«Забытые королевства»
«Забы́тые короле́вства» (англ. «Forgotten Realms»), один из сеттингов для настольной ролевой игры «Dungeons & Dragons» (D&D). Создан канадским писателем и разработчиком игр Э. Гринвудом. Ныне «Забытые королевства» – наиболее популярный и проработанный сеттинг D&D. В нём разворачивается действие множества произведений художественной литературы (романы Р. Сальваторе, Д. Найлза, Э. Каннингем, Э. Гринвуда, Р. Ли Байерса и др.), кинематографа («Подземелья и драконы: Честь среди воров» [«Dungeons & Dragons: Honor Among Thieves», режиссёры Дж. Ф. Дейли, Дж. М. Голдштейн ]) и видеоигр (серии «Neverwinter Nights», «Baldur’s Gate», «Eye of the Beholder» и др.).
Вымышленный мир «Забытых королевств» расположен на планете Абе́йр-Тори́л (Торил) (Abeir-Toril), похожей на Землю по физическим характеристикам и отчасти географически. Кадр из видеоигры «Baldur’s Gate II: Shadows of Amn». Разработчик BioWare. 2000.Уровень материальной культуры народов Торила приблизительно соответствует эпохе позднего Средневековья. При этом на Ториле господствуют политеистические религии (при практически полной терпимости к различным верованиям) и широко используется магия. В мире «Забытых королевств», в отличие от цикла книг о Средиземье Дж. Р. Р. Толкина или «Мира Грейхока» D&D, нет эпического противостояния добра и зла. Этот мир очень похож на земной, история которого протекает среди труда, торговли, политической и военной борьбы, взаимодействия различных культур. Магия в нём носит инструментальный характер – судьбы мира от неё чаще всего не зависят.
Торил населяют в основном люди, но рядом с ними живут многочисленные другие существа. Некоторые из них разумные – например, гномы, дварфы, полурослики, эльфы и полуэльфы, великаны, полудраконы, людоящеры, жаболюды. К разумным относятся некоторые злые создания, такие как орки, огры, тролли, гноллы, а также негуманоидные существа – в первую очередь добрые и злые драконы. На Ториле можно встретить различную нежить (привидения, зомби, скелеты, личи и т. п.), чудовищ, демонов и иных персонажей сказок и фэнтези. Также здесь водится множество обычных и фантастических животных.
Предыстория
По свидетельству самого Э. Гринвуда, он начал сочинять истории про мир «Забытых королевств» около 1967 г., когда ему было восемь лет. Он представлял себе этот мир как параллельный по отношению к земному. Гринвуд начал играть в D&D в 1975 г. и вскоре сделал «Забытые королевства» своим личным сеттингом. С 1979 г. он начал публиковать статьи о «Забытых королевствах» в журнале The Dragon.
После ухода создателя D&D Г. Гайгэкса из студии Tactical Studies Rules (TSR), владевшей правами на эту игру (1985), компания начала поиск нового сеттинга в дополнение к базовому «Мир Грейхока». Дж. Грабб (Grubb), занимавшийся разработкой усложнённой версии игры – «Advanced Dungeons & Dragons» (AD&D), предложил Гринвуду использовать его наработки для создания сеттинга, который был бы более открытым и менее идеологически обусловленным, чем «Мир Грейхока».
«Забытые королевства» и TSR (1985–1996)
Первым приключением по «Забытым королевствам» ошибочно считается модуль «Перевал Кровавого Камня» («Bloodstone Pass») для AD&D (1985), хотя он объявлен частью этого сеттинга лишь впоследствии. На самом деле первый официальный модуль по «Забытым королевствам» – это «Войны Кровавого Камня» («The Bloodstone Wars»); он вышел в 1987 г. В том же году опубликована первая игровая книга «Комплект кампании "Забытые королевства"» («Forgotten Realms Campaign Set»), в которой были систематизированы детали нового сеттинга. В конце года книгу переиздали в составе «коробочного» набора вместе с «Кругопедией Королевств» («Cyclopedia of the Realms»), «Справочником по Королевствам для мастера игры» («DM’s Sourcebook of the Realms») и двумя большими картами вымышленного субконтинента Фаэрун.
Одновременно «Забытые королевства» стали использовать и дорабатывать другие авторы, помимо Гринвуда. В 1987 г. вышел роман «Тёмные Силы над Муншае» («Darkwalker on Moonshae») Д. Найлза. Эта книга, как и вся трилогия «Муншае», написана Найлзом под влиянием кельтской истории и мифологии, однако в процессе работы автор адаптировал её для «Забытых королевств». Похожим образом поступили ещё несколько писателей – Т. и Л. Хикмен, Д. Кук, Фр. Менцер, – так или иначе связавшие свои произведения с «Забытыми королевствами». В 1988 г. свою первую книгу по миру «Забытых королевств» – «Магический кристалл» («The Crystal Shard») – написал Р. Сальваторе, наиболее известный автор произведений по этому сеттингу. Книга положила начало большой серии романов о тёмном эльфе Дзирте До’Урдене, который в дальнейшем стал главным героем множества популярных литературных произведений, игровых модулей D&D, комиксов и видеоигр.
