». По его про­ек­там бы­ли по­строе­ны лин­кор «Се­ва­сто­поль» (1911) и ли­ней­ный крей­сер «Из­ма­ил» (1915). Бубнову при­над­ле­жит при­ори­тет в фор­му­ли­ро­ва­нии стро­ительной ме­ха­ни­ки ко­раб­ля как са­мо­сто­ятельной на­учной дис­ци­п­ли­ны.
Данилевич Януш Брониславович
Данилевич Януш Брониславович
Даниле́вич Я́нуш Бро­ни­сла́­во­вич (1931–2011), российский учё­ный в об­лас­ти элек­тро­фи­зи­ки и элек­тро­энер­ге­ти­ки, академик РАН. На­учные ис­сле­до­ва­ния в об­лас­ти ме­ха­ни­ки и стан­дар­ти­за­ции тур­бо- и гид­ро­ге­не­ра­то­ров (в том числе сверх­про­вод­ни­ко­вых), ге­не­ра­то­ров для сис­тем не­тра­диционной энер­ге­ти­ки (ми­ни- и ма­лых ГЭС, вет­ро­стан­ций и т. д.); раз­ра­бот­ка ме­то­дов фи­зического и математического моделирования энер­ге­тического обо­ру­до­ва­ния. Пре­зи­дент Ас­со­циа­ции ин­же­не­ров-элек­три­ков РФ. Лауреат премии имени П. Н. Яблочкова АН СССР (1989), премии имени Г. М. Кржи­жа­нов­ско­го РАН (1999).
Раушенбах Борис Викторович
Раушенбах Борис Викторович
Ра́ушенбах Бо­ри́с Ви́к­то­ро­вич (1915–2001), российский фи­зик и ме­ха­ник, академик АН СССР, Ге­рой Социалистического Тру­да. С 1937 г. ра­бо­тал в Ре­ак­тив­ном ин­сти­ту­те (РНИИ) над соз­да­ни­ем ре­ак­тив­ных кры­ла­тых ра­кет под руководством С. П. Ко­ро­лё­ва. Вы­пол­нил пио­нер­ские ра­бо­ты по тео­рии ав­то­ма­тического уп­рав­ле­ния, при­клад­ной ме­ха­ни­ке, теории ус­той­чи­во­сти, сис­тем управ­ле­ния и ори­ен­та­ции космических аппаратов, ко­то­рые по­зво­ли­ли сде­лать пер­вые фо­то­гра­фии об­рат­ной сто­ро­ны Лу­ны (КА «Лу­на-3»). С 1960 г. Раушенбах при­ни­мал ак­тив­ное уча­стие в под­го­тов­ке пер­во­го по­лё­та че­ло­ве­ка в кос­мос. Лауреат Ле­нин­ской премии, Де­ми­дов­ской премии, премии имени К. Э. Ци­ол­ков­ско­го РАН. На­гра­ж­дён ор­де­на­ми Ле­ни­на, зо­ло­той ме­да­лью имени Б. Н. Пет­ро­ва РАН.
Мельников Николай Прокофьевич
Мельников Николай Прокофьевич
Ме́льников Ни­ко­ла́й Про­ко́фь­е­вич (1908–1982), российский учё­ный в об­лас­ти строи­тель­ной ме­ха­ни­ки и тео­рии ме­тал­ло­кон­струк­ций, академик АН СССР. Мельников – ав­тор бо­лее 130 круп­ных кон­ст­рук­тор­ских ра­бот в различных об­лас­тях промышленности и транс­пор­та, под его не­по­сред­ст­вен­ным ру­ково­дством соз­да­ны ме­то­ди­ки рас­чё­та сталь­ных кон­струк­ций до­мен­ных це­хов, раз­ра­бо­та­ны не­су­щие кон­ст­рук­ции атом­ных ре­ак­то­ров, Сер­пу­хов­ско­го и Дуб­нин­ско­го ус­ко­ри­те­лей, вы­сот­ных зда­ний в Мо­ск­ве (на Смо­лен­ской площади, площади Вос­ста­ния и гос­ти­ни­цы «Ук­раи­на»), аэ­ро­ди­на­мические тру­бы ЦАГИ и Центрального института авиа­ци­он­но­го мо­то­ро­строе­ния имени П. И. Баранова, ан­тен­ные со­ору­же­ния и ра­дио­те­ле­ско­пы, ки­сло­род­но-кон­вер­тер­ные це­ха, со­су­ды дав­ле­ния, ре­зер­вуа­ры, газ­голь­де­ры, про­лёт­ные строе­ния мос­тов и др. Лауреат Ле­нин­ской премии, Государственная премия СССР. На­гра­ж­дён ор­де­ном Ле­ни­на.

