«Tomb Raider: The Last Revelation»
«Tomb Raider: The Last Revelation», четвёртая часть серии видеоигр «Tomb Raider» в жанре приключенческого экшена. Разработана студией Core Design и издана компанией Eidos Interactive в 1999 г. Выпускалась на платформах PlayStation, Dreamcast и ПК. Является продолжением предыдущих частей серии о приключениях Лары Крофт.
История создания
Разработка «Tomb Raider: The Last Revelation» началась в середине 1998 г. Одновременно разработчики студии Core Design были вовлечены в работу над «Tomb Raider III». Название и концепция четвёртой части придумывались командой, чтобы создать что-то новое в рамках франшизы (Yin-Poole. 2019). Изучение литературы о древних цивилизациях вдохновило сотрудников на изначальные концепты уровней, которые выстраивались в сюжетную линию.
Визуальная составляющая «Tomb Raider: The Last Revelation» выполнена в 3D-графике. Существующий набор движений героини был изменён, чтобы представить персонажа новым пользователям с лучшей стороны. Например, теперь Лара моргала и двигала губами во время диалогов. Улучшилась система наведения оружия. Отныне Лара Крофт могла нацеливаться на врагов в пределах досягаемости и переключаться между ними. Отдельная учебная область была удалена, чтобы уменьшить рабочую нагрузку на консоли и ПК. При этом её элементы были включены в начальные уровни, чтобы у пользователей оставалась возможность привыкнуть к управлению и интерфейсу.
Музыкальное сопровождение «Tomb Raider: The Last Revelation» написал композитор П. Коннелли. В марте 2006 г. игровой саундтрек был включён в альбом «Lara Croft Tomb Raider – Les plus belles musiques de la saga» компании Future France. В апреле 2012 г. музыка проекта выпущена в сервисе SoundCloud в плейлисте под названием «Tomb Raider IV – The Last Revelation Soundtrack».
Сюжет
История «Tomb Raider: The Last Revelation» начинается в 1984 г., когда 16-летняя Лара Крофт отправляется в экспедицию в Камбоджу. Она путешествует вместе со своим наставником Вернером фон Кроем. Вместе они пробираются через различные ловушки и вскоре обнаруживают подземелье, в котором находится скелет археолога. Потом Вернер и Лара добираются до места расположения артефакта, находящегося внутри большого шара. Фон Крой пытается достать артефакт, но оказывается в ловушке внутри механизма. Начинается землетрясение, которое приводит к обрушению гробницы. В последний момент Ларе удаётся спастись.
В 1999 г. героиня и её проводник пересекают долину Королей и открывают врата в гробницу Сета. После очистки помещений от песка Лара остаётся одна, поскольку её гид сбегает после прочтения надписей, предупреждающих путников об опасностях. Героиня обыскивает древние развалины и собирает два золотых фрагмента амулета, являющихся частями «Ока Гора». Благодаря ему Лара открывает проход в Погребальную камеру с саркофагом. В помещении она находит амулет Гора. В ту же минуту из саркофага начинает литься свет, а кровь заполняет гробницу.
Героиня выбирается из постройки и решает прочитать надписи, начертанные на амулете. Она понимает, что пробудила тёмного бога ото сна и подвергла смертельной опасности всё человечество. Героиня уезжает, в то время как ей вслед смотрит Фон Крой, выживший после трагедии 1984 г.
Через некоторое время Лара прибывает в дом своего друга Жан-Ива. Он говорит, что ей нужно снова заключить Сета в тюрьму и спасти мир. Согласно древним свиткам, девушка должна отправиться в гробницу Семерхета в Карнаке, чтобы забрать доспехи Гора. Затем ей нужно провести церемонию пробуждения божества, которое когда-то заключило в тюрьму своего врага Сета. Чтобы заточить злого духа обратно в гробницу, героине предстоит пройти множество испытаний в землях Египта и повстречаться со своим наставником в древних руинах.
Игровой процесс
Геймплей «Tomb Raider: The Last Revelation» состоит из исследования локаций, решения головоломок и сражений с противниками. Героиня получила набор новых трюков, помогающих перемещаться с большей скоростью. Например, подконтрольный персонаж может ухватиться за верёвки, свисающие с потолка, и лазить по ним вверх и вниз. Также героиня теперь способна маневрировать на поворотах. Эта функция стала новой для данной части.
Само прохождение уровней стало нелинейным в определённые моменты игры. У пользователей появилась возможность возвращаться на предыдущие этапы или выбирать порядок ознакомления с ними. Игроки получили доступ к нескольким путям прохождения внутри самих уровней, отличающихся набором задач и событий. Инвентарь стал выглядеть иначе: пользователям открывалось не кольцевое меню, а полоса с ячейками, в которых отображались имеющиеся предметы. В левом нижнем углу экрана появился компас. Он важен не только для активации чит-кодов, упрощающих игровой процесс, но и для решения головоломок на уровнях. Помимо этого пользователи получили способность комбинировать элементы инвентаря. Так, формируя новые предметы, игроки могли освобождать место в рюкзаке героини и создавать нечто более эффективное для защиты Лары.
В четвёртой части франшизы используется новое оружие – револьвер. Он появляется только в конце игры, его параметры очень высоки. Благодаря его мощи пользователи способны эффективно избавляться от врагов. Для увеличения точности дальнобойного оружия игроки могли поставить на него лазерный прицел.
Критика и влияние
Игра получила высокие оценки критиков и пользователей. К 2009 г. продажи «Tomb Raider: The Last Revelation» достигли почти 5 млн копий. Игра стала четвёртой по популярности среди всех частей серии, изданных на момент выхода отчёта компании Square Enix (Corporate Strategy ... 2009).