Гирц Клиффорд
Гирц Кли́ффорд (Клиффорд Джеймс Гирц, Clifford James Geertz) (23.8.1926, Сан-Франциско – 30.10.2006, Филадельфия), американский антрополог, социальный теоретик. Окончил Гарвардский университет (1956), работал в Чикагском университете (1960–1970), также в Принстонском институте высших исследований (штат Нью-Джерси, 1970–2000). Член Американской академии искусств и наук (American Academy of Arts and Sciences, 1966), а также Американской академии наук (National Academy of Sciences, 1973). Лауреат премий им. Толкотта Парсонса (1973), имени Питирима Сорокина (1974) и др.
К. Гирц – один из основателей интерпретативной антропологии. Исследовал религию, экономическое развитие, политику, семейную жизнь и локальные экономические и культурные институты (базар, петушиные бои) в Марокко и Индонезии. Наибольшую известность ему принесли монографии «Религия Явы» (The Religion of Java, 1960), «Эмпирическое исследование ислама» (Islam Observed, 1968), «Интерпретация культур» (The Interpretation of Cultures, 1973), «Локальное знание» (Local Knowledge, 1983).
Антрополог рассматривал каждую культуру как уникальную систему значений, воплощенных в символах, а также систему унаследованных представлений, выраженных в символических формах – к ним он относил и религию. Посредством этих форм люди сообщают, увековечивают и совершенствуют своё знание о жизни и установки по отношению к ней. Поскольку образующие их сети значений доступны для изучения и понимания, культуры открыты для интерпретации и «публичны». В этом автор следует критике философской теории «приватности» языка и значений, предложенной Г. Райлом, Л. Витгенштейном и иными авторами. В основе этнографического описания и антропологических интерпретаций культур, по мнению Гирца, лежит постижение локальных символических кодов, семантических конвенций и интерпретативных рамок, определяющих возможность коммуникации и социального взаимодействия. Понимание культур достигается через контекстуализацию и детальное этнографическое описание, которое включает в себя и «близкие-к-опыту» понятия (иначе говоря, категории) представителей изучаемой культуры, и «далекие-от-опыта» абстрактные понятия научного дискурса.
Антрополог представлял религию, идеологию, искусство и даже здравый смысл как своеобразные и относительно автономные культурные системы, то есть системы концептуальных репрезентаций, которые позволяют их носителям как-либо осмысливать и объяснять окружающую их реальность.