Инженеры грузового и специального автомобилестроения

Отто Николаус
Отто Николаус
О́тто Ни́колаус (1832–1891), немецкий конструктор и предприниматель. Отто впервые построил работающий на горючем газе двухтактный двигатель внутреннего сгорания, получивший в 1867 г. золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. В 1884 г. предложил электрическое зажигание, что позволило применить для двигателя жидкое топливо (бензин).
Липгарт Андрей Александрович
Липгарт Андрей Александрович
Липга́рт Ан­д­ре́й Алек­са́н­д­ро­вич (1898–1980), российский кон­ст­рук­тор в об­лас­ти ав­то­мо­би­ле­строе­ния, заслуженный де­ятель нау­ки и тех­ни­ки РСФСР. Под руководством Липгарта бы­ли про­ве­де­ны ра­бо­ты, оп­ре­де­лив­шие тех­ническую по­ли­ти­ку и пер­спек­ти­вы раз­ви­тия отечественной ав­то­мо­биль­ной промышленности (про­ек­ти­ро­ва­ние пер­спек­тив­ных ти­па­жей отечественных ав­то­мо­би­лей и дви­га­те­лей 1950–1960-х гг., со­з­да­ние се­мей­ст­ва мощ­ных V-об­раз­ных че­ты­рёх­такт­ных ди­зе­лей для Яро­слав­ско­го мо­тор­но­го за­во­да и кар­бю­ра­тор­но­го дви­га­те­ля с воздушным ох­ла­ж­де­ни­ем для лег­ко­вых ав­то­мо­би­лей «За­по­ро­жец», раз­ра­бот­ка гру­зо­во­го трёх­ос­но­го ав­то­моби­ля вы­со­кой про­хо­ди­мо­сти для Ураль­ско­го ав­то­за­во­да и др.). С 1954 г. член Учёно­го со­ве­та Ла­бо­ра­то­рии дви­га­те­лей АН СССР. Основные тру­ды по тео­рии, рас­чё­ту и кон­струк­ции ав­то­мо­би­лей и дви­га­те­лей. Лауреат Сталинской премии за 1941 (1-й степени), 1942, 1946, 1949, 1950 (все – второй степени). На­гра­ж­дён 3 ор­де­на­ми Ле­ни­на (1943, 1944, 1968), орденом Трудового красного знамени (1941).

Инженерная техника и средства инженерного вооружения

Герстнер Франтишек Антонин
Герстнер Франтишек Антонин
Ге́рстнер Фра́нтишек Антони́н (1793–1840), чешский инженер и предприниматель. Сын Ф. Й. Герстнера. Изучал железнодорожное дело в Англии. В 1820-х гг. принимал участие в строительстве первой в Европе конно-железной дороги между Ческе-Будеёвице и Линцем, идея постройки которой принадлежала его отцу. В 1834 г. приехал в Санкт-Петербург с целью начать строительство железной дороги в России. Автор ряда предложений о необходимости строительства железной дороги в России.
