«Мир Грейхока»
«Мир Гре́йхока» (англ. Greyhawk, буквально – серый ястреб; «Грейхок», «Мир Серого Ястреба»), один из сеттингов для настольной ролевой игры «Dungeons & Dragons» (D&D); считается первым полноценным сеттингом, выпущенным специально для D&D. Сеттинг «Мир Грейхока» стал основой для ряда произведений художественной литературы и нескольких видеоигр.
Воображаемый мир Грейхока расположен на О́рте (Oerth, искажённое от англ. Earth – Земля) – планете с радиусом чуть больше земного. Орт является центром своей планетарной системы, светило которой – Ли́га (Liga) – вращается вокруг него, как и две другие планеты – Лу́на (Luna) и Селе́на (Selena). Наклон оси Орта составляет 30°, что приводит к катастрофическим колебаниям сезонных температур. Погодных катаклизмов удаётся избежать благодаря постоянному применению магии, что позволяет сделать условия на цивилизованной части планеты более приемлемыми для жизни, тогда как дикие её части испытывают всю суровость климата. На планете расположено 4 материка. Основным местом действия является обширный регион Фла́несс (Flanaess), расположенный на северо-востоке материка О́рик (Oerik).
Эстетика и уровень материально-технического развития на Орте напоминает раннее и развитое Средневековье в Европе. Планету населяют, помимо людей, многочисленные разумные существа, такие как орки, гномы (маленькие существа, увлекающиеся изобретательством), дварфы (сильные рудокопы, идентичные гномам Дж. Р. Р. Толкина), полурослики (идентичные хоббитам Толкина) и несколько видов эльфов. Помимо жителей, на Орте действуют злые и добрые божества, которым поклоняются смертные. В отличие от другого «средневекового» сеттинга D&D, «Забытые королевства», «Мир Грейхока» носит существенно более фэнтезийный характер. Для него характерна не столько феодальная борьба и взаимодействие политических сил, сколько эпическое противостояние света и тьмы, в котором герои-одиночки действуют в мрачной атмосфере превосходящего зла, балансируют на грани поражения и часто стоят перед сложным моральным выбором.
Предыстория (1971–1973)
В 1971 г. будущий создатель D&D – энтузиаст варгеймов Г. Гайгэкс в партнёрстве с разработчиком настольных игр Дж. Перреном выпустили варгейм «Кольчуга» («Chainmail»), действие которого происходило в европейском Cредневековье. В том же году Д. Арнесон, будущий соавтор D&D, также работавший над идеей «средневековой» игры, попробовал перенести игровое действие с открытого поля в замок или подземелье. В игре, над которой работал Арнесон ещё до выхода D&D, действие разворачивалось в вымышленном им регионе, напоминавшем Европу эпохи раннего Средневековья, под названием «Блэкмур» («Blackmoor» – чёрные топи). В центре этой страны, населённой сказочными существами, стоял полуразрушенный Блэкмурский замок, под которым находились подземелья, полные опасностей и сокровищ. В 1972 г. Арнесон показал наброски Блэкмура Гайгэксу и заинтересовал его. Желая протестировать идею новой игры, Гайгэкс придумал замок Грейхок с несложным лабиринтом подземелий. Первыми игроками стали дети Гайгэкса – Эрни и Элиза, которые прошли лабиринт, победили нескольких чудовищ и нашли сокровища. На следующей игре к ним присоединились друзья Гайгэкса – Д. Р. Кэй и братья Р. и Т. Канц. Примерно через 1 месяц после начала игры Гайгэкс создал город Грейхок, где персонажи игроков могли бы продать свою добычу и отдохнуть.
Работая над проектом D&D, Гайгэкс и Арнесон продолжали расширять мир вокруг замка Грейхок и его подземелья. Подземелье увеличилось до 13 уровней, полных чудовищ, ловушек и кладов. Многие персонажи, созданные во время домашнего тестирования, позже превратились в известных героев «Мира Грейхока» и D&D.