Кадр из переиздания видеоигры «Pool of Radiance» (2022). Разработчик Strategic Simulations. 1988.В 1988 г. компания Strategic Simulations выпустила первую компьютерную игру по «Забытым королевствам» – «Pool of Radiance». Она удостоилась престижной премии фестиваля игр Origins Game Fair как лучшая игра года в жанре фэнтези и фантастики. Через несколько месяцев после выхода «Pool of Radiance» TSR выпустили модуль для D&D по её мотивам – «Загадочные руины» («Ruins of Adventure»).
На волне популярности «Забытых королевств» TSR опубликовали несколько дополнений к «коробочному набору» 1987 г., описывающих отдельные регионы Торила или другие аспекты сеттинга: «Глубоководье и Север» («Waterdeep and the North», 1987) – северо-запад Фаэруна и город Глубоководье; «Муншае» («Moonshae», 1987) – острова Муншае к западу от Фаэруна; «Империи песков» («Empires of the Sands», 1988) – регионы Амн, Тетир и Калимшан на юго-западе Фаэруна; «Магистр» («The Magister», 1988) – заклинания и волшебные предметы; «Дикое Пограничье» («The Savage Frontier, 1988) – регион Хай-Мур на северо-западе Фаэруна, где происходит действие романа «Магический кристалл»; «Сны красных волшебников» («Dreams of the Red Wizards», 1988) – мрачное государство Тэй в центре Фаэруна; «Властелины тьмы» («Lords of Darkness», 1988) – бестиарий скелетов, вампиров, приведений и другой нежити.
В 1988 г. вышел коробочный набор «Кара-Тур: Восточные земли» («Kara-Tur: The Eastern Realms»), в котором описывались регионы на востоке Фаэруга, прообразами которых стали средневековые страны Восточной Азии. До этого момента «Забытые королевства» напоминали лишь европейское и ближневосточное Средневековье.
В 1989 г. компания DC Comics начала издавать серию из 25 комиксов по «Забытым королевствам». Автором был Дж. Грабб, а иллюстраторами – Р. Моралес и Д. Саймонс. В том же году вышли ещё две ролевые видеоигры по сеттингу – «Hillsfar» от компании Westwood и «Curse of the Azure Bonds» от компании Strategic Simulations.
Когда в конце 1989 г. вышла вторая редакция AD&D, «Забытые королевства» стали её базовым сеттингом. В начале 1990 г. вышла книга «Приключения в Забытых королевствах» («Forgotten Realms Adventures»); это была новая адаптация сборника «Forgotten Realms Campaign Set», однако она описывала более поздние (по хронологии сеттинга) события. В 1991 г. география «Забытых королевств» вновь расширилась: Д. Найлз в соавторстве с Т. Бичем подготовили «коробочный» набор «Сеттинг для кампаний в Мацтике» («Maztica Campaign Set»), в основу которого легла культура и эстетика ацтеков и майя времён завоевания Нового Света европейцами. Действие происходило на материке Мацтика, лежащем через океан к западу от Фаэруна – примерно так же, как расположена Америка по отношению к Европе.
В 1993 г. вышел большой «коробочный» набор «Сеттинг для кампаний в Забытых королевствах» («Forgotten Realms Campaign Setting»), состоявший из трёх книг. Примерно в этот же период (1992–1996) опубликована очередная серия романов Сальваторе – тетралогия «Наследие дроу», действие которое разворачивалось в Подземье – огромной системе пещер, расположенных почти под всем Фаэруном. Новые художественные произведения по «Забытым королевствам» продолжали создавать Э. Гринвуд и другие авторы. К 1996 г. по различным сеттингам D&D написано около 250 романов; в 64 из них действие происходило в мире «Забытых королевств».
В 1990-х гг. появилось несколько популярных серий видеоигр по «Забытым королевствам», среди которых трилогия «Eye of the Beholder» (1991–1993), первая игра в жанре MMORPG «Neverwinter Nights» (1991), трилогия «Baldur’s Gate» (1998–2023).
