Томская область. Хозяйство. Транспорт
Тра́нспорт То́мской о́бласти, важный сектор экономики субъекта Российской Федерации, представленный различными видами транспорта и обеспечивающий перевозку грузов и пассажиров.
В Томской области получили развитие автомобильный, железнодорожный, внутренний водный (речной), воздушный и трубопроводный виды транспорта.
Особенностью региона является асимметричная модель транспортной сети: северные районы области в силу своих природных особенностей (более суровый климат и высокая заболоченность) заметно уступают южным по уровню развития транспортной инфраструктуры, при этом между многими населёнными пунктами нередко отсутствует круглогодичная транспортная связь.
Основную часть грузов и пассажиров по территории Томской области перевозит автомобильный транспорт. Общая протяжённость автомобильных дорог общего пользования с твёрдым покрытием в Томской области составляет 7859,8 км (2022), их средняя плотность – 25 км на 1 тыс. км2 [по сравнению с 2010 увеличилась в 1,9 раза, с 2005 – в 2,5 раза; в среднем в России – 65 км на 1 тыс. км2, в Сибирском федеральном округе (СФО) – 37 км на 1 тыс. км2].
Удельный вес автомобильных дорог с твёрдым покрытием в общей протяжённости автомобильных дорог общего пользования – 71,0 % (2022; в среднем в России – 70,8 %, в СФО – 71,6 %), из них 46,5 % – с усовершенствованным твёрдым покрытием (62,2 и 48,3 % соответственно).
Сеть автомобильных дорог Томской области составляют как автомобильная дорога федерального значения Р-255 «Сибирь» [ответвление Юрга (Кемеровская область) – Томск], так и автомобильные дороги регионального значения: 69А-1 (Томск – Международный аэропорт Томск имени Н. И. Камова), 69К-1 [Томск – Мариинск (Кемеровская область); бывший Иркутский тракт], 69К-2 (Томск – Каргала – Колпашево; бывший Нарымский тракт), 69К-3 (Камаевка – Асино – Первомайское; Асиновский тракт, ответвление от бывшего Иркутского тракта), 69К-4 (объездная автомобильная дорога вокруг Томска), 69К-5 (Больше-Дорохово – Тегульдет), 69К-6 (Бакчар – Подгорное – Коломино), 69К-7 (Каргала – Бакчар; бывший Бакчарский тракт), 69К-8 (Парбиг – Кёнга), 69К-9 (Кедровый – Гарь – Кёнга), 69К-10 (Колпашево – Белый Яр), 69К-11 (Первомайское – Белый Яр), 69К-12 (Могильный Мыс – Парабель – Каргасок), 69К-14 [Мельниково – Кожевниково – Изовка (Новосибирская область)] и др. Автомобильные дороги проложены главным образом по долинам рек Обь, Томь, Чулым, Кеть, Чая, Бакчар, Парбиг и др. Автомобильные дороги 69К-1, 69К-2 и 69К-12 являются частью создаваемой автомобильной дороги от Перми до Мариинска (т. н. Северный широтный коридор, проект реализуется в рамках Транспортной стратегии России до 2030 года); часть автомобильной дороги 69К-2 от Томска до Мельниково носит историческое название «Шегарский тракт».
Объём перевозимых грузов автомобильным транспортом – 17,0 млн т (2022; в 2015 – 30,5 млн т; в 2010 – 30,1 млн т; в 2005 – 16,1 млн т). Грузооборот автомобильного транспорта – 2617 млн т∙км (2022; 2940 млн т∙км, 4407 млн т∙км и 1526 млн т∙км соответственно).
Объём перевозимых пассажиров автобусами общего пользования – 47,1 млн пассажиров (2022; в 2015 – 101,3 млн; в 2010 – 157,2 млн; в 2005 – 177,6 млн), пассажирооборот автобусного транспорта – 1165 млн пассажиро-км (805 млн, 1227 млн и 1836 млн соответственно). Число автобусов общего пользования в Томской области составляет около 1 тыс. единиц (2022), в расчёте на 100 тыс. жителей – 93 единицы (45-е место среди субъектов РФ и 5-е место среди регионов СФО; в 2015 – 118 единиц; в 2010 – 64 единицы; в 2005 – 40 единиц).
Общая протяжённость железных дорог общего пользования в Томской области – 346 км (2022), их средняя плотность – 11 км на 10 тыс. км2 (в среднем в России – 51 км, в СФО – 25 км). В эксплуатации находится одна однопутная железнодорожная линия Тайга (Кемеровская область) – Томск – Копылово (электрифицированный участок) – Асино – Белый Яр (неэлектрифицированный участок). Участок Тайга – Томск сооружён в 1896 г., участок Томск – Асино – в 1937 г., участок Асино – Белый Яр – в 1973 г.
Объём перевозимых грузов железнодорожным транспортом – 2,6 млн т (2022; в 2021 – 2,9 млн т, в 2015 – 2,3 млн т), объём перевозимых пассажиров – 621 тыс. человек (в 2021 – 575 тыс., в 2010 – 917 тыс., в 2005 – 1403 тыс.).
Речной транспорт играет в Томской области важную роль, он обеспечивает связь относительно хорошо освоенных южных районов области с северными. Протяжённость внутренних водных путей – 5195 км; судоходными являются река Обь и её притоки: левые Чая, Парабель и Васюган, правые Томь, Чулым и Кеть. На реках Томской области действует 21 маршрут (из них 12 – паромные) общей протяжённостью свыше 1 тыс. км. Они охватывают более 40 населённых пунктов, расположенных преимущественно в северных районах области. В 2022 г. речной пассажирский флот насчитывал 64 единицы транспортных средств (теплоходы, буксиры и паромы).
В Томской области в эксплуатации находятся два аэропорта – Международный аэропорт Томск имени Н. И. Камова (аэропорт Богашёво, 1967; статус международного с 2010; в 2019 ему присвоено имя Н. И. Камова; 599,6 тыс. пассажиров в 2023), аэропорт Стрежевой (1975, современное здание 1987) и 15 взлётно-посадочных площадок.
Важную роль играет трубопроводный транспорт (главным образом транзитные нефте- и газопроводы). Эксплуатационная длина трубопроводов (нефте- и газопроводов) в Томской области составляет 5897 км. Ведущие магистральные нефтепроводы: Самотлор (Ханты-Мансийский автономный округ – Югра) – Александровское (1975) и Александровское – Анжеро-Судженск (1973; Кемеровская область), с ответвлениями Герасимовское – Лугинецкое – Парабель и Васюган – Раскино; магистральные газопроводы: Нижневартовский газоперерабатывающий завод (Ханты-Мансийский автономный округ – Югра) – Парабель – Кузбасс (1977; Кемеровская область).