Войслав Сигизмунд Григорьевич
Войслав Сигизмунд Григорьевич
Во́йслав Сигизму́нд Григо́рьевич (1850–1904), российский горный инженер. В 1898 г. получил привилегию на способ вставки алмазов в сталь, создал станки для алмазного бурения и буровые алмазные коронки. Сконструировал вращательные перфораторы электрического и турбинного типов. Разработал оригинальную теорию разведки газовых месторождений.

Корабли, суда, базовые плавучие и береговые средства обеспечения

Папкович Пётр Фёдорович
Папкович Пётр Фёдорович
Папко́вич Пётр Фё­до­ро­вич (1887–1946), российский учё­ный-ко­раб­ле­строи­тель, ин­же­нер-контр-ад­ми­рал (1940), член-корреспондент АН СССР (1933). Папкович – ав­тор тру­дов по стро­ительной ме­ха­ни­ке ко­раб­ля, тео­рии уп­ру­го­сти; раз­ра­бо­тал и усо­вер­шен­ст­во­вал ме­то­ды рас­чё­та су­до­вых кон­ст­рук­ций на ста­тические и ди­на­мические на­груз­ки. Лауреат Государственной премии СССР. На­гра­ж­дён 2 ор­де­на­ми Ле­ни­на.
Бубнов Иван Григорьевич
Бубнов Иван Григорьевич
Бу́бнов Ива́н Гри­го́рь­е­вич (1872–1919), российский учё­ный и ко­раб­ле­строи­тель. Генерал-майор Кор­пу­са ко­ра­бель­ных ин­же­не­ров (1912). Под руководством Бубнова в 1903–1911 гг. раз­ра­бо­та­ны про­ек­ты под­вод­ных ло­док «Ка­сат­ка», «Аку­ла», «Ми­но­га», «Барс» и «Морж». По его про­ек­там бы­ли по­строе­ны лин­кор «Се­ва­сто­поль» (1911) и ли­ней­ный крей­сер «Из­ма­ил» (1915). Бубнову при­над­ле­жит при­ори­тет в фор­му­ли­ро­ва­нии стро­ительной ме­ха­ни­ки ко­раб­ля как са­мо­сто­ятельной на­учной дис­ци­п­ли­ны.

Инженеры-механики

Лебон Филипп
Лебон Филипп
Лебо́н Фили́пп (1769/1767–1804), французский инженер. Профессор механики в Школе мостов и дорог в Париже. Предложил проект газового двигателя внутреннего сгорания со сжатием смеси газа и воздуха.
Модсли Генри (промышленник)
Модсли Генри (промышленник)
Мо́дсли Ге́н­ри (Henry Maudslay) (1771–1831), английский ме­ха­ник и про­мыш­лен­ник. В 1794 г. изо­брёл т. н. кре­сто­вый суп­порт к то­кар­но­му стан­ку, по­зво­ляв­ший ав­то­ма­ти­че­ски вы­та­чи­вать вин­ты и бол­ты с лю­бой на­рез­кой. В 1797 г. по­стро­ил то­кар­но-вин­то­рез­ный ста­нок с суп­пор­том и на­бо­ром зуб­ча­тых ко­лёс, тем са­мым вне­дрил в про­мыш­лен­ность идеи, ра­нее раз­ра­бо­тан­ные (но за­бы­тые) А. К. Нар­то­вым и др. Модсли так­же изо­брёл ды­ро­про­бив­ную ма­ши­ну для про­изводства от­вер­стий в лис­тах ко­тель­но­го же­ле­за, скон­ст­руи­ро­вал мик­ро­мет­рический штан­ген­цир­куль, щит для про­ры­тия тон­не­ля под Тем­зой в Лон­до­не и пр.
