Землер Иоганн Соломон
Зе́млер Иога́нн Соломо́н (Johann Salomo Semler) [18.12.1725, Заальфельд (Тюрингия), близ Лейпцига – 14.3.1791, Галле (Халле)], немецкий протестантский богослов эпохи Просвещения, историк Церкви, один из основателей библейской критики. В 1743–1750 гг. изучал в Галльском университете классическую филологию, историю, логику, математику и (с 1744) теологию. Одним из учителей Землера был З. Я. Баумгартен (1706–1757). После магистерского диспута (1750) Землер был приглашён на должность профессора истории и латинской поэзии в Альтдорфский университет (1751). С 1753 г. профессор богословского факультета Галльского университета. Землер – автор многочисленных (более 280 наименований) работ по экзегезе Нового Завета, исагогике, критике текста, герменевтике, истории Церкви, истории догматов и апологетике.
В традиции библеистики периода Просвещения Землер рассматривал Священное Писание как документ божественного откровения в человеческой истории. Важнейшим при этом было выявление буквального смысла библейского текста, что достигается, согласно Землеру, только с учётом особенности языка, авторской интенции и понимания исторической ситуации той общины, к которой этот текст был обращён изначально.
Важным вкладом в развитие новозаветной библеистики является его исследование о каноне Нового Завета (Semler. 1771–1775), согласно которому вопрос об аутентичности книг Нового Завета должен решаться историческими методами. Предметом его критики был не церковный канон как таковой, а ортодоксальное протестантское учение о каноне, которое, не принимая во внимание известных исторических фактов, опиралось на учение о вербальной богодухновенности и приписывало библейскому канону авторитет обязательного для христиан закона веры и понимания писания.
Убеждение в том, что догматической истине всех высказываний писания, которые должны приниматься членами церкви буквально, по словам Землера, характерно для «папской» церкви. Протестанты свободны от такого патернализма. Для них типично другое: необходимость понимания фундаментального различия между писанием и словом Божиим. Слово Божие – выражение той высокой нравственности, которую проповедовали Иисус Христос и апостолы, это учение о божественной истине, которая уже не ограничена еврейской национальной религией или представлениями ранних иудеохристиан. Оно распространяется среди всех народов, и заслуга в этом принадлежит апостолу Павлу. Его весть обращена ко всем людям доброй воли, при этом оно не ограничивается только Библией, а может действовать и за пределами Церкви среди духовно проницательных людей нехристианских народов. В этом тезисе Землер показывает себя сторонником «естественной теологии», известной по работам английских деистов середины 18 в.
Землер исходит из того, что изначально единого новозаветного канона вообще не существовало, и во многих общинах он был ограничен разным числом книг. Процесс согласования канонического списка между великими патриархатами шёл веками и имел своей основной целю послужить основанием для внешнего единства церковных и для вытеснения еретических общин. О поиске основы для общего учения ортодоксальной церкви здесь говорить нельзя, т. к. различия в учении между церквями были слишком заметны. В некоторых общинах авторитетными признавались апокрифы и второканонические книги, в других они отвергались. Реформаторы использовали канон, отличный от принятого в Римско-католической церкви. Процесс канонизации длился достаточно долго. Решения Соборов о каноническом списке часто были обусловлены внешними обстоятельствами. На основании знания этих исторических фактов каждый образованный человек, согласно Землеру, может сделать свои богословские выводы о содержании канона. Утверждение ортодоксальных протестантов, что каждый стих Библии (от книги Бытия до Откровения Иоанна Богослова) обладает одинаковым авторитетом, лишалось, таким образом, всякого основания. В итоге Землер пришёл к выводу, что Библия содержит Слово Божие, но не тождественна ему.
При этом, несмотря на критику библейского канона, Землер считал, что для церкви и общества авторитет писания должен оставаться неизменным, однако частное использование Библии христианами нельзя подчинять каким-либо обязательным для исполнения предписаниям. Тот, кто не находит духовной пищи и назидания в Откровении Иоанна Богослова и в некоторых ветхозаветных книгах (Ездры, Неемии, Есфири, Паралипоменон, Руфи и Судей Израилевых), может ими не пользоваться.
