Vauxhall Motors
Vauxhall Motors, английская автомобилестроительная компания. Дочерняя компания транснациональной автомобилестроительной корпорации Stellantis. Штаб-квартира – в г. Ковентри графства Уэст-Мидлендс (Великобритания).
История компании Vauxhall Motors началась в 19 в. и тесно связана с развитием автомобильной промышленности Великобритании. Компания основана в 1857 г. шотландским инженером А. Уилсоном в районе Воксхолл (Лондон, Великобритания). Изначально компания носила название Alexander Wilson and Co и специализировалась на производстве насосов и судовых двигателей. В 1863 г. компания занялась производством мостовых кранов. В 1897 г. переименована в Vauxhall Iron Works.
В 1903 г. компания выпустила свой первый автомобиль – двухместный самоходный экипаж с румпелем вместо руля, оснащённый 1-цилиндровым двигателем, 2-ступенчатой коробкой передач без заднего хода и цепным приводом на задние колёса. Модель получила название Vauxhall 5HP и продавалась на рынке Великобритании за 136,5 фунта стерлинга. В 1903–1904 гг. было продано 84 автомобиля Vauxhall 5HP. В 1904 г. автомобиль был усовершенствован – последующие модели Vauxhall 6HP, 9HP, 12HP, 14HP и 18HP были оснащены рулевым колесом и задней передачей.
В 1905 г. в г. Лутон (Великобритания) компания Vauxhall Iron Works организовала производство легковых автомобилей и выпустила модель Vivaro (по состоянию на 2023 продолжает выпускаться усовершенствованная версия этой модели автомобилей). В 1907 г. компания сменила название на Vauxhall Motors. В 1908 г. компания вышла на рынок автомобилей класса люкс, представив модель B-Type. В то же время на рынке представлен первый спортивный автомобиль Vauxhall Motors, модель У-Type Y1, который мог развивать скорость до 88 км/ч. Автомобиль выиграл гонки RAC и Scottish Reliability Trial 1908. После испытаний автомобиль поступил в серийное производство, модель получила название Vauxhall A-Type. В 1908–1914 гг. было выпущено 4 варианта этой модели. Одна из них в 1910 г. разогналась на трассе Бруклендс до 160 км/ч. В 1911 г. Vauxhall выпустила автомобиль C-type, позже известный как Prince Henry, – четырёхместный спортивный автомобиль без дверей. В 1912 г. на базе Vauxhall C-Type разработан автомобиль Vauxhall D-Type.
Во время Первой мировой войны 1914–1918 гг. Vauxhall переключилась на производство военной техники, грузовиков и двигателей для самолётов. Также компания осуществляла производство автомобилей Vauxhall D-Type, которые поставлялись в британскую армию для офицеров штаба.
После войны компания вернулась к выпуску легковых и спортивных автомобилей – Vauxhall представила спортивный автомобиль модели D-type, оснащённый 4,5-литровым двигателем и имевший большой успех в автоспорте. Однако в 1924 г. компания покинула рынок спортивных автомобилей, чтобы сосредоточиться на производстве легковых автомобилей, и выпустила автомобиль модели M-type, позже известный как 14/40.
В ноябре 1925 г. американская автомобилестроительная корпорация General Motors (GM) приобрела контрольный пакет акций Vauxhall за 2,5 млн долл. США, став единственным владельцем компании. На тот момент Vauxhall производила около 1,4 тыс. автомобилей в год при штате около 1,8 тыс. человек. В результате Vauxhall стала дочерней компанией GM и, воспользовавшись технологическими и финансовыми ресурсами корпорации GM для дальнейшего развития, перешла к производству коммерческого транспорта. В апреле 1931 г. компания выпустила первый 2-тонный грузовик модели Bedford. В 1930 г. вышла на рынок недорогих автомобилей и представила модель Cadet по цене 280–298 фунтов стерлингов. С 1930 по 1933 гг. было произведено 9,69 тыс. автомобилей Vauxhall Cadet.