Карман Теодор
Карман Теодор
Ка́рман Тео­до́р (1881–1963), учёный в об­лас­ти ме­ха­ни­ки, член Лон­дон­ско­го ко­ро­лев­ско­го общества (1946). Основные тру­ды по са­мо­лё­то­строе­нию, аэро-, гид­ро- и тер­мо­ди­на­ми­ке, тео­рии уп­ру­го­сти и пла­стич­но­сти, со­про­тив­ле­нию ма­те­риа­лов, сверх­зву­ко­вой аэ­ро­ди­на­ми­ке. Раз­ра­бо­тал тео­рию од­но­род­ной изо­троп­ной тур­бу­лент­но­сти, ме­тод рас­чё­та по­гра­нич­но­го слоя, по­лу­эм­пи­рическую тео­рию тур­бу­лент­но­сти, тео­рию про­фи­ля кры­ла при доз­ву­ко­вых ско­ро­стях и осе­сим­мет­рич­но­го те­ла при сверх­зву­ко­вых ско­ро­стях и др. Осу­ще­ст­в­лял на­учное ру­ко­во­дство строи­тель­ст­вом ря­да летательных аппаратов, сверх­зву­ко­вых аэ­ро­ди­на­мических труб и бал­ли­стических ус­та­но­вок. Карман был од­ним из ос­но­ва­те­лей и пер­вым пре­зи­ден­том (1960–1961) Ме­ж­ду­народной ака­де­мии ас­тро­нав­ти­ки.
Бюшгенс Георгий Сергеевич
Бюшгенс Георгий Сергеевич
Бю́шгенс Ге­о́р­гий Сер­ге́е­вич (1916–2013), российский учё­ный в об­лас­ти ме­ха­ни­ки, академик АН СССР (1981), Ге­рой Социалистического Тру­да (1974). Основные ра­бо­ты по ди­на­ми­ке и аэ­ро­ди­на­ми­ке летательных аппаратов. Бюшгенсом раз­ра­бо­та­ны и вне­дре­ны в прак­ти­ку рас­чёт­ные ин­же­нер­ные ме­то­ды ана­ли­за ди­на­ми­ки самолётов, их ус­той­чи­во­сти и управ­ляе­мо­сти при доз­ву­ко­вых и сверхзвуковых скоростях по­лё­та. Лауреат Ле­нин­ской премии (1961). Государственной премии РФ (2001). На­гра­ж­дён ор­де­на­ми Ле­ни­на (1966, 1971, 1974).
Бубнов Иван Григорьевич
Бубнов Иван Григорьевич
Бу́бнов Ива́н Гри­го́рь­е­вич (1872–1919), российский учё­ный и ко­раб­ле­строи­тель. Генерал-майор Кор­пу­са ко­ра­бель­ных ин­же­не­ров (1912). Под руководством Бубнова в 1903–1911 гг. раз­ра­бо­та­ны про­ек­ты под­вод­ных ло­док «Ка­сат­ка», «Аку­ла», «Ми­но­га», «Барс» и «Морж». По его про­ек­там бы­ли по­строе­ны лин­кор «Се­ва­сто­поль» (1911) и ли­ней­ный крей­сер «Из­ма­ил» (1915). Бубнову при­над­ле­жит при­ори­тет в фор­му­ли­ро­ва­нии стро­ительной ме­ха­ни­ки ко­раб­ля как са­мо­сто­ятельной на­учной дис­ци­п­ли­ны.
