Тест креативности Торренса
Тест креати́вности То́рренса [ТКТ; англ. Torrance Tests of Creative Thinking (TTCT); Тесты оценки творческого мышления Торренса, ТОТМТ], классический инструмент комплексной психодиагностики креативности. Методика выявляет и изучает творческие способности личности, склонной к преобразованиям и ассоциированию, умеющей нестандартно мыслить, находить решения в сложных задачах и разрабатывать новые идеи. В 1966 г. вышло первое издание теста (Torrance. 1966). Э. П. Торренс существенно дополнил и развил основные идеи концепции дивергентного мышления Дж. П. Гилфорда. В отличие от монофакторного типа Южнокалифорнийских тестов ТКТ является полифакторным тестом, где каждый субтест оценивает сразу несколько характеристик креативности и добавляет что-то уникальное к батарее тестов в целом (Туник. 2006).
Э. П. Торренс разработал 12 тестов, сгруппированных в вербальную батарею, образную батарею и звуковую батарею, диагностирующие соответственно словесное, изобразительное и словесно-звуковое творческое мышление (Барышева. 2002). Креативность в тестах оценивается по параметрам беглости, гибкости, оригинальности, совершенству и выводится в обобщённой шкале творческих способностей (Барышева. 2002). В отличие от тестов Дж. Гилфорда тесты Торренса предназначены для более широкого спектра возрастов – от дошкольного до взрослого. Факторный анализ тестов ТКТ выявил показатели, соответствующие специфике заданий, а не параметрам лёгкости, гибкости, точности и оригинальности; доказал, что корреляции показателей одного теста выше, чем корреляции аналогичных показателей разных тестов (Барышева. 2002). Отличительными особенностями ТКТ считаются: мощные измерительные возможности; широкое проявление креативных способностей у обследуемых лиц за счёт большого разнообразия тщательно подобранных заданий, в частности возможность получить представление о качественном своеобразии отдельных структур креативности у разных людей (развития вербального, образного, звукового творческого мышления); высокая достоверность получаемых результатов (Туник. 2006). В последнее время появилось множество различных адаптированных модификаций теста (А. М. Матюшкин, Е. Е. Туник, А. Э. Симановский, Т. А. Барышева, Е. М. Базилевич) (Ильин. 2012). Известны методики изучения креативности с ориентацией на исследование личности: Ф. Баррон и Дж. Уэлш разработали тест для исследования различий в предпочтениях сложных и простых объектов (Barron–Welsh Art Scale). Дж. Гетсельс и Ф. Джексон разработали батарею тестов, с помощью которых дифференцировали высококреативных и высокоинтеллектуальных детей, выявляли отношение учителей к ним. Особое место занимают исследования характеристик творчества, А. И. Савенковым (Барышева. 2002) разработана методика диагностики общей одарённости на основе интегративных личностных характеристик – сферы личностного развития (Кеттел, 1963; Golann. 1962; Маккиннон, 1965; Maddi. 1965). Обширное применение имеет методика «Креативного поля» Д. Б. Богоявленской, с помощью которой диагностируется интеллектуальная творческая активность (Барышева. 2002). Оценить творческие способности человека достаточно сложно: для использования ТКТ необходима специальная подготовка и профессионализм пользователя, требующий чёткого понимания основных критериев и правил оценки. При работе с маленькими детьми в детском саду или начальной школе психологу требуются ассистенты для проведения тестирования.
ТКТ применяют для объяснения роли творческих способностей в предсказании и развитии творчества, для проверки готовности к обучению у дошкольников, у учащихся и абитуриентов при поступлении в высшие учебные заведения, у соискателей при собеседовании на должности, где важно умение нестандартно подходить к решению рабочих задач и достигать успеха в конкурентной борьбе.
Теоретико-методологический контекст
ТКТ опирается на теорию дивергентного мышления Дж. Гилфорда с ведущей идеей, основанной на преодолении внешне навязываемых ограничений, стандартов и применении метода мозгового штурма. По мнению Э. П. Торренса, креативность базируется на общем интеллекте и охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству и продуктивному мышлению. Торренс основывал феномен креативности на определении специфики творческих способностей и соотношении интеллекта и креативности. Креативность он рассматривал как субъективную детерминанту творчества – важнейший и относительно независимый фактор одарённости, а творчество как процессуально-результативную характеристику. Выводы его теории интеллектуального порога (Torrance. 1962; Torrance. 1965): «если IQ ниже 115–120, интеллект и креативность образуют единый фактор, при IQ выше 120 творческая способность становится независимой величиной, т. е. нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью», т. е. выводы заключаются в том, что взаимосвязь интеллекта и креативности неоднозначна; креативность – самостоятельный и автономный фактор; высокий уровень развития интеллекта является предпосылкой, но не гарантирует творческих достижений.