Участники тестирования в процессе игры заставляли своих персонажей обращаться к богам древнегреческого и скандинавского пантеонов, а также к божествам из романов Р. Говарда о Конане. Увидев интерес респондентов, Гайгэкс придумал первых божеств Грейхока – cвятого Кутберта, сокрушавшего врагов палицей, и Фолтуса, последователи которого отрицали других богов. Позже к ним добавились злые боги, которых почитали отрицательные персонажи игры. Это стало началом появление в D&D религии как игрового параметра.
«Мир Грейхока» и TSR (1974–1996)
В 1973 г. Гайгэкс и Д. Р. Кэй основали компанию Tactical Studies Rules (TSR) и в 1974 г. опубликовали 1-й тираж правил D&D; в 1976 г. TSR для поддержки проекта начала выпускать журнал The Dragon. В его 1-м номере Гайгэкс (под псевдонимом «Гаррисон Эрнст») начал публиковать свой роман «Тайник гномов» («The Gnome Cache»), который стал первым произведением художественной литературы, связанным с D&D.
До конца 1970-х гг. было написано 10 приключений D&D в сеттинге «Мир Грейхока». Автором девяти был сам Гайгэкс, одно написал разработчик, а позже историк ролевых игр Л. Шик. Это было приключение «Гора с белым плюмажем» («White Plume Mountain»), ставшее одним из самых популярных сюжетов D&D и которое много раз переиздавалось; в 2017 г. вышла адаптация этого приключения под самую новую, 5-ю редакцию D&D. В 1975 г. Гайгэкс и Канц издали буклет «Дополнение I. Мир Грейхока» («Supplement I: Greyhawk»), в котором, несмотря на название, про сам мир Грейхока почти ничего не говорилось.
После того как в 1977 г. вышла новая редакция D&D – «Advanced Dungeons & Dragons» (AD&D), с более детализированными правилами, Гайгэкс, отвечая на запросы игроков, решил выпустить подробное описание «Грейхока». Он придумал карту размером 86 × 56 см – часть материка Орик планеты Орт. Чтобы дать игрокам больше возможностей для выбора, Гайгэкс разместил на карте самые разные природные зоны – от тропических джунглей до тундры. Давая названия вымышленным регионам и государствам (их на карте было больше 60), Гайгэкс часто использовал имена своих друзей и деловых партнёров.
В 1979 г. Гайгэкс опубликовал игровую книгу «Мир Грейхока» («The World of Greyhawk»), в которой он дал первое подробное описание истории и политического устройства мира Грейхока. В книге повествовалось, что примерно за 1 тыс. лет до «настоящего времени» (т. е. до того времени, когда происходило действие уже изданных приключений в мире Грехока) в северо-восточной часть Орика обитал многочисленный народ – фланы (Flannae), давший название своей части материка – Фланесс. К западу от Фланесса существовали две могучие империи – Баклу́на (Bakluni) и Сулои́з (Suloise), которые, воюя, использовали смертоносную магию, вызвавшую Двойной катаклизм (Twin Cataclysms) и погубившую обе стороны. Беженцы из Сулоиза вытеснили фланов на край их мира, но и им самим вскоре пришлось отступить перед новым народом – эридианцами (Oeridians). Эридианцы основали несколько королевств, одно из которых, Э́рда (Aerdi), или «Великое королевство», вскоре захватило большую часть Фланесса. Со временем правители Эрды развратились и стали прибегать к чёрной магии. В 576 г. от основания Эрды, при злом и деспотичном короле И́виде V (Ivid V), в стране началось восстание. В эту эпоху разворачивается действие различных приключений в мире Грейхока.
В 1980–1983 гг. Гайгэкс вёл в журнале The Dragon постоянную колонку «Из свитков чародея» («From the Sorcerer’s Scrolls»), в которой описывал всё новые подробности «Мира Грейхока». Он уделял много внимания развитию в игровом мире религии. В созданный Гайгэксом пантеон вошло 19 богов, олицетворявших добрые и злые принципы или стихии. За этот же период было издано 17 кампаний по «Миру Грейхока», написанных различными авторами.