«Забытые королевства», Wizards of the Coast и Hasbro (с 1997)
В 1997 г. TSR приобретена компанией Wizards of the Coast (WTC), которую в сентябре 1999 г. купила корпорация Hasbro. Новое руководство пригласило дизайнера игр Р. Хайнсу в качестве руководителя разработки третьей, а в последствии четвёртой редакций D&D. Именно Хайнсу решил сделать «Забытые королевства» основным сеттингом новых редакций. В 2000 г. третье издание «D&D 3.0» началось с выхода игровой книги «Forgotten Realms Campaign Setting», которая стала лауреатом премии фестиваля игр Origins Game Fair как лучшее расширение к ролевой игре.
В 2002 г. компания BioWare выпустила видеоигру в жанре RPG от первого лица «Neverwinter Nights», в основу которой положены правила «D&D 3.0». Игра оказалась очень успешной: уже в 2003 г. к ней вышло два дополнения – «Shadows of Undrentide» и «Hordes of the Underdark». В 2006 г. компания Obsidian Entertainment выпустила вторую часть игры, «Neverwinter Nights 2», для которой также вскоре вышло два дополнения – «Mask of the Betrayer» и «Storm of Zehir».
С переходом на четвёртую редакцию D&D в 2008 г. WTC издали новый цикл игровых книг по «Забытым королевствам»: «Руководство для кампаний в Забытых королевствах» («Forgotten Realms Campaign Guide»), «Руководство по Забытым королевствам для игрока» («Forgotten Realms Player’s Guide») и «Твердыня Спеллгарда» («Scepter Tower of Spellgard»). Сеттинг существенно обновился. Его внутренняя хронология сдвинулась почти на 100 лет вперёд, в последнюю треть 15 в. по летоисчислению Фаэруна, а главным событием истории, объяснявшим серьёзные перемены, стала эпидемия «магической чумы», поразившая мир в конце 14 в.
С учётом популярности компьютерных игр о Невервинтере – крупном городе, расположенном на севере западного побережья Фаэруна, в 2011 г. WTC выпустили игровую книгу «Сеттинг кампаний по "Невервинтеру"» («Neverwinter Campaign Setting»). Параллельно с этим вышла очередная серия романов Сальваторе, посвящённая этому городу, – тетралогия «Невервинтер» (2010–2013). Накануне выхода пятой редакции D&D увидела свет очередная серия романов о «Забытых королевствах», в создании которой участвовали Сальваторе («Компаньоны» [«The Companions», 2013]), П. Кемп («Богорождённый» [«The Godborn», 2013]), Э. Эванс («Враг» [«The Adversary», 2013]), Р. Байерс («Разбойник» [«The Reaver», 2014]), Т. Деннинг («Страж» [«The Sentinel», 2014]), Гринвуд («Вестник» [«The Herald», 2014]).
Во 2-й половине 2014 г. начался выход материалов последней на 2023 г., пятой редакции D&D («D&D5e»). Стартовый набор новой редакции содержал приключение, действие которого происходило в «Забытых королевствах». Сразу же появилось несколько серий игровых модулей, каждый из которых включал свою последовательность событий, причём относительно друг друга события разных модулей разворачивались одновременно. В 2014 г. вышли игровые книги «Сокровищница королевы драконов» («Hoard of the Dragon Queen») и «Пришествие Тиамат» («The Rise of Tiamat»); в 2015 г. – продолжение серии книг «Elemental Evil» под названием «Владыки апокалипсиса» («Princes of the Apocalypse») и продолжение серии «Rage of Demons» под названием «Из Бездны» («Out of the Abyss»); в 2018 г. – модули «Глубоководье: Ограбить дракона» («Waterdeep: Dragon Heist») и «Глубоководье: Подземелье Безумного Мага» («Waterdeep: Dungeon of the Mad Mage») о самом большом городе Фаэруна.
В 2010-х гг. активно развивалась интеграция сюжетов модулей для D&D, художественной литературы и видеоигр. В 2015 г. компания WTC издала игровую книгу «Путеводитель приключенца по Побережью мечей» («Sword Coast Adventurer’s Guide»), в которой подробно описана западная часть Фаэруна, напоминавшая Европу позднего Средневековья; именно тут располагались наиболее известные локации «Забытых королевств». Почти одновременно с этим состоялся выпуск компьютерной игры «Sword Coast Legends» от компании Digital Extremes. Игровая книга «Sword Coast Adventurer’s Guide» («Путеводитель приключенца по Побережью мечей»). 2015. Обложка.Модуль «Балдуровы Врата: Спуск в Авернус» («Baldur’s Gate: Descent into Avernus») целенаправленно выпущен в сентябре 2019 г. в качестве приквела к третьей части компьютерной игры «Baldur’s Gate 3», релиз которой состоялся в августе 2023 г.
В июле 2021 г. компания WTR посвятила «Забытым королевствам» один из выпусков своей знаменитой карточной игры «Magic: The Gathering» – «Dungeons & Dragons: Adventures in the Forgotten Realms».
