Больные и раненые
Больны́е и ра́неные, лица (как военнослужащие, так и гражданские), оказавшиеся в ходе вооружённого конфликта во власти противника, которые вследствие травмы, болезни или другого физического либо психического расстройства или инвалидности нуждаются в медицинской помощи или уходе и воздерживаются от любых враждебных действий [ст. 8 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 (ДП I)] (Буше-Сольнье. 2004. С. 42–43).
Под «больным» понимается лицо, поражённое какой-нибудь болезнью (Ожегов. 2006. С. 55); под «раненым» – лицо, имеющее рану, т. е. открытое повреждение в тканях тела от внешнего воздействия, поражения (Ожегов. 2006. С. 656). К указанным категориям лиц также относятся роженицы, новорождённые дети и другие лица, которые нуждаются в медицинской помощи или уходе (беременные женщины или немощные).
Защита раненых и больных, принадлежащих к вооружённым силам конфликтующих сторон и принятых или интернированных на их территории (до момента их окончательной репатриации), а также защита подобранных мёртвых определяется Женевской Конвенцией (I) об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г. (ЖК I); Женевской конвенцией (II) об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооружённых сил на море 1949 г. (ЖК II; статьи 8–20 ДП I).
Если конвенции ставят защиту данных категорий лиц в зависимость от их принадлежности к военному ведомству, то ДП I её устраняет: защита распространяется теперь и на человека, и на учреждение и не связывается с их военным или гражданским статусом (Гассер. 1995. С. 41).
В условиях международных вооружённых конфликтов международное гуманитарное право (МГП) предусматривает 2 категории больных и раненых как лиц, которым оказывается покровительство [в МГП под жертвами войны (или покровительствуемыми лицами) понимаются лица, которые не принимают непосредственного участия в военных действиях или прекратили такое участие с определённого момента]:
1) раненые и больные в действующих армиях (ЖК I и ЖК II; статьи 8–20 ДП I), в том числе лица, потерпевшие кораблекрушение, из состава вооружённых сил на море;
2) раненые и больные из числа гражданских лиц [статьи 3, 16–23 Женевской конвенции (IV) о защите гражданского населения во время войны 1949; статьи 10–16 ДП I], в том числе роженицы, новорождённые и другие лица, которые могут нуждаться в неотложной медицинской помощи и уходе, такие как беременные женщины и немощные (п. «а» ст. 8 ДП I) (Буше-Сольнье. 2004. С. 342).
В условиях внутригосударственных вооружённых конфликтов указанные категории лиц, которым оказывается покровительство, – раненые, больные и потерпевшие кораблекрушение (статьи 7, 8 Дополнительного протокола II к Женевским конвенциям 1949) – также находятся под международно-правовой охраной.
Раненые и больные воюющей стороны, оказавшиеся во власти противника, считаются военнопленными и к ним применяются нормы международного права, касающиеся военнопленных (ст. 14 ЖК I; ст. 16 ЖК II). Сторона конфликта, в чьей власти оказались раненые, больные или погибшие, обязана зарегистрировать все данные, способствующие установлению их личности. Эти сведения должны по возможности включать следующие данные:
1) держава, за которой числится данное лицо;
2) войсковой или личный номер;
3) фамилия;
4) имя или имена;
5) дата рождения;
6) все другие сведения, содержащиеся в его удостоверении личности или опознавательном медальоне;
7) дата и место взятия в плен или смерти;
8) сведения, касающиеся ранений, болезни или причины смерти.
Данные должны быть доведены до сведения Справочного бюро [ст. 122 Женевской конвенции (III) об обращении с военнопленными 1949], которое передаст эти сведения державе, за которой числятся эти лица, через посредство державы-покровительницы и Центрального агентства по делам военнопленных.
Военные власти могут обращаться с призывом к человеколюбию местных жителей добровольно подбирать и ухаживать под их контролем за ранеными и больными, предоставляя лицам, отозвавшимся на этот призыв, необходимое покровительство и льготы (ст. 18 ЖК I).
ЖК II определила, что в случае военных действий между сухопутными и морскими силами конфликтующих сторон она применяется лишь к силам, погружённым на суда (ст. 4 ЖК II) (эти силы, высаженные на берег, немедленно подпадают под действие постановлений ЖК I).
Согласно ст. 10 ДП I, всем раненым, больным и лицам, потерпевшим кораблекрушение, должны быть обеспечены уважение, защита, предоставлены медицинская помощь и уход. Под этим подразумевается вынос, если это возможно, раненых и больных из зоны военных действий, укрытие их и уважительное отношение к ним, требование убедиться, что никто не воспользуется их слабостью, не обойдётся с ними жестоко, не украдёт принадлежащие им вещи или каким-либо другим образом не нанесёт им ущерба (Комментарий к Дополнительному протоколу II... 2000. С. 141).
Предоставление медицинской помощи означает оказание такой помощи без какой-либо дискриминации. Единственными факторами, которые могут учитываться при определении очерёдности предоставления медицинской помощи и ухода, являются необходимая срочность помощи и медицинская этика (Комментарий к Дополнительному протоколу II… 2000. С. 144), т. е. «медицинские причины неотложного характера».
В отношении больных и раненых запрещаются и всегда и всюду будут запрещаться следующие действия:
1) установленные ст. 3, общей для всех Женевских конвенций: а) посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания; b) взятие заложников; с) посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение; d) осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учреждённым судом, при наличии судебных гарантий, признанных необходимыми цивилизованными нациями;
2) добивать или истреблять их, подвергать их пыткам, проводить над ними биологические опыты, преднамеренно оставлять их без медицинской помощи или ухода, предумышленно создавать условия для их заражения (ст. 12 ЖК I);
3) применять репрессалии (ст. 46 ЖК I). Сам факт нападения на комбатанта, вышедшего из строя, когда нападающий осознаёт его неспособность защищаться, составляет военное преступление, даже если это нападение не приводит к убийству жертвы (Давид. 2011. С. 801).
Для целей Основных принципов и руководящих положений, касающихся права на правовую защиту и возмещение ущерба для жертв грубых нарушений международных норм в области прав человека и серьёзных нарушений международного гуманитарного права от 16 декабря 2005 г., принятых резолюцией 60/147 Генеральной Ассамблеи ООН (пункты 8, 9), жертвами считаются лица, которые понесли ущерб индивидуально или коллективно, включая физический или психический вред, душевное страдание, материальные потери или существенное ущемление их основополагающих прав, в результате действий или бездействия, которые являются серьёзными нарушениями МГП.
Общими для всех международно-правовых документов о защите жертв войны являются следующие требования: с жертвами при всех обстоятельствах должны гуманно обращаться, они должны быть защищены без какой бы то ни было дискриминации и различий; запрещаются преднамеренные убийства, пытки, истязания, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение, биологические опыты и эксперименты, преднамеренное причинение телесных повреждений и другое; специальная защита и покровительство распространяются на женщин, детей и престарелых.
Наставление по международному гуманитарному праву для Вооружённых Сил Российской Федерации, утверждённое Министром обороны РФ 8 августа 2001 г. (п. 47), обязывает командиров принимать меры по розыску и сбору раненых и больных независимо от государственной принадлежности, ограждать их от мародёрства и обеспечивать им необходимый уход и защиту.