Хотя коммерческий успех сеттинга был неожиданным для Гайгэкса, который полагал, что игрокам будет интереснее придумывать собственные игровые миры, он решил воспользоваться открывшейся возможностью: в 1983 г. TSR выпустили «коробочный» комплект изданий (книга и карта) по Грейхоку, причём книга была намного больше версии 1980 г. До начала 1990-х гг. это издание было основным источником по «Миру Грейхока».
В 1984–1985 гг. Гайгэкс наблюдал успех нового сеттинга D&D – «Сага о копье», который был во многом основан на популярности посвящённых сеттингу художественных книг Т. Хикмена и М. Вейс. Желая поддержать свой первый сеттинг, Гайгэкс начал писать серию романов «Приключения в Грейхоке», главным героем которых был мошенник по имени Горд. Также в этот период TSR издали ещё 8 игровых модулей по Грейхоку. В конце 1985 г. Гайгэкс был вынужден покинуть TSR. Он сохранил за собой авторское право на имена некоторых персонажей сеттинга и продолжил работать над «Приключениями в Грейхоке»; всего он написал 7 романов. В 1986 г. TSR издало приключение «Повелители Теней» («Saga of the Shadow Lord»), подготовленное без Гайгэкса; оно было плохо принято игроками, и интерес к сеттингу на некоторое время снизился.
Возращение Грейхока в программу TSR началось в январе 1988 г., когда за дальнейшую работу над сеттингом взялся Дж. Уорд, участвовавший в тестовых играх, которые проводил Гайгэкс. Через журнал The Dragon последний спросил у игроков, хотят ли они продолжения «Мира Грейхока», в ответ на что получил более 500 писем с идеями. Во 2-й половине 1988 г. вышла игровая книга «Приключения в Грейхоке» («Greyhawk Adventures») – последнее издание под правила оригинальной игры «Advanced Dungeons & Dragons» (AD&D), более детализированной версии D&D, существовавшей с 1977 г.
В 1989 г. выход новой версии AD&D, известной как AD&D 2.0 стал поводом для переиздания материалов по «Миру Грейхока». В том же году вышло «коробочное» издание модуля «Город Грейхок» («City of Greyhawk»), подготовленное К. Сарджентом и Р. Роузом. Приведённое в нём описание города Грейхок отличалось от оригинальных версий Гагэкса и Канца. Теперь он выглядел как центр магии во главе с самыми могущественными волшебниками Орта – Кругом восьми. Один из них, Морденкайнен, к тому времени уже успел стать иконой D&D и любимцем игроков и читателей. В 1990 г. TSR издали серию из нескольких приключений, написанных Р. и Э. Браун, Д. Куком, Б. Мобли и Т. Брауном.
После этого в TSR решили переработать сеттинг. Его сюжетную линию перенесли на 10 лет вперёд, поставив в её центр политические события выдуманного мира – масштабные Грейхокские войны, потрясшие Фланесс. В 1992 г. TSR издали новый «коробочный» набор, описывающий послевоенное состояние Фланесса – «Из пепла» («From the Ashes»), созданный Сарджентом. В набор входила большая цветная карта территорий вокруг города Грейхок и 2 книги – «Атлас Фланесса» («Atlas of the Flanaess»), во многом повторявший старое издание «Мир Грейхока», и «Книга кампаний» («Campaign Book»), продолжавшая линию «Город Грейхок». Сюжет «нового» «Мира Грейхока» стал более мрачным. Если у Гайгэкса основной конфликт существовал между Великим королевством и землями, которые пытались освободиться из-под его владычества, то главным сюжетом Сарджента стала война короля Иуза и фанатичного Алого братства против «добрых» стран Фланесса; агрессия злых сил оказалась удачной, и бо́льшая часть страны попала под власть тьмы. Следом за набором «Из пепла» вышли 2 книги, также написанные Сарджентом: в «Марклендс» («The Marklands») рассказывалось о добрых королевствах, которые боролись с Иу́зом, а в «Иуз Злой» «Iuz the Evil» – о владениях и личности самого Иуза. Вместе с ними вышло несколько приключений, которые разворачивались в новых обстоятельствах сеттинга.