В 2023 г. вышел художественный фильм «Подземелья и драконы: Честь среди воров», действие которого разворачивается в мире «Забытых королевств». Фильм получил высокие оценки зрителей и критиков.
География и локации
Сеттинг «Забытые королевства» отличается большим числом разнообразных крупных регионов, часть из которых могут рассматриваться как отдельные сеттинги со своим сюжетом. Их объединяет лишь схожесть с реальным миром эпохи позднего Средневековья. Несмотря на очень высокую степень детализации части регионов, в мире «Забытых королевствах» до сих пор имеется множество «белых пятен» – практически неописанных мест, что обеспечивает потенциал для дальнейшего развития сеттинга.
Солнечная система мира «Забытых королевств» включает центральную звезду, которая называется Солнце, и восемь планет, носящие имена Ана́дия, Колиа́р, Абе́йр-Тори́л, Ка́рпри, Ча́ндос, Глиф, Га́рден и Х’Ка́фа, а также множество небольших небесных тел, включая спутник Торила – Селу́ну. На всех этих небесных телах, даже мелких, существует жизнь. Основную роль в сеттинге играет планета Абейр-Торил, образовавшаяся из слияния двух планет – Абейра и Торила. Это событие было грандиозным, но не катастрофичным, поскольку Абейр находился в ином измерении и как бы «наложился» на Торил. Единую планету чаще всего называют просто Торилом; её физические характеристики такие же, как у Земли.
На Ториле расположено несколько материков. Крупнейший из них напоминает Евразию и состоит из трёх огромных субконтинентов – Фаэру́на (также Фейру́н, Faerûn, от англ. fairy, волшебство), Ка́ра-Ту́ра и Заха́ры, чёткой границы между которыми нет. К западу от Фаэруна через океан расположены два материка, примерно соответствующих Северной и Южной Америке. При этом подробно описана лишь центральная часть этих земель – Мацти́ка. К юго-востоку от Кара-Тура лежит материк Оссэ, географически напоминающий Австралию; материалов по нему практически нет. Кроме того, на планете имеется несколько крупных и множество мелких островов.
Фаэрун
Бо́льшая часть событий сеттинга разворачивается в Фаэруне; часто понятия «Фаэрун» и «Забытые королевства» употребляются как синонимы. Рубежами этого субконтинента служат: на западе – Непроходимое море (Trackless Sea), на юге – Великое море, на востоке – обширная степь, называемая «Земли Орды», и на севере – бескрайние льды. К Фаэруну также относятся крупные острова и архипелаги – Ланта́н, Нимбра́л, Мунша́е, Эверми́т. Фаэрун делится на несколько крупных областей:
Северо-запад, напоминающей Северную Европу; здесь находятся четыре крупные области – Серебряные Пределы, долина Ледяного Ветра, огромный лес Великолесье, или Высокий Лес (aнгл. High Forest), и Дикое пограничье. На северо-западе расположены несколько основных городов всего сеттинга: Глубоководье, или Уотерди́п (Waterdeep), – крупнейший город Фаэруна; Сильвериму́н – университетский город, «жемчужина Севера», центр Серебряных пределов; Неверви́нтер – место действия серии видеоигр по «Забытым королевствам»; Луска́н, напоминающий ганзейские города; Мираба́р – город дварфов и промышленный центр региона.
Север, где лежат ледники и холодные степи Анауро́ха, похожие на ландшафт Центральной Азии. Также здесь расположены регионы Васт, Земли Долин, Лунное море, Нетери́л, Тар. На Севере стоят столица страны Корманто́р, город Миф-Дранно́р и центр Жентари́ма – гильдии воров и наёмников – крепость Зенти́л, или Женти́ль, известные по многим романам и игровым модулям сеттинга.
Северо-восток, где расположены Дама́ра, Великая Долина, Земли Орды, Нарфе́лл, Теск, напоминающие Сибирь, Алтай и Монголию, а также Рашеме́н – страна, похожая на средневековую Русь.
Запад – самая детализированная часть Фаэруна. Здесь вдоль моря протянулось Побережье Мечей – регион, в значительной мере похожий на средневековые Англию, Францию, Германию и Италию. Его крупнейший город, Врата Ба́лдура, напоминает средневековые торговые республики. К югу от него расположены земли Амн, Калимша́н и Тети́р, которые отчасти похожи на Испанию, Османскую империю и арабский Ближний Восток. Лежащие к западу от Побережья Мечей острова Муншае и Эвермит напоминают кельтские королевства, в первую очередь средневековые Ирландию и Шотландию.
