Гавайцы
Гава́йцы (англ. Hawaiians; самоназвание – ‘ōiwi Hawai'i), полинезийский народ в США, коренное население Гавайских о-вов. Численность 401,2 тыс. человек (практически полностью метисированы), в том числе 239,7 тыс. человек – на Гавайских о-вах, 60,1 тыс. человек – в Калифорнии (2000, перепись). Говорят на английском языке, гавайском креольском (на основе английского, гавайского и др.), часть владеет гавайским языком. Гавайцы в основном протестанты и католики.
Гавайские о-ва были заселены около 1000 г. н. э. выходцами из центральной части Восточной Полинезии. До 1400 г. продолжались контакты гавайцев с обитателями этого полинезийского региона. К началу контактов с европейцами (1778) гавайцы насчитывали около 110–150 тыс. человек, имели 4 раннегосударственных образования, центрами которых были о-ва Гавайи, Мауи, Оаху и Кауаи; в начале 19 в. они были объединены Камеамеа I. Большой вклад в изучение гавайцев внесли первооткрыватель островов Дж. Кук (1778–1779) мореплаватели Дж. Ванкувер (1778–1779), И. Ф. Крузенштерн (1804), О. Е. Коцебу (1816), В. М. Головнин (1818) и др. В 1820-х гг. архипелаг стал главной базой американского китобойного промысла в Тихом океане; американские компании развернули вывоз оттуда сандалового дерева. С 1820 г. протестантские миссионеры из США обращали в христианство верховных вождей и с их помощью – остальных гавайцев. С 1850-х гг., с развитием плантационного хозяйства (сахарный тростник, ананасы), для работы на плантациях на Гавайи ввозились десятки тысяч законтрактованных рабочих из стран Восточной и Юго-Восточной Азии (японцы, филиппинцы, китайцы, корейцы), Азорских о-вов и Мадейры. Проникновение иностранцев привело к обезземеливанию, вымиранию и метисации гавайцев. Современные гавайцы живут в основном в городах, заняты неквалифицированным трудом и в сфере обслуживания туристов; многие эмигрируют в континентальную часть США. Небольшие группы в засушливых и изолированных горных районах пытаются сохранять элементы традиционного образа жизни, обрабатывая крохотные участки земли. В последней четверти 20 в. среди сформировавшейся гавайской интеллигенции началось движение за возрождение традиционной культуры: введено преподавание гавайского языка и истории в специализированных школах, возрождаются гавайские имена, танцы, медицина, техника судостроения и навигации; общественные организации требуют от США выплат компенсаций за изъятые земли, наиболее радикальные выступают за предоставление Гавайским о-вам независимости.
Гавайская культура отличается ярким своеобразием. Основное традиционное занятие – интенсивное тропическое земледелие с применением удобрений и искусственного орошения, включая строительство каналов и плотин в горах. Основная культура – таро, выращивали также ямс, батат, сахарный тростник, бананы и др. Было развито рыболовство и разведение рыбы в специальных прудах. Животноводство (свиньи, куры, собаки, мясо которых употреблялось в пищу) имело второстепенное значение. Пищу готовили в земляной печи (иму). Была разработана сложная техника получения соли из морской воды. Были развиты судостроение и навигация, производство и раскраска тапы, резьба по дереву (статуи, орнаментированное оружие, вёсла и др.), производство калебасов, плащей (ахуула) и шлемов (махиоле) из золотистых и алых птичьих перьев. Отсутствие металлов и керамики компенсировалось развитием техники изготовления орудий из камня, дерева, раковин, кости, скорлупы кокосового ореха, черепахового щита и др. Существовали специалисты-судостроители, домостроители, резчики, птицеловы, танцоры, музыканты и т. д.; был развит обмен. Распространена татуировка. Жили большесемейными общинами (охана).
Существовали три социальных слоя: знать (алии – «благородные»), общинники (макааинана) и маргиналы (каува); к знати примыкали жрецы (кахуна). Алии подразделялись на несколько категорий: ниаупио – дети от брака между родными братом и сестрой самого высокого ранга. Считались богами и были наиболее табуированными представителями гавайского общества; пио – дети единоутробных сиблингов ниаупио и равные с ними по рангу; наха – дети ниаупио, которые не являлись единоутробными сиблингами; вохи – дети ниаупио, пио или наха отца и матери более низкого статуса из слоя алии; пое ло алии – высокостатусные представители, не участвующие в политической или административной деятельности; папа – дети ниаупио, пио или наха матери и низкоранжированного отца; локеа – дети ниаупио, пио или наха отца и низкоранжированной матери; лаау алии – дети от второстепенных (полигинных) связей внутри высокоранжированных семей; каукау алии – дети лаау алии; алии ноаноа – дети от брака представителя какой-либо вышеназванной категории с представителем макааинана (общинники); алии макааинана – представители слоя алии, тайно проживающие среди общинников.
К 18 в. племенная организация на Гавайских о-вах была в основном разрушена, племенные границы почти повсеместно сменились областным делением. Отдельными раннегосударственными образованиями, именуемыми по названиям крупных островов (Гавайи, Мауи, Оаху, Кауаи), управляли наследственные верховные вожди, (алии-аи-моку, или мои), бывшие номинальными собственниками земли и опиравшиеся на боевые дружины. Власть вождей имела теократический характер. Жизнь гавайцев регулировалась строгой системой религиозных запретов табу (капу). Среди общинников был распространён парный брак, вожди практиковали полигинию и полиандрию. В основе традиционной религии – культ богов и вождей, вера в магическую силу – мана. В пантеоне была развита сложная иерархия богов (акуа, аумакуа), главные – бог-творец Кане, бог мореплавания Каналоа, войны – Ку, плодородия – Лоно. Существовала богатая мифология (эпос о сотворении мира и др.). Религиозные церемонии, часто с человеческими жертвоприношениями, проводились в святилищах (хеиау).
Высокое развитие получило боевое искусство – луа. Традиционное оружие: копья, палицы (лейомано), кинжалы, кастеты, праща, верёвка для удушения (каане), верёвка с деревянным или каменным утяжелителем для опутывания противника.
Музыкально-поэтическое творчество (меле) включало культовые песни, речитативы родословных, славословия, любовные и траурные песни; музыкально-танцевальное – обрядовые танцы (хула) с инструментальным сопровождением. Танцы разделялись на «сидячие» и «стоячие». Традиционные инструменты: барабаны – паху (культовый, представляет собой выдолбленное бревно с мембраной из кожи акулы), пуниу (скорлупа кокосового ореха с мембраной из рыбьей кожи), парный барабан ипу (высушенные тыквы); каменные кастаньеты, погремушки, бамбуковая носовая флейта – охе хано иху, раковина-труба – пу, музыкальный лук – укеке, варган – ниау кани, гуделка – оеое и др. В 20 в. распространились сентиментальный песенный стиль с текстами на английском языке, популярная музыка «гавайского стиля» и связанные с ними «гавайская гитара» и укулеле (появилась во 2-й половине 19 в.).