Коробка передач
Коро́бка переда́ч, многозвенный механизм для передачи вращательного движения между валами и изменения частоты вращения либо направления движения. Осуществляется с помощью находящихся при работе в постоянном зацеплении зубчатых колёс, которые насажены на валы приводного механизма (двигателя, турбины и др.). Кинематическая схема механизма обеспечивает преобразование угловых скоростей и крутящих моментов и передачу движения к исполнительному механизму или на вал другой машины. Основными кинематическими характеристиками механизма являются передаточное число (отношение числа зубьев большого колеса к числу зубьев меньшего колеса) и передаточное отношение (отношение угловых скоростей ведущего колеса к ведомому).
Коробка передач широко применяется в силовых передачах (в том числе в приводах ведущих колёс транспортных машин): в трансмиссиях автомобилей, в металлорежущих станках для изменения скорости основного движения резания (коробка скоростей), для согласования работы режущего инструмента и перемещения обрабатываемой заготовки (коробка подач). Конструкция коробки передач зависит от её назначения, способа зацепления зубчатых колёс (т. н. переключение передач), эксплуатационных характеристик машины или станка.