Сердцеземье (Heartlands) Фаэруна лежит восточнее Побережья Мечей, но западнее моря Упавших Звёзд – крупного солёного водоёма, по размерам близкого к Средиземному морю. Здесь находится множество королевств, которые не имеют чётких параллелей в реальной истории, однако воплощают те или иные идеалы общественного устройства. Так, Корми́р – страна благородства и рыцарей, отчасти напоминающая Британию времён короля Артура; Се́мбия – богатая купеческая республика, идеал мирного труда и справедливого правления; Побережье Дракона и Пиратские острова – раздолье для различного рода разбойников.
Восток простирается на другом берегу моря Упавших Звёзд. Здесь расположены жестокие, рабовладельческие страны: Агларо́нд, Алтумбе́ль, Чессе́нта, Ча́ндлвуд, Мулхора́нд, Му́ргом, У́нтер и Тэй – управляемое магами государство с чертами мрачной антиутопии. По-своему эти страны немного похожи на древний Ближний Восток и Египет.
На крайнем юго-западе Фаэруна находится большой полуостров Чульт, или Чалт (Chult), покрытый джунглями, в которых живут динозавры. Более всего он соответствует Западной Африке.
Южная и юго-восточная части Фаэруна включают такие регионы, как Дамбра́т, Шаа́р, Дурпа́р, Эстагу́нд и Вар Золотой, которые отчасти напоминают средневековые Аравию, Среднюю Азию и Индию. На юго-востоке лежит страна Луире́н, населённая полуросликами, или халфлингами, – единственное место на Фаэруне, где эти существа составляют большинство жителей.
Карта Фаэруна из сеттинга «Забытые королевства».Помимо Фаэруна, на Ториле описано четыре очень крупных региона, каждый из которых фактически представляет собой самостоятельный сеттинг, слабо связанный с Фаэруном. Некоторые из них начали создаваться до «Забытых королевств» и были позже инкорпорированы в этот сеттинг.
Кара-Тур
Этот субконтинент состоит из земель, напоминающих земные страны Восточной Азии: Северные Пустоши (напоминает Восточную Сибирь), Шоу-Лун (централизованный Китай), Ту-Лун (Китай периодов раздробленности), Ва (Япония периодов Эдо и Камакура), Козакура (Япония периода Сэнгоку), Табот (Тибет), Корьё (Корея), Островные царства (средневековые государства Индонезии и Филиппин), равнина Коней (Монголия), джунгли Малатры (средневековые государства Индокитая).
Захара
На юге главного материка Торила расположена Захара – страна пустынь, к югу переходящих в архипелаг из множества мелких островов. Мир Захары основан на сказках «Тысячи и одной ночи». Главное отличие Захары от мира арабских сказок – господство политеистических религий.
Мацтика
Этот регион расположен через океан к западу от Побережья Мечей. В основе его культуры лежит культура и мифология народов доколумбовой Америки – ацтеков, майя и инков. Согласно игровой литературе, Мацтика была неизвестна жителям Фаэруна, но в 1361 г. по летоисчислению Фаэруна «Новый Свет» был открыт экспедицией из Амна. Это королевство попыталось колонизировать Мацтику, опираясь на военную силу и церковь бога силы и закона Хельма, однако амнийцы потерпели неудачу и отказались от завоевания новых земель.
Подземье
Почти под всей поверхностью Фаэруна расположен огромный комплекс пещер и проходов, известный как Подземье (Underdark). Здесь разворачивается действе множества художественных книг (романы Р. Сальваторе и Э. Каннингем, а также межавторский цикл «Война Паучьей Королевы») и видеоигр по «Забытым королевствам». В отличие от поверхности Фаэруна, Подземье представляет собой совершенно фантастический мир, не имеющий никаких исторических прототипов. Его эстетика и сюжетные линии близки к жанру т. н. тёмного фэнтези. Основные жители Подземья – тёмные эльфы, или дроу, поклоняющиеся «паучьей богине» Ллолс. Кроме них, пещеры и лабиринты населяют антропоморфные осьминоги иллитиды, подземные дварфы – дуэргары и множество различных чудовищ. Вместо растений здесь встречаются разнообразные грибы, некоторые из которых (микониды) обладают разумом. Жители Подземья, как правило, злы и постоянно враждуют друг с другом. Одни из самых известных мест Подземья – город дроу Мензоберранза́н (Menzoberranzan), фигурирующий во многих книгах и играх, а также Порт Черепа (Scullport), расположенный непосредственно под Глубоководьем и являющийся своего рода «тёмным двойником» крупнейшего мегаполиса Фаэруна.