Во время Второй мировой войны 1939–1945 гг. Vauxhall снова переключилась на нужды армии – производила танки Churchill (разработан и допущен к производству менее чем за год) и грузовики Bedford, а также работала над авиационными реактивными двигателями. За военное время было выпущено более 5,6 тыс. танков и 214 тыс. грузовиков. После войны компания начала выпускать новые модели легковых автомобилей, такие как Vauxhall Velox и Cresta, которые получили особую популярность среди потребителей. В 1953 г. объём производства Vauxhall впервые превысил 100 тыс. автомобилей в год, компания выпустила свой миллионный автомобиль.
В 1960-е гг. GM запустила процесс оптимизации производства. Конструкции автомобилей компаний Vauxhall и Opel, дочерней компании General Motors в Германии, стали схожими. Начиная с 1962 г. автомобили Vauxhall всё чаще базировались на общих платформах с Opel, отличаясь оригинальным дизайном и двигателями. Это помогло сократить расходы компании на проектирование и улучшить качество сборки, поэтому в дальнейшем GM продолжила консолидацию своих европейских подразделений. Однако географически рынки сбыта компаний Opel и Vauxhall были чётко разграничены: автомобили компании Opel продаются (по состоянию на 2023) в основном в континентальной Европе, а Vauxhall – исключительно в Великобритании.
В 1963 г. Vauxhall приступила к производству компактных автомобилей моделей Viva, Chevette, Opel Astra в г. Элсмир-Порт графства Чешир (Великобритания). В 1964 г. первый автомобиль Viva был представлен в Австралии. За 1963–1966 г. продажи автомобилей Viva превысили 306 тыс. ед. Позже в Чешире был также организован выпуск моделей Astra Hatchback и Sports Tourer (выпуск усовершенствованной версии этой модели продолжается по состоянию на 2023).
В 1967 г. Vauxhall стала обладателем королевского заказа на поставку автомобилей для Её Величества. Спустя 3 года был выпущен автомобиль Vauxhall HC Viva. Ежегодно до 1976 г. он входил в десятку самых продаваемых автомобилей Великобритании. Всего за 1963–1979 гг. было произведено 1,52 млн автомобилей Vauxhall Viva в 3 поколениях.
В 1980–1990-е гг. Vauxhall представила ряд инновационных моделей, включая компактный хэтчбек Astra (британский аналог Opel Kadett D), выпущенный в 1980 г. в качестве замены Viva и ставший одним из самых продаваемых автомобилей в Великобритании. В 1984–1985 гг. он занимал 2-е место по продажам в Великобритании. В 1985 г. обновлённый аэродинамический автомобиль Vauxhall Astra (двойник Opel Kadett E) получил титул «Европейский автомобиль года», согласно решению 58 профессиональных европейских автомобильных журналистов конкурса Car of the Year. В 1993 г. компания выпустила автомобиль Vauxhall Corsa. Спустя год Vauxhall завершила производство грузовиков под маркой Bedford.
В 2006 г. GM сократила 900 из 3000 рабочих мест на заводе Vauxhall в г. Элсмир-Порт. В период Мирового экономического кризиса 2008 г. продажи Vauxhall резко сократились.
1 августа 2017 г. GM продала Vauxhall за 2 млрд долл. французской автомобильной компании Group PSA (с января 2021 в составе корпорации Stellantis), которая также владела марками Peugeot, Citroën и DS Automobiles.
По данным британской ассоциации Society of Motor Manufacturers and Traders, автомобиль Vauxhall Corsa стал самым продаваемым в Великобритании в 2021 г. – было продано более 40,91 тыс. шт. С момента запуска производства автомобилей марки Corsa в 1993 г. до 2021 г. в Великобритании было продано 2,28 млн автомобилей Vauxhall Corsa, а в Европе – более 13,5 млн. В 2022 г. Vauxhall стал самым продаваемым автомобилем среди лёгких коммерческих электрических автомобилей в Великобритании. За год было продано 5,04 тыс. электромобилей.