Юнкерс Хуго
Ю́нкерс Ху́го (Hugo Junkers) (3.2.1859, Рейдт, ныне часть Мёнхенгладбаха – 3.2.1935, Гаутинг, земля Бавария), немецкий авиаконструктор и промышленник. Окончил Высшее техническое училище в Ахене (ныне Рейнско-Вестфальский технический университет г. Ахена) (1883), специализируясь по теплотехнике; получил патент на газовый поршневой двигатель (1892). В 1895 г. основал в Дессау завод газовой аппаратуры, на базе которого создал фирму «Юнкерс» (1917). В 1897–1912 гг. профессор Высшего технического училища в Ахене. С 1909 г. начал заниматься авиацией; в 1913 г. построил аэродинамическую трубу. В 1915–1916 гг. выпустил первые в мире металлические самолёты со свободнонесущими крыльями: самолёт-моноплан Ю-1, бронированный биплан-штурмовик Ю-4 и истребитель Ю-9. В 1919 г. совместно с О. Ройтером создал первый цельнодюралевый пассажирский шестиместный моноплан Ю-13 (Ф-13). Основал несколько самолётостроительных фирм, в том числе «Юнкерс-Флюгцойгверк» (Junkers-Flugzeugwerk, 1919), которая строила в СССР в 1922–1925 гг. самолёты Ю-20 и Ю-21, и двигателестроительную «Юнкерс-Моторенбау» (Junkers-Motorenbau, 1923). С 1924 г. Юнкерс разрабатывал только спортивные и транспортные самолёты (С-38, Ю-52, Ю-90 и др.), с 1929 г. – также дизельные авиадвигатели (ЮМО-4 и др.). Многомоторные самолёты Юнкерса в 1927 г. побили 33 мировых рекорда по скорости и грузоподъёмности. Убеждённый противник национал-социалистов, которые считали его «национально неблагонадёжным» (national unzuverlässig), находился под домашним арестом и не мог посещать свои предприятия. В 1934 г. фирма «Юнкерс» перешла под контроль государства и выпускала в основном военные самолёты-бомбардировщики (Ю-86, Ю-87, Ю-88) и двигатели к ним, а также военно-транспортный самолёт Ю-52. Национал-социалисты дискредитировали имя Юнкерса, присвоив марку «Ю» (Ju) военным самолётам уже после смерти конструктора.