Шапошник Борис Львович
Ша́пошник Бори́с Льво́вич [17(30).12.1902, Пинск – 12.9.1985, Минск], советский конструктор автомобилей, заслуженный деятель науки и техники БССР (1962), Герой Социалистического Труда (1973). По окончании в 1930 г. Московского механико-машиностроительного училища (ныне Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана) до 1941 г. работал на заводе АМО (с 1931 1-й государственный автомобильный завод имени И. В. Сталина, ЗИС) инженером-конструктором, начальником конструкторского отдела, главным конструктором. В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Шапошников возглавлял (с 1941) КБ Ульяновского завода (УАЗ). Здесь с весны 1942 г. был налажен выпуск грузовых автомобилей ЗИС-5В. С 1949 г. Шапошников на Минском автозаводе (МАЗ; начальник КБ карьерных самосвалов большой грузоподъёмности). Им разработаны двухосный МАЗ-525 грузоподъёмностью 25 т (первый советский автомобиль с гидроусилителем руля и планетарными редукторами, встроенными в ступицы ведущих колёс) и трёхосный МАЗ-530 (грузоподъёмность 40 т). С 1954 г. главный конструктор СКБ «МАЗ». Под руководством Шапошникова созданы заднемоторный тягач МАЗ-528 (1955, с колёсной формулой 4 × 4), одноосный тягач МАЗ-529 (1956, 2 × 2), тягач-лесовоз МАЗ-532 (1957, 4 × 4) и артиллерийский тягач МАЗ-535 (1958, 8: 8), а затем серия шасси для самоходных пусковых установок большой мощности. Ленинская премия (1976), Государственная премия СССР (1968). Награждён орденами Ленина (1968, 1973).