Тилеманс Тутс
Ти́леманс Тутс (Тильманс, Toots Thielemans; настоящее имя Жан-Батист Фредерик Изидор, франц. Jean-Baptiste Frédéric Isidore) (29.4.1922, Брюссель – 22.8.2016, там же), бельгийский и американский исполнитель на губной гармонике, гитарист, мастер художественного свиста (англ. whistler). Крупнейший в 20 в. исполнитель джаза на губной гармонике.
Музыкального образования не получил, самостоятельно освоил игру на гитаре (подражая стилю Джанго Рейнхардта) и хроматической губной гармонике. В 1950 г. гастролировал по Европе как гитарист в составе оркестра Бенни Гудмена. С 1952 г. в США (гражданство с 1958). В 1953–1959 гг. играл на гитаре и гармонике в квинтете пианиста Дж. Ширинга. В 1980-е гг. полностью перешёл на губную гармонику, на которой играл до конца жизни. В 1955–2013 гг. опубликовал около 20 сольных (студийных и концертных) альбомов. В 1964 г. записал на грампластинку «The whistler and his guitar» пьесу собственного сочинения «Bluesette» (партию гитары, включая импровизацию, дублировал изысканным художественным свистом), которая стала джазовым стандартом.
Востребованность Тилеманса в среде музыкантов самых разных стилевых направлений массовой культуры началась во 2-й половине 1960-х гг. и нарастала в последующие десятилетия. Тилеманс выступал и записывался с известными джазовыми (Диззи Гиллеспи, Пат Метени, Джако Пасториус, О. Питерсон, Билл Эванс) и популярными (Куинси Джонс, Нат Кинг Коул, Дж. Ласт, П. Саймон, Стинг, Стиви Уандер) музыкантами. Значительное место в его репертуаре занимала бразильская популярная музыка, он много выступал и записывался с бразильскими музыкантами – певицей Элис Режиной (дуэт с триумфом гастролировал в Швеции, 1969), гитаристом К. Велозу, пианисткой Э. Элиас, композитором и певцом И. Линсом, опубликовал два сольных диска «Бразильский проект» (1992, 1993) и др.
Участник международных фестивалей джазовой музыки в Монтрё (с 1975), Гааге (Фестиваль Северного моря, с 1980), Варшаве («Джаз джамбори», 1990), Витории (Испания, 1994), в замке Зальцау близ Киля («Джазбалтика», 1998), Баку (Каспийский джазовый фестиваль, 2002) и др.
В 2006 г. в Карнеги-холле состоялся юбилейный концерт в честь Тилеманса, в котором приняли участие всемирно известные джазовые и эстрадные музыканты.
В соло на губной гармонике Тилеманс лишь изредка прибегал к виртуозным пассажам, сосредоточиваясь главным образом на звуке как таковом (специфическое для этого инструмента «раздувание», блюзовые ноты и прочая орнаментальная микрохроматика, амплитудное и частотное вибрато, тонкая динамическая нюансировка) и фразировке.