Наиболее известные персонажи
В игровых книгах, приключениях, художественной литературе и видеоиграх по «Забытым королевствам» фигурируют сотни персонажей. Некоторые из них стали частью современной популярной культуры. Среди них выделяется придуманное Робертом Сальваторе «Братство чертогов» (Companions of the Hall) – группа искателей приключений, включающая мрачного дроу Дриззта До’Урдена, варвара Вульфгара, рыцаря Бруенора, лучницу Кэтти-Бри и плутоватого полурослика Региса.
Дриззт До’Урден
Дриззт До’Урден из сеттинга «Забытые королевства».Дриззт До’У́рден (в русских переводах часто Дзирт; Drizzt Do’Urden), дроу, придуман Сальваторе в качестве второстепенного персонажа трилогии «Долина Ледяного Ветра». Вскоре он превратился в главного протагониста книг Сальваторе и одного из наиболее известных персонажей не только «Забытых королевств», но и всего жанра фэнтези. Российский журнал «Мир фантастики» поставил Дриззта на второе место (после Бильбо Бэггинса) в списке самых популярных фэнтезийных персонажей всех времён. Дриззт – типичный мрачный герой-одиночка, сопровождаемый лишь своей верной чёрной пантерой Гвенвивар. В отличие от прочих тёмных эльфов Дриззт отверг зло, что обеспечило ему судьбу изгнанника. Однако жители поверхности также не смогли принять его, отвечая на добрые дела Дриззта подозрительностью и страхом.
Вульфгар
Кадр из видеоигры «Dungeons & Dragons: Dark Alliance». Разработчик Tuque Games. 2021.Ву́льфгар (Wulfgar), человек, классический «благородный варвар», образ которого напоминает Конана Киммерийского из романов Р. Говарда. Вульфгар владеет могучим боевым молотом «Клык Эгиды» (Aegis-fang), силой которого, несмотря на свою молодость, он распоряжается разумно и сдержанно. Помимо романов Сальваторе, Вульфгар фигурирует в видеоиграх «Baldur’s Gate II: Shadows of Amn» (2000) и «Dungeons & Dragons: Dark Alliance» (2021), а также является одним из ключевых героев выпуска «Dungeons & Dragons: Adventures in the Forgotten Realms» настольной карточной игры «Magic: The Gathering» от компании WTC.
Кэтти-Бри
Кэ́тти-Бри (Catti-brie) названа Сальваторе в честь его дочери Кейтлин Бриль. Кэтти-Бри – молодая женщина, ловкая лучница и возлюбленная Дриззта. Как и Вульфгар, она уроженка Севера. Кэтти-Бри рано осиротела, однако её удочерил дварф Бруенор. Кэтти-Бри играет женскую роль в брутальной мужской компании «Братства чертогов», помогая Дриззту преодолеть отчуждённость, Вульфгару – совладать со своей дикой яростью, а Бруенору – почувствовать себя отцом. Как и Вульфгар, Кэтти-Бри фигурирует в видеоигре «Dungeons & Dragons: Dark Alliance» (2021) и в выпуске «Dungeons & Dragons: Adventures in the Forgotten Realms» настольной карточной игры «Magic: The Gathering» от компании WTC.
Бруенор Боевой Молот
Бруено́р Боевой Молот (Bruenor Battlehammer), рыцарь-дварф, который был вынужден бежать из своего родного города Мифрил-Холла, разорённого драконом. Бруенор с остатками своего клана нашёл новый дом в долине Ледяного Ветра, где он также обрёл друзей в лице остальных членов «Братства чертогов» и стал приёмным отцом Вульфгара и Кэтти-Бри. Бруенор воплощает архетипические черты дварфов и гномов – рассудительность, надёжность, умение работать с металлом (он выковал «Клык Эгиды», которым владеет Вульфгар) и стремление отвоевать свои родные места.
Регис
Ре́гис (Regis), хитрый, но добрый полурослик, повадками и поведением напоминающий хоббитов из произведений Толкина. Регис – южанин, чувствующий себя на Севере неуютно; он модник, любитель оружия и красивых предметов. В отличие от босоногих хоббитов он обычно носит высокие сапоги, а в поздних романах Сальваторе имеет усы и бородку. Вместе с Кэтти-Бри Регис умер во время эпидемии «магической чумы», однако позже был «воскрешён» Сальваторе по просьбе читателей.
Кеддерли Бонадюс
Ке́ддерли Бонадю́с (Cadderly Bonaduce), жрец бога учения и знаний Дерейра. Кеддерли создан Сальваторе по просьбе редакторов компании TSR. Сальваторе посвятил ему серию книг «Квинтет клирика», в которой Кеддерли предстаёт как альтер эго самого автора, размышляющего о духовном формировании человека и его пути к Богу. Личность Кеддерли противоречива: он стремится к отстранённости и внутреннему покою, но в то же время понимает, что достигнуть этого можно лишь через отчуждение от близких людей и безразличие к злу, терзающему мир, чего он не может себе позволить. Жрец ставит себе цель – построить храм Парящего Духа – и стремится к ней, хотя это стоит ему ускоренного старения и, вероятно, смерти. Но, завершив храм, он с удивлением обнаруживает, что начал молодеть, и через какое-то время вновь возвращается к своему природному возрасту.