«Мир Грейхока»: WTC и Hasbro (с 1997)
В 1997 г. TSR была куплена компанией Wizards of the Coast (WTC), которую в сентябре 1999 г. купила корпорация Hasbro. Новые владельцы решили продолжить публикацию материалов по «Миру Грейхока». В 1998 г. вышли подготовленный Р. Муром модуль «Возвращение восьми» («Return of the Eight»), который был продолжением «Из пепла», и игровая книга, написанная Э. Браун. Действие книги Браун разворачивалось в течение последующих лет после событий «Из пепла» – в 586–591 гг. от основания Эрды. В дополнение к книге «Грейхок: руководство пользователя» («Greyhawk Player’s Guide»), которая предназначалась для игроков, для мастеров игры вышла написанная Муром объёмная книга «Грейхок: приключение начинается» («Greyhawk: The Adventure Begins»). В этих двух изданиях произошло возвращение «Мира Грейхока» ко многим задумкам Гайгэкса. На их основе вышла серия приключений «Затерянные гробницы» («Lost Tombs»), написанная Ш. Рейнолдсом и С. Миллером.
По случаю 25-летия D&D, которое отмечалось в 1999 г., WTC выпустила серию ремейков старых модулей, название каждого из которых начиналось со слов «Возвращение в…» («Return to…»). В серию вошли такие классические произведения, как «Возвращение в гробницы ужаса» («Return to the Tomb of Horrors», 1998; оригинал Гайгэкса) и «Возвращение на Гору с белым плюмажем» («Return to White Plume Mountain», 1999; оригинал Корделла). По мотивам этих ремейков вскоре вышла серия художественных произведений Р. Эмерсона, П. Кидда, Р. Грина, Т. Рейда и К. Строма под общим названием «Классическая серия» («Classics series»).
Ремейки и художественная литература вновь сделали «Мир Грейхока» популярным. По этой причине, когда в 2000 г. состоялся релиз новой версии D&D, получившей название «3-й редакции» (D&D 3rd edition), «Мир Грейхока» стал его основным сеттингом. В том же году WTC издала игровую книгу «Географический справочник Грейхока» («Living Greyhawk Gazetteer») – самое подробное описание сеттинга «Мира Грейхока» за всю историю этого сеттинга. Она стала стартовой точкой серии новых кампаний, причём события внутри сеттинга развивались со скоростью реального времени – год за год, в 591–598 гг. от основания Эрды (2001–2008).
Для 4-й (2008) и 5-й (2014) редакций D&D новые приключения в сеттинге «Мир Грейхока» не составлялись, хотя выходило немало адаптаций и ремейков старых, ставших классическими модулей.
Неофициальные издания
С 1980 г. авторское право на «Мир Грейхока» принадлежало компаниям TSR, WTC и Hasbro. Тем не менее Гайгэкс и Канц сохранили многие неизданные материалы; также у Гайгэкса оставались права на созданного им литературного персонажа из романов о Грейхоке – Горда Плута, которого Гайгэкс сделал героем трёх новых художественных произведений – «Море смерти» («Sea of Death», 1987), «Город ястребов» («City of Hawks», 1987) и «Приход бесконечной тьмы» («Come Endless Darkness», 1988). Гайгэкс был крайне недоволен тем, как после его ухода из компании изменился созданный им сеттинг, и он «уничтожил» Орт в последнем романе о приключениях Горда Плута – «Пляска демонов» («Dance of Demons», 1988) и надолго перестал заниматься «Грейхоком».