Раушенбах Борис Викторович
Раушенбах Борис Викторович
Ра́ушенбах Бо­ри́с Ви́к­то­ро­вич (1915–2001), российский фи­зик и ме­ха­ник, академик АН СССР, Ге­рой Социалистического Тру­да. С 1937 г. ра­бо­тал в Ре­ак­тив­ном ин­сти­ту­те (РНИИ) над соз­да­ни­ем ре­ак­тив­ных кры­ла­тых ра­кет под руководством С. П. Ко­ро­лё­ва. Вы­пол­нил пио­нер­ские ра­бо­ты по тео­рии ав­то­ма­тического уп­рав­ле­ния, при­клад­ной ме­ха­ни­ке, теории ус­той­чи­во­сти, сис­тем управ­ле­ния и ори­ен­та­ции космических аппаратов, ко­то­рые по­зво­ли­ли сде­лать пер­вые фо­то­гра­фии об­рат­ной сто­ро­ны Лу­ны (КА «Лу­на-3»). С 1960 г. Раушенбах при­ни­мал ак­тив­ное уча­стие в под­го­тов­ке пер­во­го по­лё­та че­ло­ве­ка в кос­мос. Лауреат Ле­нин­ской премии, Де­ми­дов­ской премии, премии имени К. Э. Ци­ол­ков­ско­го РАН. На­гра­ж­дён ор­де­на­ми Ле­ни­на, зо­ло­той ме­да­лью имени Б. Н. Пет­ро­ва РАН.
Мельников Николай Прокофьевич
Мельников Николай Прокофьевич
Ме́льников Ни­ко­ла́й Про­ко́фь­е­вич (1908–1982), российский учё­ный в об­лас­ти строи­тель­ной ме­ха­ни­ки и тео­рии ме­тал­ло­кон­струк­ций, академик АН СССР. Мельников – ав­тор бо­лее 130 круп­ных кон­ст­рук­тор­ских ра­бот в различных об­лас­тях промышленности и транс­пор­та, под его не­по­сред­ст­вен­ным ру­ково­дством соз­да­ны ме­то­ди­ки рас­чё­та сталь­ных кон­струк­ций до­мен­ных це­хов, раз­ра­бо­та­ны не­су­щие кон­ст­рук­ции атом­ных ре­ак­то­ров, Сер­пу­хов­ско­го и Дуб­нин­ско­го ус­ко­ри­те­лей, вы­сот­ных зда­ний в Мо­ск­ве (на Смо­лен­ской площади, площади Вос­ста­ния и гос­ти­ни­цы «Ук­раи­на»), аэ­ро­ди­на­мические тру­бы ЦАГИ и Центрального института авиа­ци­он­но­го мо­то­ро­строе­ния имени П. И. Баранова, ан­тен­ные со­ору­же­ния и ра­дио­те­ле­ско­пы, ки­сло­род­но-кон­вер­тер­ные це­ха, со­су­ды дав­ле­ния, ре­зер­вуа­ры, газ­голь­де­ры, про­лёт­ные строе­ния мос­тов и др. Лауреат Ле­нин­ской премии, Государственная премия СССР. На­гра­ж­дён ор­де­ном Ле­ни­на.
Костенко Владимир Полиевктович
Костенко Владимир Полиевктович
Косте́нко Вла­ди́­мир По­ли­е́в­кто­вич (1881–1956), российский ин­же­нер-ко­раб­ле­строи­тель, один из ор­га­ни­за­то­ров су­до­строе­ния в СССР. Брат М. П. Кос­тен­ко. Уча­ст­во­вал в строи­тель­ст­ве и при­ём­ке эс­кад­рен­но­го бро­не­нос­ца «Ан­д­рей Пер­во­зван­ный» и крей­се­ра «Рю­рик». Под его ру­ко­во­д­ством в эти го­ды спро­ек­ти­ро­ва­но и по­строе­но около 150 во­енных и ком­мерческих су­дов. Им бы­ли при­ме­не­ны прин­ци­пи­аль­но но­вые схе­мы по­строй­ки су­дов: на го­ри­зон­таль­ных ста­пель­ных мес­тах в за­кры­тых и уте­п­лён­ных эл­лин­гах, в на­лив­ных до­ках, круп­но­сек­ци­он­ная сбор­ка су­дов и др. Основные тру­ды по гид­ро­ди­на­ми­ке, во­про­сам ус­той­чи­во­сти и бро­не­вой за­щи­ты ко­раб­лей. Лауреат Сталинской премии (1950).