Багамут
Багаму́т (Bahamut), божество-дракон, покровитель и защитник добра и правды. Его имя взято из арабской мифологии, где Бахамут – исполинская рыба, держащая на себе всю вселенную. Как персонаж D&D Багамут описан в сеттинге «Мир Грейхока» в 1975 г., где он назывался Царём драконов или Платиновым драконом; имя Багамут появилось лишь в первой редакции AD&D. В «Забытых королевствах» образ Багамута многогранен. В третьей редакции D&D он лишь служитель Торма, бога закона и права. В дальнейших редакциях Багамут предстаёт самостоятельным могущественным божеством, порой с чертами Бога монотеистических религий. Он – вождь добрых драконов, справедливый, но одновременно милосердный; именем Багамута во многих странах Фаэруна коронуют монархов, ему посвящают своё служение паладины и жрецы. Несмотря на своё могущество, Багамут порой принимает человеческое обличие и так путешествует по материальному миру, не раскрывая себя, даже если ему приходится претерпевать обиды от смертных. Иногда он сражается с добрыми рыцарями, принимая образ величественного дракона, однако никогда не причиняет им вреда. Противником Багамута является главная антагонистка «Забытых королевств» – злой дракон Тиамат.
Эльминстер Аумар
Эльми́нстер Аума́р (Elminster Aumar), «архимаг Долины Теней», придуман Э. Гринвудом как один из первых персонажей «Забытых королевств». Он могучий добрый волшебник, образ которого напоминает Гэндальфа из произведений Толкина, Мерлина из легенд о короле Артуре и Одина из скандинавской мифологии. Эльминстер имеет вид старика, однако он не только силён и ловок, но и очень артистичен: умение представать в любом образе – ключевая черта волшебника. Он является тайным служителем Мистры – богини волшебства. Эльминстер присутствует во многих игровых материалах и художественных произведениях по «Забытым королевствам».
Хелбен «Черный Посох» Арунсун
Хе́лбен «Черный Посох» Арунсу́н (Khelben «Blackstaff» Arunsun) придуман совместно Э. Гринвудом и Стивеном Шендом (Schend). Он избранник богини Мистры, великий волшебник и политический деятель, поборник мира и порядка, но при этом патерналист и манипулятор. В определённые периоды Хелбен был верховным магом Глубоководья, лидером ордена Арфистов – организации, защищающей принципы справедливости, а также одним из создателей Альянса Лордов – своего рода Организации Объединенных Наций западной части Фаэруна. Хелбен женат на волшебнице, Лаэраль Среброрукой, одной из Семи Сестёр.
Семь Сестёр
Семь Сестёр (Seven Sisters) – семь могущественных волшебниц. Все они сёстры, рождённые в семье следопыта Дорнала Среброрукого (Silverhand). В его жену, Элью, на время вселилась богиня Мистра, так что Сёстры на самом деле являются её дочерями. Старшая из Сестёр, Ана́стра Силу́нэ (Anastra Syluné), убита драконом и с тех пор существует в качестве доброго призрака. Алустриэ́ль (Alustriel) – правительница Сильверимуна и основательница Серебряных пределов, счастливой и справедливой страны на северо-западе Фаэруна. Дав Ястреб (Dove Falconhand, буквально – Голубица Соколорукая) – воительница из ордена рыцарей Миф-Драннора. Сторм (Storm, буквально – Буря) – одна из предводительниц ордена Арфистов и знаменитый бард. Лаэра́ль (Laeral) – супруга Хелбена Арунсуна, в течение долгого времени правительница Глубоководья. Ала́ссра Симбу́л (Alassra Simbul) – королева Алгоронда, страны к востоку от моря Упавших Звёзд, посвятившая себя защите Фаэруна от злых колдунов Тэя. Килу́ Виландо́рн (Qilué Veladorn) – младшая из Сестёр, жрица Эйлистри, богини пантеона дроу, которая, в отличие от большинства богов тёмных эльфов, покровительствует добру и тем из этого народа, кто решил покинуть Подземье.
Волотамп Геддарм
Волота́мп Гедда́рм (Volothamp Geddarm), более известный как Во́ло (Volo), придуман Джефом Граббом. Воло – легкомысленный, но храбрый и неутомимый путешественник и исследователь всего на свете. От его имени Э. Гринвуд написал восемь «Путеводителей Воло» по разным областям Фаэруна, магическим предметам, заклинаниям и чудовищам.