В 2003 г. Гайгэкс и Канц решили опубликовать материалы 25-летней давности. Поскольку они утратили права на название «Мир Грейхока» и не могли использовать правила D&D, они решили адаптировать их под систему игры «Замки и крестовые походы» («Castles and Crusades»), причём замок Грейхок был переименован ими в Загиг (Zagyg). После долгой работы, прервавшейся из-за болезни Гайгэкса, в 2005 г. компания Troll Lord Games опубликовала книгу «Замок Загиг. Уггсбург» («Castle Zagyg: Yggsburgh»), которая содержала описание города и многих связанных с ним персонажей. В том же году вышло подготовленное Канцем приключение «Замок Загиг. Тёмное шато» («Castle Zagyg: Dark Chateau»). В 2008 г. был издан 2-й том книги о Загиге – «Замок Загиг. Верхние работы» («Castle Zagyg: The Upper Works»), в котором рассказывалось о самой цитадели и подземельях под ней.
В марте 2008 г. Гайгэкс скончался, и Канц продолжил работу в одиночку. В том же году вышли приключения «Гостинная» («The Living Room»; о комнате-ловушке в подземельях Загига, содержавшей живую мебель) и «Бутылочный город» («Bottle City»; о найденной в подземелье волшебной бутылке, содержавшей внутри крошечный, но при этом настоящий город). В 2009 г. Канц выпустил книгу «Daemonic & Arcane» (сборник волшебных предметов из сеттинга) и приключение «Стебель» («The Stalk»). В октябре 2010 г. издательство Black Blade Publishing запустило проект по изданию старых наработок Канца.
Видеоигры
По сеттингу «Мир Грейхока» выпущено 3 видеоигры под разные платформы. Пошаговые ролевые игры «The Temple of Elemental Evil» (2003) и «Dungeons & Dragons Tactics» (2007), а также экшен от 1-го лица (hack and slash) «Dungeons & Dragons: Heroes» (2003).
Наиболее известные персонажи
Многие персонажи «Мира Грейхока» появились в 1-й половине 1970-х гг., когда Гайгэкс и Канц проводили тестовые игры, причём значительная их часть была игровыми персонажами, принадлежавшими конкретным участникам тестов. Гайгэкс часто называл их именами места, предметы, заклинания. Многие из этих персонажей позже вошли в «Мир Грейхока» как неигровые персонажи, став частью массовой культуры.
Мурлинд
Му́рлинд (Murlynd) – волшебник, создан Д. Кеем для 2-й игровой сессии кампании 1972 г. Согласно Гайгэксу, имя Мурлинд было первым, созданным специально для персонажа: до того большинство игроков, включая самого Гайгэкса, давали своим персонажам переделанные собственные имена. В ранних играх Гайгэкса часто использовался ход с попаданием персонажей в другие вселенные, и однажды Мурлинд попал на Дикий Запад, откуда вернулся с двумя револьверами. В «Мире Грейхока» пороха не существовало, но Гайгэкс позволил Мурлинду иметь при себе 2 стреляющие волшебные палочки. Позднее имя этого персонажа было использовано для магического предмета «Ложка Мурлинда», описанного в дополнении к AD&D «Раскопанные Арканы» («Unearthed Arcana»,1985).
Робилар
Робила́р (Robilar) – воин, которым играл Р. Канц, созданный для той же сессии, что и Мурлинд. Его имя было придумано Гайгэксом в «Тайнике гномов». Канц участвовал в играх регулярно, поэтому Робилар быстро «обрастал» новым оружием и доспехами, становясь сильнее. Когда появилось детальное описание города Грейхок, Робилар оказался в нём тайным владельцем гостиницы «Зелёный Дракон» и летописцем городской жизни. Робилар стал не только первым персонажем, который смог добраться до 13-го, самого глубокого уровня подземелья под замком Грейхок, но и первым, кто проник в скрытый под землёй храм стихийного зла.
Тензер
Те́нзер (Tenser), персонаж другого сына Г. Гайгэкса – Эрни, и Те́рик (Terik), персонаж Т. Канца – брата Р. Канца, на тестовых играх вместе с Робиларом исследовали нижние уровни лабиринта под Грейхоком; Тензер стал вторым персонажем, добравшимся до нижнего уровня. Гайгэкс увековечил имя Тензера в названиях заклинаний «Плавающий Диск Тензера» и «Трансформация Тензера».
