Судовой двигатель
Судово́й дви́гатель, преобразует на судне какой-либо вид энергии в механическую работу. По роду преобразования энергии судовые двигатели делятся на первичные и вторичные. В качестве судовых двигателей наибольшее применение получили дизели; впервые судовой двигатель был установлен на речном теплоходе «Вандал» в Санкт-Петербурге (1903). Число оборотов существующих судовых дизелей составляет 100–2000 об/мин; их мощность варьируется в диапазоне 10 – 25 000 кВт и более. Использование дизеля с наддувом увеличило мощность примерно на 20 %. На крупных судах используют малооборотные 2-тактные крейцкопфные двигатели; на судах среднего водоизмещения (траулеры, паромы, буксиры, специальные суда) – среднеоборотные 4-тактные дизели; на судах малого водоизмещения и в качестве дизель-генераторов судовых электростанций – высокооборотные 4-тактные дизели. Газовые турбины широко применяют в военно-морском флоте, в основном на небольших скоростных судах (десантных катерах, минных тральщиках, судах на подводных крыльях). Атомные энергетические установки часто применяются на крупных и мощных специализированных судах: ледоколах и подводных лодках (основное преимущество в почти неограниченной дальности плавания).