Нисский Георгий Григорьевич
Ни́сский Гео́ргий Григо́рьевич [8(21).1.1903, станция Новобелица (ныне Новобелицкая) близ Гомеля, Могилёвская губерния, Российская империя, ныне Республика Беларусь – 18.6.1987, Москва], российский живописец, график. Народный художник РСФСР (1965), действительный член Академии художеств СССР (1958).
Обучался в художественной студии Губполитпросвета в Гомеле (1919–1921) у А. Я. Быховского, затем во Вхутемасе – Вхутеине в Москве (1923–1930) у А. Д. Древина и Р. Р. Фалька. Уже в его дипломной работе («Восстание французских моряков в Одессе», 1929, Третьяковская галерея, Москва), исполненной под руководством Б. Уица, заметно влияние мастеров Общества художников-станковистов (особенно А. А. Дейнеки), которое определило дальнейший путь художника. Также испытал влияние работ А. Марке, П. П. Кончаловского, Н. К. Рериха, А. А. Рылова. В 1930–1931 гг. служил в Особой Краснознамённой Дальневосточной армии (оформлял стенгазеты, создавал плакаты и панно).
С 1932 г. активно участвовал в художественной жизни Москвы. Его работы «Осень. Семафоры» (1932, Третьяковская галерея), «На путях» (1933, Волгоградский музей изобразительных искусств имени И. И. Машкова) – яркие примеры индустриального пейзажа, трактованного остро и выразительно. После поездки в 1936 г. вместе с А. А. Дейнекой, Г. Г. Ряжским и Ф. С. Богородским в Севастополь и Балаклаву обратился к батальной марине («Манёвры Черноморского флота», 1937, Центральный музей Вооружённых Сил, Москва). К батальному жанру обращался также во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.; работал в «Окнах ТАСС».
Со 2-й половины 1940-х гг. отдавал предпочтение пейзажу («Белорусский пейзаж», 1947, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова; «У берегов Дальнего Востока», 1950, Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского). Постепенно в художественной манере Нисского начал преобладать предельный лаконизм пластического решения, цветовые пятна объединились в плоскостные зоны. Стремление сохранить традиции Общества художников-станковистов и увлечение творчеством А. И. Куинджи ощутимы в картинах 2-й половины 1950-х гг. («Подмосковная рокада», 1957, Львовская национальная галерея искусств имени Б. Г. Возницкого; «Подмосковье. Февраль», 1957, Третьяковская галерея; «Москва. Ночь 1941 года», 1958, Симферопольский художественный музей; «Колхоз "Загорье"», 1959–1960, Русский музей, Санкт-Петербург; «Натюрморт с вятской игрушкой», 1965–1966, Кыргызский национальный музей изобразительных искусств имени Г. Айтиева, Бишкек; также многочисленные гуаши), оказавших влияние на становление сурового стиля. Работал также в области книжной иллюстрации («Цусима» А. С. Новикова-Прибоя, 1934–1935; «Морская душа» Л. С. Соболева, 1943) и монументальной живописи (панно для фабрики-кухни в Филях, 1932, не сохранилось).
Жил в Городке художников в Москве. Был яхтсменом (владел швертботом «Нерпа»), участвовал в парусных регатах. Много путешествовал (триптих «Порт на севере», 1956–1957, Третьяковская галерея; картина «На Дальнем Востоке», 1963). С 1967 г. по состоянию здоровья прекратил работу.
Награждён бронзовыми медалями Всемирных выставок в Париже (1937) и Брюсселе (1958). Сталинская премия 3-й степени (1951).