Инженеры судостроения

Дреббель Корнелис
Дреббель Корнелис
Дре́ббель Кор­не́­лис (1572–1633), ни­дерландский су­до­строи­тель, изо­бре­та­тель пер­вой в ми­ре под­вод­ной лод­ки (ПЛ). В 1620 г. про­де­мон­ст­ри­ро­вал ПЛ, ко­то­рая мог­ла пе­ре­ме­щать­ся под во­дой с по­мо­щью вё­сел; для обес­пе­че­ния гер­ме­тич­но­сти на внеш­ний де­ревянный кор­пус ПЛ бы­ла на­тя­ну­та про­пи­тан­ная жи­ром ко­жа, в мес­тах про­хо­ж­де­ния че­рез кор­пус вёс­ла бы­ли снаб­же­ны во­до­не­про­ни­цае­мы­ми ко­жа­ны­ми ман­же­та­ми.
Исанин Николай Никитич
Исанин Николай Никитич
Иса́нин Ни­ко­ла́й Ни­ки́­тич (1904–1990), российский учё­ный в об­лас­ти су­до­строе­ния, академик АН СССР (1970), Ге­рой Социалистического Тру­да (1963, 1974). При не­по­сред­ст­вен­ном уча­стии Исанина на стен­дах и опыт­ных лод­ках от­ра­ба­ты­ва­лись пер­вые ра­кет­ные ком­плек­сы с бал­ли­стическими и кры­ла­ты­ми ра­ке­та­ми (Д-2, Д-4, Д-5, Д-9, «Аме­тист», П-120). Исанин ру­ко­во­дил ра­бо­та­ми по обо­ру­до­ва­нию под­вод­ной лод­ки про­ек­та В611, с ко­то­рой впер­вые в ми­ре был про­из­ве­дён за­пуск бал­ли­стической ра­ке­ты (16 сентября 1955), а так­же раз­ра­бот­кой под­вод­ных ло­док про­ек­та 629 с ком­плек­сом Д-2 и са­мой бы­ст­ро­ход­ной в ми­ре атом­ной под­вод­ной лод­ки с ти­та­но­вым кор­пу­сом (про­ект 661), воо­ру­жён­ной пер­вы­ми кры­ла­ты­ми ра­ке­та­ми под­вод­но­го стар­та. Лауреат Сталинской премии 1-й степени (1942), Ле­нин­ской премии (1959). На­гра­ж­дён ор­де­на­ми Ле­ни­на (1963, 1974). Име­нем Исанина на­зва­но российское научно-исследовательское суд­но «Ака­де­мик Иса­нин» (1994).
Неганов Василий Иванович
Неганов Василий Иванович
Нега́нов Ва­си­́лий Ива́­но­вич (1899–1978), российский учё­ный-ко­раб­ле­строи­тель, кон­ст­рук­тор су­дов, в том числе с атом­ной энергетической ус­та­нов­кой, Ге­рой Социалистического Тру­да (1960). В 1942–1946 гг. член пра­ви­тельственной за­ку­поч­ной ко­мис­сии СССР в США, занимался во­про­са­ми при­ём­ки су­дов. В 1950-х гг. главный кон­ст­рук­тор пер­во­го советского атомного ледокола «Ленин». Раз­ра­бо­тал эскизный проект ле­до­ко­ла «Арк­ти­ка». Лауреат Сталинской премии 1-й степени, Государственной премии СССР. На­гра­ж­дён ор­де­на­ми Ле­ни­на.
Фултон Роберт
Фултон Роберт
Фу́лтон Ро́берт (1765–1815), американский изобретатель, создатель первого в мире колёсного парохода. Участвовал в строительстве каналов, шлюзов, водопроводов, конструировал различные машины. Построил и успешно испытал плавучую мину и подводную лодку «Наутилус» («Nautilus»), имевшую все основные части современной подводной лодки; в том же году начал эксперименты с паровыми двигателями. В 1803 г. демонстрировал на реке Сена первое паровое судно (длиной 20 м, шириной 2,4 м).
