Элис Режина
Эли́с Режи́на, Элис Режина Карвалью Коста (Elis Regina Carvalho Costa) (17.3.1945, Порту-Алегри – 19.1.1982, Сан-Паулу), бразильская певица, одна из ведущих представительниц бразильской популярной музыки.
Происходила из малообеспеченной семьи городских жителей (отец – мелкий торговец, мать – прачка). В 1961–1963 гг. обучалась в католическом Институте имени Диогу де Созы в Порту-Алегри (не окончила). Музыкального образования не получила. С 1960 г. делала коммерческие аудиозаписи, первый сольный LP-альбом вышел в 1961 г., второй – в 1962 г. (всего при её жизни вышло 17 сольных студийных и 6 концертных альбомов). С 1964 г. в Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу регулярно выступала по радио и телевидению в прямом эфире. Получила национальную известность после победы в 1965 г. на 1-м Фестивале бразильской популярной музыки (Festival de Música Popular Brasileira, Сан-Паулу). Над созданием и записью конкурсной песни «Трал» («Arrastão» Эду Лобу) активно работал автор стихов поэт и драматург В. ди Морайс, оказавший влияние на формирование творческой индивидуальности певицы.
С 1968 г. Элис Режина гастролировала в странах Европы и Америки (кроме США). В 1968 и 1969 гг. с успехом выступила на фестивале MIDEM в Каннах, дважды – в Париже в престижном концертном зале «Олимпия». В 1969 г. участвовала в теле- и радиопередачах в Швеции (с Тутсом Тилемансом; сохранилась видеозапись), Бельгии, Швейцарии и других европейских странах. В мае 1969 г. дала интервью газете Нидерландского телевидения TROS, где критически высказалась в адрес диктатуры А. да Коста-и-Сильвы, установившейся в Бразилии. По возвращении на родину была допрошена военной полицией и сделала письменное заявление, в котором отрицала всю свою критику. В 1972 г. участвовала в культурной программе устроенных властями помпезных мероприятий – Национального гражданского собрания (Encontro Cívico Nacional) и III Армейских олимпийских игр (Olimpíadas do Exército). Соотечественники, участники протестного движения, расценили это как «предательство», рисовали на неё злые карикатуры, сравнивали с М. Шевалье, который по приглашению А. Гитлера выступал в 1945 г. в Германии. В 1978 г. возобновила зарубежную гастрольную деятельность. Перед концертом в Милане (1978), программа которого была составлена из «социальных» песен, певица сделала знаменательное заявление: «Европа должна понять, что мы не просто "карнавальный народ". У нас есть своя печаль. И я буду петь здесь именно то, что пою в своей стране» (цит. по: Echeverria. 1994. P. 256). В 1979 г. приняла участие в международных джазовых фестивалях в Монтрё и в Токио.
Скоропостижно скончалась от передозировки наркотиков и алкоголя.
Лучшие интерпретации Элис Режины созданы в союзе с известными – преимущественно бразильскими – исполнителями и композиторами. Одно из высших творческих достижений – LP-альбом «Элис и Том» («Elis & Tom»), выпущенный в 1974 г. Его программу составили произведения А. К. Жобина разных жанров, в том числе песни в стиле босса-новы «Мартовские воды» («Águas de março», исполнена в дуэте с автором, сохранился видеоклип), «Грусть» («Triste») и «Корковаду» («Corcovado»), изящный вальс «Розовый куст под дождём» («Chovendo na roseira»), романтическая баллада «Бесполезный пейзаж» («Inútil paisagem»). Большую популярность получил LP-альбом «Элис и Тутс» («Elis & Toots», другое название – «Aquarela do Brasil»), записанный совместно с Тутсом Тилемансом (1969). В нём доминирует настроение томления и светлой грусти, обычно в связи с воспоминанием о прошлом (у бразильцев обозначается трудно переводимым словом saudade). Среди треков в такой стилистике 4 песни Р. Менескаля («Você», «O barquinho» и др.), который выступил в этой аудиозаписи также как гитарист и аранжировщик. С 1972 до 1980 гг. в концертах и аудиозаписях регулярно принимал участие муж певицы, пианист Сезар Камаргу Мариану. Его аранжировки с использованием электроники (Родес-пиано, синтезаторы, секвенсоры) придавали обработкам современный американский «лоск», способствовали коммерческому успеху. На протяжении всей жизни Элис сотрудничала также с М. Насименту («Maria, Maria», «Caxangá», «Nada será como antes» и др.), И. Линсом («Madalena», «Dinorah»), Шику Буарки («Atrás da porta»), Каэтану Велозу («Boa palavra»), А. К. Белкиором («Como nossos pais»), Баденом Пауэллом («Samba da benção»), Лу Борхесом («O trem azul»), Жилберту Жилом («Se eu quiser falar com Deus», «Ladeira da preguiça»). Исполняла также известную чилийскую песню В. Парры «Gracias a la vida».
Элис Режина обладала чистым голосом меццо-сопрановой тесситуры, относительно небольшого диапазона. Её пение отличали безупречная интонация и ясная артикуляция текста, в том числе в босса-нове (т. е. без крунинга, характерного для «законодателей» этого жанра – Ж. Жилберту и А. К. Жобина). Слушателям и критике импонировала мощная внутренняя энергия, исходившая от Элис, особенно в песнях драматического содержания, как «Arrastão» (о бедняцкой жизни рыбаков), «Caxangá» («Кашанга», о тяготах повседневной жизни рабочего человека), «Como nossos pais» («Как наши родители»), «Se eu quiser falar com Deus» («Если я хочу поговорить с Богом»). За остроту и живость интерпретаций получила на родине прозвище Пиментинья (Pimentinha, уменьшительное от португ. pimenta – перец), которое дал ей В. де Морайс (Echeverria. 1994. P. 57; Maria. 2015. P. 74). В Европе певица прославилась прежде всего как исполнительница босса-новы и других песен с выраженно «бразильским» колоритом. Песни на протестные тексты (на португальском языке) с их аллюзиями и метафорами, которые легко «расшифровывали» соотечественники, у большинства европейской аудитории отклика не вызывали.
О жизни и творчестве Элис Режины сняты телефильм «Элис: профиль и музыка» («Elis, um perfil, uma música», 1968; режиссёр Л. Андраде) и художественный фильм «Elis» (2016; режиссёр Х. Прата). Сохранилось большое интервью в программе Jogo da Verdade на бразильском ТВ («Правдивая игра», 1982), данное за несколько дней до смерти.
Дочь Мария Рита (род. 1977) – эстрадная певица.