Мордекайнен
Морденка́йнен (Mordenkainen) – самый известный из персонажей «Мира Грейхока» – создан Гайгэксом в начале 1973 г. Когда Гайгэкс ушёл из TSR в 1985 г., он утратил права на большинство персонажей, упомянутых в изданиях TSR, в том числе и на Морденкайнена. В издании «From the Ashes» Морденкайнен присутствует в качестве самого могущественного волшебника мира Грейхока – главы Круга восьми. Считается, что Морденкайнен родился в 509 г. от основания Эрды и, возможно, состоял в родстве с правящим домом этого королевства. Около 563 г. Морденкайнен создал Круг восьми, в который вошли (помимо Морденкайнена) 8 волшебников. Роль Морденкайнена в «Мире Грейхока» – поддержание баланса между добром и злом, однако волшебник чаще оказывается на стороне добра. Морденкайнен имеет отношения с другими персонажами сеттинга: Эвард, Иу́з, Рэри, Терик и Робелар чаще всего оказываются его врагами, а Хевард, Мурлинд, Заги́г, Отто, Далт – союзниками. Морденкайнен превратился в архетипичного всеведущего мага, одну из персонификаций D&D в целом. Э. Гринвуд в своих статьях под общим заголовком «Тройка волшебников» («The Wizards Three») описывает его беседы с двумя великими волшебниками других сеттингов D&D – Эльминстером из «Забытых королевств» и Даламаром из «Саги о копье». Именем Морденкайнена названо 23 заклинания и более 20 игровых и художественных книг.
Бигби
Би́гби (Bigby) создан Р. Канцем как неигровой персонаж, злой волшебник. Бигби был побеждён Морденкайненом, который сперва принудил его служить себе, но впоследствии убедил отречься от зла и сделал своим учеником. Бигби стал могущественным волшебником, уступающим только Морденкайнену. После Бигби все помощники Морденкайнена носили имена, рифмующиеся с «Бигби»: дварф Зи́гби (Zigby), клирик Ригби (Rigby); воины Сигби Григгбисон (Sigby Griggbyson), Нигби (Nigby) и Дигби (Digby). Именем Бигби названы многочисленные заклинания во всех редакциях D&D.
Мельф
Мельф (Melf) придуман сыном Г. Гайгэкса – Люком. Люк никак не мог придумать ему имя и собрал его из заметки, означавшей пол и расу персонажа – «M. Elf» (male elf – мужчина-эльф). В его честь названо заклинание «Мельфова кислотная стрела».
Теодайн Эриазон
Те́одайн Эриазо́н (Theodain Eriason) – один из могущественных волшебников, входящих в Круг восьми; будучи эльфом, он первый нечеловек среди членов этого ордена. Теодайн высок и бледен; он обладает сильным и ясным умом, но при этом крайне холодным, надменным и саркастичным характером, что сближает его с отрицательными персонажами. Он нетерпим к любым проявлениям чувств при принятии важных решений, считая это глупостью и безответственностью, что приводит его к конфликтам с более взвешенным Морденкайненом. Отдельные черты Теодайна сближают его с Саруманом Дж. Толкина, однако, в отличие от Сарумана, Теодайн ненавидит фанатизм и хаос и не заигрывает со злом.
Иоланда
Иола́нда (Yolande), прекрасная и мудрая королева серых эльфов, была впервые описана Гайгэксом устами Горда Плута в романе «Артефакт зла» («Artifact of Evil»). Её образ связан с несколькими представительницами европейских правящих домов, носивших то же имя. Потеряв супруга, Иоланда находит утешение в истреблении орков, гоблинов и иных злых существ во владениях эльфов. Одновременно с этим она становится всё более подозрительной к чужакам и выступает против взаимодействия эльфов и людей. Сочетая в себе способность к волшебству и воинский талант, Иоланда выступает ярким положительным персонажем и одной из немногих героинь сеттинга.
Круг восьми
Круг восьми (The Circle of Eight), совет самых могущественных волшебников мира Грейхока. Объединив свои ресурсы, Круг восьми построил крепость, названную Обсидиановой цитаделью (Obsidian Citadel), которая располагалась в центре «злых земель» и обеспечивала персонажам возможность находить приключения, не тратя много времени на дорогу.
