«Шахматная новелла»
«Шахматная новелла». Среди произведений художественной литературы, посвящённых шахматам, выделяется «Шахматная новелла» («Schachnovelle», 1941) С. Цвейга. Она была найдена на его столе после трагической кончины писателя, вскоре опубликована и получила громкую известность; переведена на многие языки, неоднократно переиздавалась и экранизировалась.
Причина успеха этого произведения в крайней необычности образов и судеб двух главных героев новеллы – чемпиона мира по шахматам Мирко Чентовича и доктора Б., который неожиданно для окружающих проявил завидное шахматное мастерство и оказал достойное сопротивление чемпиону в соперничестве (а в одной из партий даже победил его) на океанском лайнере, направлявшемся из США в Латинскую Америку. Симпатии писателя на стороне доктора Б., юриста, недавно вырвавшегося из фашистских застенков. После гитлеровской оккупации Австрии он был арестован. Чтобы добиться от него важных сведений, нацисты держали его в одиночном заключении в полной изоляции от внешнего мира. В момент полного отчаяния в его руки неожиданно попадает шахматная книга. Воля и интеллект помогают ему постичь правила незнакомой ранее игры. Из простыни он мастерит «доску», из хлебного мякиша – фигуры. Ему удаётся разыграть все 150 содержащихся в книге партий, выучить их наизусть и затем вновь и вновь проигрывать в уме волшебные комбинации. Так у доктора Б. появилось оружие «против угнетающего однообразия времени и пространства». Он воспрянул духом и продемонстрировал несгибаемую волю, поражая своей твёрдостью и решимостью нацистских тюремщиков. Партию с Чентовичем доктор Б. играл по аналогии с игрой между А. А. Алехиным и Е. Д. Боголюбовым на международном турнире в Пьештяни, 1922, опубликованной в книге.
Противоположным образом охарактеризован М. Чентович. Биография этого чемпиона мира необычна. Ещё в детстве «туповатый, косноязычный, с низким лбом мальчишка» с «неповоротливым мозгом», полуграмотный недоросль случайно знакомится с шахматами и проявляет в этой игре столь большие способности, что уже в 17 лет выигрывает ряд призов на международных турнирах, а в 20 лет становится чемпионом мира. Главное для него – деньги, богатство! Всё остальное его не интересует («невежество его было всеобъемлющим»), самомнение и презрение к окружающим беспредельны. Столь низменный, безнадёжно угрюмый образ чемпиона – плод фантазии писателя, далёкой от жизни. Ведь в более чем столетней истории борьбы на шахматном Олимпе лаврами чемпиона увенчивались люди, проявлявшие талант и интересы во многих областях науки, искусства, спорта.
В лирических отступлениях С. Цвейг предстаёт как приверженец и тонкий ценитель шахматного искусства.
«По личному опыту мне было знакомо таинственное очарование «королевской игры», единственной из игр, изобретённых человеком, которая не зависит от прихоти случая и венчает лаврами только разум, или, вернее, особенную форму умственной одарённости».