Международный аэропорт
Междунаро́дный аэропо́рт, аэропорт, который открыт для приёма и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и в котором в установленном законодательством Российской Федерации порядке функционирует пункт пропуска через Государственную границу РФ [п. 4 ст. 40 Воздушного кодекса РФ (ВзК РФ)]. Решение об открытии международного аэропорта принимается Правительством РФ (п. 5 ст. 40 ВзК РФ).
Международные стандарты, предусматривающие деятельность гражданской авиации, и установление приемлемого уровня безопасности полётов при эксплуатации воздушных судов и аэропортов определены для России, как для одной из договаривающихся сторон, в Конвенции о международной гражданской авиации (Конвенции), заключённой 7 декабря 1944 г., и её приложениях. Присоединение к Конвенции означает вступление в Международную организацию гражданской авиации (ИКАО).
В целях оказания помощи государствам в вопросах планирования при расширении существующих и в строительстве новых международных аэропортов ИКАО подготовлено руководство по проектированию аэропортов (Руководство по проектированию аэропортов. Doc 9184-AN/902. Part I).
Приложение 17 к Конвенции – «Безопасность. Защита международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства» – содержит «Международные стандарты и Рекомендуемую практику» для обеспечения безопасности гражданской авиации, предъявляемые ИКАО ко всем странам-участницам. Так, в соответствии с п. 3.2.1 Приложения 17 к Конвенции, каждое договаривающееся государство требует, чтобы каждый аэропорт, обслуживающий гражданскую авиацию, принимал в письменной форме, осуществлял и обновлял программу безопасности аэропорта, отвечающую требованиям национальной программы безопасности гражданской авиации. Например, программа безопасности аэропорта должна описывать меры по защите периметра зоны ограниченного доступа, включающие патрулирование силами организации по вопросам безопасности аэропорта.