Минск
Минск (Minsc), персонаж серии видеоигр «Baldur’s Gate», брутальный воин из страны Рашемен, которая в «Забытых королевствах» примерно соответствует средневековой Руси. Прообразом Минска стал персонаж D&D, которым играл ведущий разработчик «Baldur’s Gate» К. Тофер, давший ему имя по названию г. Минск, столицы Республики Беларусь. Минска сопровождает его преданный друг – маленький, но отчаянно яростный хомяк Бу (Boo).
Артемис Энтрери
Арте́мис Энтре́ри (Artemis Entreri, от имени древнегреческой богини охоты Атемиды, греч. Ἄρτεμις), беспощадный убийца, главный злодей цикла романов о Дриззте До’Урдене. Сальваторе задумал его как антипод Дриззта, образ того, кем мог бы стать Дриззт, если бы он пошёл по пути зла.
Джарлакс Бэнр
Джа́рлакс Бэнр (Jarlaxle Baenre), авантюрист, наёмник и беспринципный делец из народа дроу, герой 17 романов и нескольких видеоигр по «Забытым королевствам». В отличие от Артемиса, с которым он часто сотрудничает, Джарлакс не жесток и в душе стремится к освобождению от свойственной тёмным эльфам тяги к злу.
Ллос
Ллос, или Лолс (также Ллот, Лолт, Ллотх; Lloth, Lolth), верховная богиня тёмных эльфов (дроу); входит в тройку самых популярных злодеев D&D. Придумана Гайгэксом для «Мира Грейхока», однако позже вошла в сеттинг «Забытые королевства». Ллос может представать в виде как гигантского паука, так и прекрасной, как правило обнажённой, тёмной эльфийки, но чаще она является в смешении человеческих и паучьих черт (верхняя часть тела женская, нижняя – паучья). Образ Ллос имеет отдельные сходства с Шелоб из «Властелина колец» Толкина. Однако в отличие от Шелоб Ллос очень умна, по-своему привлекательна, но при этом надменна, жестока и коварна. Её служительницы также только женщины из числа дроу. Ллос не терпит сплочённости среди своих последователей, сея между ними распри и вражду, которыми она наслаждается. «Паучья богиня» требует себе регулярных приношений в виде драгоценностей, а порой и живых существ. Ллос фигурирует в серии романов «Темный Эльф» и «Наследие Дроу» Р. Сальваторе (Дриззт, как третий сын в семье, был предназначен ей в жертву), в серии «Война Паучьей королевы» под редакцией Сальваторе, в трилогии «Лунный свет и тени» Э. Каннингем. Также она появляется в компьютерных играх «Menzoberranzan» (1994), «Descent to Undermountain» (1998).
Тиамат
Тиама́т (Tiamat), злая богиня-дракон, главная антагонистка сеттинга «Забытые королевства», антипод и враг Багамута. Она занимает второе место в тройке самых известных злодеев D&D. Её имя взято из шумеро-вавилонской мифологии, где Тиамат олицетворяет первобытный океан-хаос. В D&D Тиамат появилась в первом дополнении к оригинальному «коробочному» изданию – «Грейхок» (1975), где она была безымянной «царицей драконов»; имя Тиамат впервые упомянуто в первой редакции AD&D. Тиамат имеет вид дракона с пятью головами разных цветов (белого, красного, чёрного, зелёного и синего) по числу типов злых цветных драконов, однако может являться и в образе женщины. Она очень могущественна, но её мощь заключается в устрашении и грубой силе. В пятой редакции D&D Тиамат – демон-дракон, которому служит зловещая, строго иерархическая секта – Культ Дракона. Цель секты – вызвать Тиамат из обиталища в Преисподней и, объединив вокруг неё злых драконов, поработить мир. В первом модуле пятой редакции («Тирания драконов», 2014) игрокам предлагается распутать заговор секты и предотвратить возвращение Тиамат.
Источники
Сеттинг «Забытые королевства» формируется множеством источников, к которым относятся игровые книги (т. е. полухудожественные книги, описывающие отдельные аспекты сеттинга) и приключения для D&D; художественная литература; настольные игры помимо D&D; видеоигры; кинематограф. При этом не всегда можно сказать, какое произведение является первичным, а какое – вторичным. Игровые модули, книги и видеоигры порой намеренно создаются в определённой последовательности или одновременно, дополняя друг друга или, напротив, обыгрывая один и тот же сюжет.
Полный каталог всех игровых и художественных материалов по сеттингу «Забытые королевства» в хронологическом порядке: Forgotten Realms // RPG.net.