В результате тестовых испытаний формируется модель творческих процессов, отражающая их природную сложность. Модель состоит из трёх частично пересекающихся окружностей, соответствующих творческим способностям, творческим умениям и творческой мотивации. Высокий уровень творческих достижений ожидается только при совпадении всех трёх факторов (Фигурная форма А теста творческого мышления Э. Торранса. 1990). В рамках концептуальной основы творчества выделяются 5 измеряемых норм (беглость, оригинальность, абстрактность наименований, проработанность, устойчивость к преждевременному завершению) и 12 измеряемых критериев (эмоциональное выражение, чёткость формулировок при рассказе истории, движения или действия, выразительность названий, сопоставление неполных данных, сопоставление линий и кругов, неординарная визуализация, расширение или разрушение границ, юмор, богатство воображения, красочность воображения, фантазия).
Каждый субтест ТКТ оценивает сразу несколько характеристик креативности (т. е. является полифакторным) и добавляет что-то уникальное к тестовой батарее в целом. Отбор заданий для субтестов был проведён на основе факторного анализа, что позволило включить в батарею задания, слабо коррелирующие между собой.
ТКТ выявляет способность личности к дивергентному мышлению как к одному из компонентов креативности и оценивает креативность по продуктам деятельности (Барышева. 2002). К свойствам дивергентного мышления в ТКТ относятся в вербальной части методики параметры: «беглость» – способность продуцировать большое количество идей; «гибкость» – способность применять разнообразные стратегии при решении проблем (в 1984 исключена в образной батарее в 3-м издании ТКТ); «оригинальность» – способность продуцировать необычные, нестандартные идеи. В образной части методики к трём вышеперечисленным параметрам добавляются: «разработанность» – способность детально разрабатывать возникшие идеи; «сопротивление замыканию» – способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей; «название» – способность выделять главное, понимать суть.
Структура методики, способ проведения, версии
В ТКТ различные задачи тестов оценки творческого мышления (Minnesota Tests of Creative Thinking, MTCT) сгруппированы в 3 категории: вербальные задачи, использующие вербальные стимулы; вербальные задачи с использованием невербальных стимулов; невербальные задачи. Торренс разработал 12 тестов, сгруппированных в вербальную батарею – форма В (7 субтестов), образную (невербальную) батарею – форма А (3 субтеста) и словесно-звуковую батарею (2 субтеста). Отбор заданий для невербальных субтестов был проведён на основе факторного анализа со слабо коррелирующими между собой заданиями в каждой батарее.
Вербальная батарея (форма В) состоит из 7 субтестов: «Вопросы», «Причины», «Следствия», «Улучшение предмета», «Необычное использование», «Необычные вопросы», «Невероятная ситуация». Во всех вербальных заданиях в 7 субтестах ответы даются в письменной и устной форме и все идеи записываются в бланк ответов. Задания в первых трёх субтестах выполняются на основе одного и того же стимульного изображения (Туник. 2006. С. 149–157). Первые 3 субтеста связаны с «научным» (причинно-следственным) креативным мышлением. Субтест «Улучшение предмета» имеет сложную комплексную природу; он наиболее информативный и валидный в структуре вербальных субтестов. В субтесте «Необычное использование» предлагается стимул – «картонная коробка», порождающий бесчисленное количество ответов и провоцирующий ригидные идеи (например, использовать в качестве контейнера). В субтесте «Необычные вопросы», как отмечал Р. Бекхат, некреативными индивидами задаются в основном однотипные, фактологически ориентированные вопросы. В субтесте «Невероятная ситуация» задания кажутся раздражающими для некреативных людей. Для определения «Образной креативности» (форма А) в невербальной батарее применяют 3 субтеста. В субтесте «Создание рисунка» максимально стимулируется проявление фантазии. Субтест «Незаконченные фигуры» побуждают первичный импульс у человека немедленно замкнуть фигуру и завершить рисунок простейшим путём, согласно законам гештальтпсихологии. Чтобы создать оригинальный рисунок, обследуемый должен противодействовать такому стремлению. В субтесте «Повторяющиеся линии» обследуемый предлагает различные идеи на основе одного и того же стимула и преодолевает ригидность мышления. Во всех заданиях ответы даются в форме рисунка. При выполнении субтестов образной батареи не учитывается художественный уровень изображений, здесь важно продемонстрировать творческие способности. Умение писать требуется только для того, чтобы дать названия рисункам. Если ребёнок не умеет писать, придуманные им названия записываются психологом. При индивидуальном тестировании ответы также записывает психолог (Туник. 2006).
Словесно-звуковая батарея состоит из двух тестов, проводимых при помощи магнитофонной записи. В обоих тестах испытуемый после прослушивания звуковой записи пишет, на что похож тот или иной звук. При ответах даётся полная свобода воображению испытуемого. Звуковые последовательности предъявляются 4 раза (Ильин. 2012. С. 306–315).