С этим убеждением у Землера соотносится ещё одна принципиальная особенность его теологии – различение им религии и собственно теологии. Религия рассматривалась им как частное, личное понимание истины, относящейся к Богу, как те универсальные нравственные истины, которые подтверждались внутренней, интуитивной верой, при этом могли составлять лишь часть церковного догматического учения или даже отличаться от него. Теология, по мнению Землера, – это интеллектуальная, рациональная рефлексия об истинах религии. Как академическая наука, теология включает ряд вспомогательных дисциплин: лингвистику, герменевтику, критику текста. Таким образом, историко-критический метод при исследовании христианства приложим только к теологии и не затрагивает самой религии, т. е. внутренних истин личного опыта.
По мнению Землера, протестантская церковь перед лицом критики религии со стороны радикальных деистов должна стремиться к улучшению методологии и аргументации академической теологии, которая призвана выполнять основную апологетическую функцию – защиту христианской религии.
Под влиянием современной ему исторической науки Землер подчёркивал важность исторического измерения богословия. Выступил сторонником теории прогрессивного Откровения, согласно которой христианство ранней церкви рассматривалось не как окончательное нормативное, а только как предварительное выражение истины, которая в дальнейшем развёртывается и раскрывается вплоть до окончательного совершенства.
Следствием историко-критического подхода к Священному Писанию стало убеждение Землера в том, что содержание библейских повествований о природе в большей степени обусловлено миропониманием авторов и их мифологическими представлениями, чем фактами. В своём толковании Нового Завета он придерживался «теории аккомодации», т. е. приспособления как акта божественной педагогики с целью распространения христианства. Теория возникла до Землера и имела целью примирить противоречия в библейских текстах с учением об их абсолютной истине как богодухновенного писания. Землер возводит теорию в герменевтический принцип историко-критического толкования: некоторые содержания откровения, в том числе мифологические, соотнесены Богом с языком и представлениями простых людей, чтобы они были в состоянии понять его. Это было необходимо до тех пор, пока люди не могли интеллектуально осмыслить и принять это содержание без такой «маскировки». Иисус Христос и апостолы приспосабливались до определённой степени к образу мыслей и традиционным религиозным представлениям своих слушателей. Акт аккомодации он видит уже в том обстоятельстве, что Христос говорит к народу о «тайнах Царства Небесного» в образных притчах (Мф 13:11), но при разговоре с апостолами отказывается от этой формы и выражает свои мысли прямо.
Следствием теории аккомодации является утверждение Землера о необходимости ограниченной демифологизации новозаветных текстов, т. е. отказа от буквального понимания содержащихся в них мифологических представлений, происходящих из дохристианских религиозных преданий. При этом под мифом Землер понимал примитивный, образный способ описания реальности, использующий антропоморфизацию для описания неземных, божественных вещей. Примерами такого описания рассматриваются вера в то, что ангелы после смерти возносят душу человека на лоно Авраамово, представления о небесах, рае и вечном блаженстве, которые имеют определённую космологическую локализацию, а также об аде, месте вечного наказания.
Заметным вкладом в апологетику стало участие Землера в дискуссии о «Фрагментах неизвестного…» (принадлежат Г. С. Реймарусу), в частности наиболее сенсационного, 7-го фрагмента – «Цели Иисуса и его учеников». Землер подвергает критике основные пункты гипотезы Реймаруса. Откровение Иисуса не может быть сведено просто к существовавшим в его время еврейским ожиданиям, оно превосходит иудаизм 1 в., именно это и должно было вызвать гонения на христиан со стороны иудеев. Ученики не могли изменить в своих целях (для обретения земного авторитета) учение Учителя за несколько дней, как думал Реймарус, это доказывает их готовность претерпеть гонения за свою веру. Защищает Землер и историчность события Воскресения.