«Tomb Raider: Chronicles»
«Tomb Raider: Chronicles», пятая часть серии видеоигр «Tomb Raider» в жанре приключенческого экшена. Разработана студией Core Design и издана компанией Eidos Interactive в 2000 г. Выпускалась на платформах PlayStation, Dreamcast и ПК. Сюжет проекта объединяет несколько рассказов о жизни расхитительницы гробниц Лары Крофт.
История создания
Разработка «Tomb Raider: Chronicles» началась сразу после выпуска «Tomb Raider: The Last Revelation». Пятая игра серии разрабатывалась одновременно с «Tomb Raider: The Angel of Darkness», предназначенной для PlayStation 2 (Yin-Poole. 2019).
Визуальная составляющая «Tomb Raider: Chronicles» выполнена в 3D-графике. Пользователям доступно множество локаций, располагающихся на территории Италии, России, Ирландии и других стран. Как и в четвёртой части франшизы, отдельная учебная зона, расположенная в доме Лары, была удалена (Adrian Smith ... 2000). Это было сделано, чтобы уменьшить нагрузку на консоли. Версия для ПК содержала не только основную игру, но и инструменты построения уровней в виде специального редактора, записанного на дополнительном диске.
Музыкальное сопровождение «Tomb Raider: Chronicles» написал композитор П. Коннелли. В ноябре 2012 г. игровой саундтрек был выпущен на сервисе SoundCloud в альбоме «Tomb Raider V – Chronicles Soundtrack». В феврале 2020 г. музыка проекта «Tomb Raider – The Dark Angel Symphony Chronicles» перевыпускалась компанией Backrest Records.
Сюжет
История «Tomb Raider: Chronicles» начинается с поминок по Ларе в поместье Крофт с участием дворецкого Уинстона и друзей Лары – Чарльза Кейна и Патрика Данстана. Товарищи вспоминают о приключениях девушки до её гибели. В это же время наставник героини – Вернер фон Крой – исследует гробницу в Египте, где, как считалось, она умерла. Повествование заключается в пересказе нескольких историй о поиске сокровищ.
Первая история – рассказ об охоте Лары Крофт за Философским камнем. В 1989 г. наёмники Ларсон и Пьер Дюпон готовятся обменять артефакт Меркурия у девушки на наличные, но обманывают её, оставив его себе. Однако Лара получает сокровище обратно и также особый предмет в храме Сатурна. Позднее героиня оказывается у больших врат и узнаёт, что они откроются, если принести три символа богов. Девушка помещает символы богов в соответствующие сосуды у больших врат. После этого она сражается с Ларсоном и пробирается в Колизей. Там Лара сталкивается с Пьером, который предлагает спасти её в обмен на драгоценности. Однако героиня не принимает предложение и убивает наёмника. Затем она добывает Философский камень в Золотой пещере и покидает Рим.
Вторая история Лары начинается на российской подводной лодке в Баренцевом море. Девушка стремится добыть Копьё судьбы. Лара подслушивает, как адмирал Игорь Ярофеев и босс русской мафии Сергей Михайлов обсуждают своё морское путешествие с целью найти и поднять со дна затонувшие сокровища подводной лодки. Героиня выбирается из подводной лодки, чтобы исследовать ближайшие пещеры. Она находит интересующий её артефакт в маленькой деревянной шкатулке, но её скафандр для заплыва на экстремальных глубинах получает сильные повреждения. Лара вынуждена вернуться на подводную лодку, где сталкивается с Михайловым, который забирает у неё Копьё. Действие артефакта оказывается настолько сильным, что босс русской мафии погибает, а корпус подводного судна не подлежит восстановлению. Лара также видит раненого Ярофеева. Он отказывается уходить и отдаёт героине ключ от кладовой с кислородными баллонами. Подводная лодка тонет, а главная героиня спасается, оставив предмет – Копьё Судьбы. Она понимает, что сила артефакта была слишком велика, чтобы принадлежать кому-либо.
Третья (и последняя) история о приключениях героини разворачивается в Ирландии. Друг Лары Патрик Данстан подробно рассказывает Ларе о своих планах по расследованию мистических событий, происходящих на Чёрном острове. Девушка решает посетить про́клятый участок суши самостоятельно и сталкивается там с демоном. Демон Вердилет сообщает, что его сердце украдено и находится в корневой системе одного из деревьев. Он обещает оказать героине услугу в загробной жизни, если той удастся достать сердце. Лара исполняет просьбу демона и проникает в островную часовню. Внутри героиня находит лабиринт и бродит по нему, пока не встречается с Данстаном после сбора бестиария – книги, содержащей информацию о древних монстрах. Патрика Данстана берёт в плен демон Вердилет, который соглашается сохранить ему жизнь только при условии проведения обряда освобождения. Лара следует требованиям монстра, но, когда тот решает её убить, девушка использует бестиарий. Благодаря этому героиня узнаёт имя демона и получает над ним контроль. Лара Крофт приказывает ему навсегда запереться в местной мельнице, после чего она и Патрик Данстан покидают остров.
Обсудив приключения Лары Крофт, Уинстон, Чарльз Кейн и Патрик Данстан направляются в комнату трофеев, чтобы посмотреть на последний артефакт, ставший причиной смерти героини. Они поднимают тост за Лару, в то время как Фон Крою удаётся добраться до египетского храма. Он не обнаруживает тела Лары, но находит её рюкзак.
Игровой процесс
Геймплей «Tomb Raider: Chronicles» состоит из исследования локаций, решения головоломок и сражений с противниками. Пользователям стали доступны новые способности, необходимые для преодоления препятствий. Героиня может ходить по натянутому канату, хвататься за турники и раскачиваться на них. Новым элементом снаряжения выступил водолазный костюм, предназначенный для заплывов на большой глубине.
Помимо выполнения основных задач пользователи имеют возможность собирать специальные коллекционные предметы. Всего их 36 шт. на всех локациях. Если игроку удастся найти каждый из них, на экране меню и настроек откроется новый раздел специальных функций. Раздел содержит дополнительные материалы: раскадровки, концепт-арт, а также рисунки, зарисовки и 3D-изображения из будущей части франшизы под названием «Tomb Raider: The Angel of Darkness».
Критика и влияние
Игра получила смешанные оценки критиков и пользователей. Компания-издатель Eidos Interactive занималась продвижением в рекламных роликах игры «Tomb Raider: Chronicles» и фильма по мотивам игровой серии. Наряду с демонстрацией будущих проектов франшизы аудитория узнавала об экранизации «Лара Крофт: Расхитительница гробниц» («Lara Croft: Tomb Raider», 2001, режиссёр С. Уэст).