Випрехт Вильгельм
Ви́прехт Вильге́льм, Вильгельм Фридрих Випрехт (Wilhelm Friedrich Wieprecht) (10.8.1802, Ашерслебен, провинция Саксония, Пруссия, ныне земля Саксония-Анхальт – 4.8.1872, Берлин), немецкий инструментальный мастер, мультиинструменталист, композитор, деятель в области военной музыки.
Уроки игры на медных инструментах получил у отца, Фридриха Якоба Випрехта (1771–1845), военного трубача, городского музыканта (Stadtmusiker) Ашерслебена с 1807 г. В 1819 г. В. Ф. Випрехт переехал в Дрезден, в 1821 г. – в Лейпциг, где работал в оркестре «Гевандхауз» скрипачом, тромбонистом и кларнетистом. В 1824 г. назначен на должность камер-музыканта Королевской капеллы в Берлине (ныне Берлинская государственная капелла). Тогда же заинтересовался военной музыкой, начал сочинять марши для кавалерийского военного оркестра гвардейского драгунского полка прусской армии. В 1829 г. реформировал устройство военной музыки в полку гвардейского корпуса. В 1838 г. назначен директором сводного музыкантского хора гвардейского корпуса.
12 мая 1838 г. в Берлине Випрехт провёл военную церемонию в честь приезда российского императора Николая I, в которой приняли участие свыше 1 тыс. музыкантов. Эта форма церемонии под названием Großer Zapfenstreich (буквально – «Великий отбой») поныне бытует в Германии. В 1845–1852 гг. путешествовал по югу Германии с целью изучения местной военной музыки, опубликовал в 1845 г. в газете Berliner musikalische Zeitung «Путевые письма к господину Л. Шнайдеру» («Reise-Briefe an Herrn L. Schneider»). Реорганизовал военную музыку по немецкому образцу в Турции (1848), Гватемале (1852). Сводный оркестр из двух прусских подразделений под руководством Випрехта получил золотую медаль на конкурсе Всемирной выставки в Париже (1867; обязательным произведением была увертюра к опере «Оберон» К. М. фон Вебера).
Автор книги «Военная музыка и военно-музыкальная организация армии» («Die Militair-Musik und die militair-musikalische Organisation eines Kriegsheeres», 1868, издана посмертно в Берлине в 1885).
Стремясь улучшить звучание военных оркестров за счёт оснащения более современными и совершенными инструментами, разрабатывал вентильный механизм у медных духовых инструментов. По предложению Випрехта в военные оркестры были введены вентильные и клапанные трубы (последние позднее были заменены корнетами), разные виды бюгельгорнов и т. д. В 1835 г. сконструировал (вместе с И. Г. Морицем) и запатентовал басовую тубу, которая заняла место инструмента, выполняющего басовую функцию (взамен несовершенных серпента, бомбардона и недостаточно громких фагота и контрафагота). В 1839 г. изобрёл батифон (Bathyphon), разновидность контрабас-кларнета (сделан фирмой Skorra).
Випрехт сыграл определяющую роль в усовершенствовании военной музыки в Германии, унифицировал инструментарий военных оркестров и строи инструментов (что позволяло составлять большие сводные коллективы), пропагандировал вентильные инструменты, стандартизировал инструментовку. Его реформы зафиксированы в таблице («Normal-Instrumental-Tableau», 1860), где приведены все используемые в прусской армии инструменты с количественным распределением по разным военным подразделениям. Придуманную систему инструментовки Випрехт продемонстрировал в 45 «Маршах Королевской прусской армии» («Königlich-Preußische Armeemärsche»; Берлин, 1872–1873).
Автор военных маршей, аранжировок для военного оркестра произведений Л. ван Бетховена, Дж. Россини, Дж. Мейербера, Ф. Мендельсона, Р. Вагнера и других композиторов.
Брат – Фридрих Випрехт (1804–1880), с 1823 г. гобоист военного оркестра гвардейского гренадерского полка императора Франца II, с 1829 г. камер-музыкант Королевской капеллы в Берлине.
Племянник – Пауль Випрехт.