Кузьминский Павел Дмитриевич
Кузьминский Павел Дмитриевич
Кузьми́нский Па́­вел Дми́т­рие­вич (1840–1900), российский ин­же­нер и изо­бре­та­тель. Тру­ды Кузьминского по­свя­ще­ны во­про­сам ме­ха­ни­ки ко­раб­ля, те­п­ло­тех­ни­ки, гид­ро­ме­ха­ни­ки и воз­ду­хо­пла­ва­ния. Изо­брёл гид­рав­лический ди­на­мо­метр; в 1887–1892 гг. соз­дал мно­го­сту­пен­ча­тую (с 10 сту­пе­ня­ми дав­ле­ния) га­зо­вую ре­вер­сив­ную тур­би­ну ра­ди­аль­но­го ти­па. Один из ини­циа­то­ров соз­да­ния воз­ду­хо­пла­вательного от­де­ла Русского тех­нического об­ще­ст­ва.
Костенко Владимир Полиевктович
Костенко Владимир Полиевктович
Косте́нко Вла­ди́­мир По­ли­е́в­кто­вич (1881–1956), российский ин­же­нер-ко­раб­ле­строи­тель, один из ор­га­ни­за­то­ров су­до­строе­ния в СССР. Брат М. П. Кос­тен­ко. Уча­ст­во­вал в строи­тель­ст­ве и при­ём­ке эс­кад­рен­но­го бро­не­нос­ца «Ан­д­рей Пер­во­зван­ный» и крей­се­ра «Рю­рик». Под его ру­ко­во­д­ством в эти го­ды спро­ек­ти­ро­ва­но и по­строе­но около 150 во­енных и ком­мерческих су­дов. Им бы­ли при­ме­не­ны прин­ци­пи­аль­но но­вые схе­мы по­строй­ки су­дов: на го­ри­зон­таль­ных ста­пель­ных мес­тах в за­кры­тых и уте­п­лён­ных эл­лин­гах, в на­лив­ных до­ках, круп­но­сек­ци­он­ная сбор­ка су­дов и др. Основные тру­ды по гид­ро­ди­на­ми­ке, во­про­сам ус­той­чи­во­сти и бро­не­вой за­щи­ты ко­раб­лей. Лауреат Сталинской премии (1950).
Поздюнин Валентин Львович
Поздюнин Валентин Львович
Поздю́нин Ва­лен­ти́н Льво́­вич (1883–1948), российский учё­ный в об­лас­ти су­до­строе­ния и ме­ха­ни­ки, академик АН СССР. Основные тру­ды по­свя­ще­ны теории проектирования судов, тео­рии и рас­чё­ту су­до­вых уст­ройств и сис­тем, бы­ст­ро­ход­ных греб­ных вин­тов, а так­же во­про­сам ко­ра­бель­ной ар­хи­тек­ту­ры и гид­ро­ме­ха­ни­ки. В раз­ра­бо­тан­ной Поздюниным об­щей тео­рии про­ек­ти­ро­ва­ния су­дов за­да­ча про­ек­ти­ро­ва­ния суд­на рас­смат­ри­ва­ет­ся и ре­ша­ет­ся как еди­ная тех­ни­ко-эко­но­мическая про­бле­ма. В 1939 г. скон­ст­руи­ро­вал ори­ги­наль­ный су­до­вой дви­жи­тель (су­пер­ка­ви­ти­рую­щий). Ав­тор учеб­ни­ков и учеб­ных по­со­бий. Ини­циа­тор и ре­дак­тор мно­го­том­но­го «Спра­воч­ни­ка по су­до­строе­нию». Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1943, 1945).
