Легковой автомобиль
Легково́й автомоби́ль, автомобиль, предназначенный главным образом для перевозки людей и их багажа и имеющий не более девяти посадочных мест, включая место водителя.
Легковой автомобиль подразделяют: по назначению – индивидуального пользования, такси, оперативных служб, спортивные и пр.; по рабочему объёму двигателя (таблица 1); по габаритным размерам (таблица 2); по форме кузова – однообъёмные, двухобъёмные и трёхобъёмные (рис. 1); по типу кузова.
Класс | Объём двигателя |
Малый | До 1,2 |
Средний | От 1,2 до 1,8 |
Большой | От 1,8 до 3,5 |
Высший | Свыше 3,5 |
Класс | Длина | База** | Ширина | Высота |
A B C D E F Минивэн | До 3650 3600–3800 3800–4400 4300–4700 4500–4900 4700–5100 4500–4800 | 2150–2450 2350–2500 2400–2700 2500–2700 2600–2900 2700–3000 2700–3000 | 1450–1600 1550–1650 1670–1740 1670–1770 1770–1850 1800–1900 1750–1900 | 1350–1480 1350–1480 1330–1440 1360–1430 1360–1450 1400–1500 1650–1800 |
Форма и размеры кузова выбираются в зависимости от расположения водителя и основных агрегатов автомобиля, количества пассажиров, а также с учётом обеспечения удобства посадки и обзорности с места водителя. Применяемость конкретных форм, а также их преимущества и недостатки приведены в таблице 3.
Форма | Применяемость | Преимущества | Недостатки |
Однообъёмная | Минивэны; автомобили малого класса | Минимальные наружные размеры; большой объём салона; удобная посадка водителя и пассажиров | Большая лобовая площадь (сопротивление воздуха); высокий центр тяжести (низкая устойчивость) |
Двухобъёмная | Универсалы; автомобили повышенной проходимости; автомобили среднего и большого класса | Лёгкость трансформации задней части салона (для размещения людей, груза) | Грузовая и пассажирская части салона не разделены; плохие аэродинамические качества задней части кузова |
Трёхобъёмная | Автомобили среднего, большого и высшего класса | Грузовой отсек отделён от пассажирского (повышаются уровни комфорта и пассивной безопасности); высокая жёсткость кузова; хорошие аэродинамические качества кузова | Трудность трансформации салона; большая габаритная длина |
С позиций влияния конструкции легкового автомобиля на его свойства важное значение имеет компоновка – взаимное расположение основных систем автомобиля (двигателя, трансмиссии, систем управления, несущей системы).
Для легкового автомобиля в большинстве случаев применяется кузов, выполняющий функции несущей системы (несущий кузов), что обеспечивает достаточную свободу для расположения прочих систем автомобиля. Встречаются следующие компоновки легковых автомобилей (рис. 2): классическая (двигатель продольно расположен впереди, ведущие колёса – задние, трансмиссия занимает пространство под полом кузова между двигателем и задней осью, компоновка позволяет использовать раму в качестве несущей системы); переднеприводная (двигатель расположен впереди продольно или поперечно, ведущие колёса – передние, трансмиссия объединена с двигателем); среднемоторная (двигатель расположен между передней и задней осями, ведущие колёса – задние, трансмиссия объединена с двигателем); заднемоторная (двигатель сзади, ведущие колёса – задние, трансмиссия объединена с двигателем). Преимущества и недостатки различных компоновок приведены в таблице 4.
| Классическая | Переднеприводная | Среднемоторная | Заднемоторная |
Тяговые свойства пустого автомобиля | – | + | + | + |
Развесовка (распределение массы автомобиля между передней и задней осями) | 0 | + | – | – |
Объём салона | + | + | – | 0 |
Объём багажника | + | + | 0 | – |
Возможность модификации задней части кузова | + | + | – | – |
Общая длина | 0 | + | 0 | 0 |
Свойства кузова при столкновениях | + | + | – | – |
Каждая из компоновок может иметь полноприводный вариант, при котором ведущими являются все колёса. Это делается с целью повышения проходимости (иногда – устойчивости) автомобиля, но связано с усложнением трансмиссии. Легковые автомобили повышенной проходимости отличаются увеличенным дорожным просветом, наличием понижающего редуктора в трансмиссии, возможностью блокировки дифференциалов и др.
В качестве автомобильного двигателя на легковых автомобилях используются преимущественно поршневые двигатели внутреннего сгорания (бензиновые или дизельные). Перспективно применение на легковых автомобилях гибридных силовых установок (двигатель внутреннего сгорания + электродвигатель + аккумуляторная батарея), обеспечивающих снижение расхода топлива и количества вредных выбросов (см. Гибридный автомобиль).
Для ускорения и удешевления процесса создания новых моделей фирмы-изготовители осуществляют предварительную конструкторскую проработку основных блоков легковых автомобилей, не влияющих на внешний вид и интерьер салона. К таким блокам относятся: «двигатель + трансмиссия», «передняя ось + подвеска», «задняя ось + подвеска», «рулевое управление», «тормозное управление». Сочетание таких блоков называется платформой. Одна и та же платформа применяется для создания легковых автомобилей с кузовами различных типов и даже различных торговых марок.