Векна
Ве́кна (Vecna) – могущественный злой колдун, ставший личем, а затем – злым божеством. Главный антагонист «Мира Грейхока» и один из ключевых отрицательных персонажей «Рейвенлофт» и «Плейнскейп». Имя Векна является анаграммой фамилии писателя Джека Вэнса (Vance); разработанная им в произведениях система магии повлияла на использование волшебства во всех сеттингах D&D. Впервые Векна был упомянут в приложении к 1-й редакции D&D – «Жуткое волшебство» («Eldritch Wizardry», 1976) – как давно погибший повелитель злой магии, от которого остались лишь его глаз и рука, ставшие колдовскими артефактами. В 1990 г. вышло приключение «Векна жив!» («Vecna Lives!»), в котором Векна предстаёт почти божеством и основным врагом игроков. В конце приключения Векна попадает в сеттинг «Рейвенлофт», в котором проходят два модуля-продолжения с его участием – «Векна Возрождается» («Vecna Reborn», 1998) и «Умри, Векна, умри!» («Die Vecna Die!», 2000).
Арцерерак
Арцерера́к (Arcererak) – злой маг, один из главных отрицательных персонажей сеттинга. Придуман Гайгэксом для приключения «Tomb of Horrors» (1978). Арцерерак был сыном и соратником балора (демоническое существо, аналогичное Балрогу из произведений Дж. Толкина) Тарнхема и смертной женщины, а также учеником Векны. Впоследствии он заживо замуровал себя в подземном храме-гробнице, превратившись в загробное чудовище – полулича.
Ллос
Ллос, или Лолс (также Ллот, Лолт, Ллотх; Lloth, Lolth) – верховная богиня тёмных эльфов (дроу); входит в тройку самых популярных злодеев D&D. Придумана Гайгэксом для «Мира Грейхока», позже вошла в сеттинг «Забытые королевства». Ллос может представать в виде гигантского паука, в образе прекрасной, как правило, обнажённой тёмной эльфийки, а также в смешении человеческих и паучьих черт (верхняя часть тела – женщины, нижняя – паука). Образ Ллос имеет отдельные черты сходства с Шелоб из «Властелина колец» Дж. Толкина. Однако, в отличие от Шелоб, Ллос очень умна, по-своему привлекательна и наделена женской сексуальностью, но при этом надменна, жестока и коварна. Её служительницы – также всегда женщины из числа дроу. Ллос не приемлет иерархии среди своих последователей, сея между ними распри и вражду, которыми она наслаждается. «Паучья богиня» требует себе регулярных приношений в виде драгоценностей, а порой и живых существ. Ллос фигурирует во множестве художественных произведений – в серии романов «Тёмный Эльф» и «Наследие Дроу» Роберта Сальваторе, в серии «Война Паучьей королевы» под редакцией Сальваторе, в трилогии «Лунный свет и тени» Элейна Каннингема. Также она присутствует в компьютерных играх «Menzoberranzan» (SSI, DreamForge Intertainment, 1994), «Descent to Undermountain» (Interplay, 1998).
Кас Кроваворукий
Кас Кроваворукий (Kas the Bloody-Handed) или Кас Разрушитель (Kas the Destroyer) – злой рыцарь, приближённый служитель Векны; присутствует в «Мире Грейхока» и в «Рейвенлофте», где он стал вампиром. В какой-то момент Кас, по наущению собственного разумного магического меча, предал Векну и отсёк ему руку и глаз. Образ Каса – рыцаря на службе зла – напоминает назгулов из произведений Дж. Толкина. Он послужил одной из основ для рыцаря смерти (death knight), одного из монстров бестиария D&D, и является образцом для многих аналогичных персонажей в других произведениях. Сходство с Касом имеет принц Артас (и основанный на нём игровой персонаж «рыцарь смерти») из франшизы «Warcraft».