Джевецкий Степан Карлович
Джевецкий Степан Карлович
Джеве́цкий Сте­па́н Ка́р­ло­вич (1843–1938), российский ис­сле­до­ва­тель и изо­бре­та­тель, ав­тор ря­да кон­ст­рук­ций под­вод­ных ло­док. Учил­ся в Центральной шко­ле ис­кусств и ре­мё­сел (Па­риж). Совместно с А. Н. Кры­ло­вым Джевецкий пред­ло­жил про­ект под­вод­ной лод­ки во­до­из­ме­ще­ни­ем 120 т, с па­ро­вы­ми дви­га­те­ля­ми, рас­счи­тан­ной на 12 человек. В 1882 г. из­бран то­ва­ри­щем пред­се­да­те­ля воз­ду­хо­пла­ва­тель­но­го от­де­ла Русского тех­нического общества.
Липанов Алексей Матвеевич
Инженеры-конструкторы
Липанов Алексей Матвеевич
Липа́нов Алек­се́й Мат­ве́е­вич (род. 1935), российский учё­ный в об­лас­ти про­ек­ти­ро­ва­ния дви­га­те­лей летательных аппаратов, тео­рии про­ек­ти­ро­ва­ния твёр­дых то­п­лив и за­ря­дов из них, академик РАН (2000). Основные на­учные на­прав­ле­ния: математическое моделирование внут­ри­ка­мер­ных про­цес­сов в твер­до­то­п­лив­ных ра­кет­ных дви­га­те­лях и ус­та­нов­ках (один из про­ек­ти­ров­щи­ков пер­вой отечественной мор­ской твер­до­то­п­лив­ной меж­кон­ти­нен­таль­ной ра­ке­ты «Тай­фун», 1975); ме­то­ды чис­лен­но­го ре­ше­ния сис­тем транс­цен­дент­ных ал­геб­раи­че­ских и диф­фе­рен­ци­аль­ных урав­не­ний с ча­ст­ны­ми про­из­вод­ны­ми для од­но­связ­ных и мно­го­связ­ных объ­ё­мов ин­тег­ри­ро­ва­ния (в том числе при ис­сле­до­ва­нии ла­ми­нар­ных и тур­бу­лент­ных по­то­ков). Лауреат Государственная премии СССР (1985), премии Пра­ви­тель­ст­ва РФ (1999).

Инженеры чёрной металлургии

Соболевский Пётр Григорьевич
Соболевский Пётр Григорьевич
Соболе́вский Пётр Гри­го́рь­е­вич (1782–1841), российский ин­же­нер и учё­ный, полковник Кор­пу­са гор­ных ин­же­не­ров (ныне Санкт-Петербургский горный университет), член-корр. Петербургской АН. Дво­ря­нин. Спро­ек­ти­ро­вал пер­вые в Рос­сии па­ро­вые су­да (мощ­но­стью в 6 и 36 л. с.). Совместно с В. В. Лю­бар­ским раз­ра­бо­тал спо­соб аф­фи­на­жа сы­рой пла­ти­ны и пре­вра­ще­ния её в ков­кий ме­талл. Пред­ло­жен­ный ими спо­соб го­ря­че­го прес­со­ва­ния стал од­ним из основных приё­мов по­рош­ко­вой ме­тал­лур­гии. В 1832–1841 гг. со­сто­ял не­пре­мен­ным сек­ре­та­рём Воль­но­го эко­но­ми­че­ско­го об­ще­ст­ва.
Курако Михаил Константинович
Курако Михаил Константинович
Кура́ко Михаи́л Константи́нович (1872–1920), российский ме­тал­лург. Ро­дил­ся в се­мье мел­ко­по­ме­ст­но­го дво­ря­ни­на. Курако са­мо­стоя­тель­но изу­чил фи­зи­ку, хи­мию, несколько иностранных язы­ков. Соз­дал шко­лу до­мен­щи­ков, сыг­рав­шую боль­шую роль в ор­га­ни­за­ции про­изводства и усо­вер­шен­ст­во­ва­нии тех­но­ло­гии вы­плав­ки чу­гу­на.