Лум Безумный
Лум Безумный (Lum the Mad) – феодал, обладатель могущественного магического артефакта – «инфернальной машины», внушающей страх. В отличие от «загробных» Арцерерака или Каса, Лум – не служитель сверхъестественного зла, а жестокий, деспотичный генерал, помешанный на битвах и завоеваниях. Детство Лума прошло в казарменных условиях. Воспитатели поощряли в нём черты, необходимые для войны, наказывая за любые проявления слабости. В результате Лум смог стать успешным полководцем, но не был способен ни на что иное. Наделённый привлекательной внешностью, он не смог создать семью и продолжить свой род, что усиливало в Луме чувство неполноценности и ещё больше озлобляло его. Помимо D&D, Лум и его «инфернальная машина» фигурируют в компьютерных играх «Planescape: Torment» (1999) и «Baldur’s Gate II: Throne of Bhaal» (2001).
Иггвильв
И́ггвильв (Iggwilv), она же Ната́ша Тёмная (Natasha the Dark) или Та́ша (Tasha), ведьма и исследовательница тёмных сил. Была придумана Гайгэксом для официального релиза приключения «The Lost Caverns of Tsojcanth» (1982) на основе Старухи Лоухи из финского эпоса «Калевала». Иггвильв красива, умна и талантлива в области магии, но при этом эгоистична. Как правило, она выступает на стороне зла, хотя всегда преследует только собственные интересы. Иггвильв упоминается во многих модулях «Мира Грейхока» и «Забытых королевств». Её именем названо заклинание «Жуткий смех Таши», а также одна из игровых книг 5-й редакции D&D – «Котёл Таши со всякой всячиной» («Tasha's Cauldron of Everything»).
Иуз
Иу́з (Iuz) – сын Иггвильв и демона Гра́ззта, жестокий тиран большей части Фланесса, враг как положительных, так и многих отрицательных персонажей «Мира Грейхока», антагонист многих модулей этого сеттинга. После своей гибели Иуз стал одним из злых божеств, которым поклонялись на Орте.
Властелин кошек
Властелин кошек (Cat Lord) – загадочный персонаж, странствующий по многим мирам-планам. Впервые Властелин Кошек появился в 1983 г. во 2-й редакции бестиария. Он – оборотень, способный превращаться в разных кошек, в человека, а также в антропоморфного человека-кота. В форме кошки он обладает сверхъестественной ловкостью и грозными зубами и когтями. Как человек, Властелин кошек элегантен и очень привлекателен. Все кошачьи, включая оборотней, признают в нём своего господина. Помимо «Мира Грейхока», аналогичное существо встречается в сеттигах «Плейнскейп» (один из полубожественных звериных владык из Звериных земель) и «Забытые королевства» (божество расы людей-кошек табакси). Также Властелин кошек фигурирует в компьютерной игре «Ancient Domains of Mystery» (ADoM). Здесь он – один из могущественных обитателей подземелья, который вознаграждает игрока, если тот ни разу за игру не убил, даже защищаясь, представителя кошачьих.
Горд Плут
Горд Плут (Gord the Rogue) – главный герой ряда литературных произведений, написанных Гайгэксом. Горд провёл детство в качестве бездомного попрошайки, но стал удачливым и смелым вором, связанным тайными узами с Властелином кошек. Даже повзрослев Горд остался невысокого роста и худощавого телосложения, отличаясь при этом исключительной ловкостью, быстротой и аналитическим умом. Несмотря на принадлежность к преступному миру, Горд сочувствует угнетённым. Всякий раз, когда он отправляется в опасные приключения, чтобы избавить мир от злых сил, им движет не столько моральный долг, сколько авантюрный характер и тяга к особо сложным кражам. В романе «Пляска демонов» Горд отправляется в мрачное подземелье, чтобы победить злое божество – Тариздуна. Схватка завершается катастрофой планеты Орт и явлением вместо неё нового лучшего мира – Ярта.
Полный каталог всех игровых и художественных материалов по «Миру Грейхока» в хронологическом порядке: Greyhawk // RPG.net.