Достоинством методики ТКТ является достаточная компактность процедуры исследования; в зависимости от задач исследования возможно использование отдельных частей методики – вербальной, образной или звуковой (Базилевич. 2019). В версии ТКТ, адаптированной для применения в России, используются 2 формы (А и В) – образная (невербальная) и вербальная батареи, словесно-звуковая батарея не применяется.
Проведение образной батареи занимает примерно 45 мин: 30 мин на выполнение субтестов (на каждый отводится 10 мин), 10–15 мин – раздача необходимых материалов, знакомство с инструкциями, ответы на вопросы обследуемых. На проведение вербальной батареи отводится 45 мин (на 1–3, 6–7-й субтесты – по 5 мин, на 4–5-й – по 10 мин), на раздачу материалов, знакомство с инструкциями, ответы на вопросы обследуемых – 15–20 мин.
Тестирование одной батареей (А или В) проводится за один раз, но в отдельных случаях может быть предложен перерыв между ними не менее 30 мин. Э. П. Торренсом рекомендуется проводить в разные дни вербальную и образную батареи.
Тестирование проводится в игровой, стимулирующей творчество атмосфере, что позволяет получить надёжные и валидные результаты. Слова «тест», «субтест», «тестовая тетрадь», «упражнения» не произносятся перед обследуемыми. Если в процессе выполнения заданий ответы обследуемого не связаны с поставленной задачей, психолог задаёт вопросы самого общего содержания и «смягчает» общение с испытуемым, побуждает его предлагать неограниченное количество ответов (Туник. 2006).
Тест Э. П. Торренса считается наиболее фундаментальным инструментом для измерения креативности. Следует признать, что большое количество разнообразных заданий, содержащихся в тесте, значительно увеличивает вероятность того, что он охватывает наиболее важные креативные функции (Туник. 2006).
Обработка и интерпретация результатов методики
«Вербальная креативность» в каждом вербальном субтесте оценивается по трём параметрам: «беглость», «гибкость», «оригинальность». «Образную креативность» оценивают в образных субтестах по параметрам «беглость», «оригинальность», «разработанность», «сопротивление замыканию», «названия». Э. П. Торренс проанализировал структуру креативных способностей, выраженность её отдельных показателей-параметров и предложил характеристики основных показателей творческого мышления:
«беглость» (лёгкость) – количественный показатель, отражающий способность к порождению большого количества идей (ассоциаций, образов). Измеряется числом результатов;
«гибкость» – отражает способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другим, использовать различные стратегии решения. Измеряется числом категорий: мир природы, животный мир, человек, механическое, символическое, декоративные элементы, видовое (город, дом, шоссе, двор), искусство, динамические явления;
«оригинальность» – характеризует способность к выдвижению идей, отличных от очевидных, нормативных. Измеряется количеством неординарных и неповторяющихся ответов, образов, идей;
«разработанность» (тщательность, детализация образов) – фиксирует способность к изобретательству, конструктивной деятельности. Измеряется числом существенных и несущественных деталей при разработке основной идеи (Ильин. 2012);
«название» – отражает способности, связанные с мыслительными процессами синтеза, обобщения и проявляющиеся через уровень абстрактности названий, придуманных обследуемым к своим рисункам. Измеряется в соответствии с критериями – очевидные, описательные, абстрактные названия;
«сопротивление замыканию» – «способность длительное время оставаться открытым новизне, достаточно долго откладывая принятие решения, чтобы совершить мыслительный скачок и создать оригинальные идеи» (Э. П. Торренс). Измеряется числом замыкания линий различной конфигурации и дополнений стимульной фигуры (Туник. 2006).
При обработке эмпирических данных существенным является количественный результат (баллы) и причины этого результата.
Стандартизация полученных данных включает следующие этапы: анализ результатов по всей выборке испытуемых и выделение типов ответов, рисунков; расчёт индексов параметров каждого типа ответов, рисунков; подсчёт результатов тестирования отдельных испытуемых; статистическая обработка данных.
В таблицах, полученных Э. П. Торренсом, определяются нормативные данные и качественные характеристики количественных значений в Т-баллах «беглости», «гибкости», «оригинальности», «разработанности», «названия», «сопротивления замыканию» (ТБ, Тг, Т0, Тр, Тн, Т3), обобщённые показатели «вербальной креативности» (Твк) и «образной креативности» (Ток) (Туник. 2006. Таблицы 3–8. С. 105–106, 140–142). Анализ структурного профиля креативности проводится по двум параметрам: а) однородность – неоднородность структуры креативности; б) по уровневым характеристикам отдельных (ТБ, Тг, Т0, Тр, Тн, Т3) и общего показателя Твк или Ток. Для наглядности строится структурный профиль Твк или Ток на графике, где по оси ординат откладываются названия параметров Твк или Ток, на оси абсцисс – значения их в Т-баллах. Границами нормы являются значения М ± ơ. В этих пределах находится приблизительно 68 % всех испытуемых для нормального закона распределения. В используемой в тесте Т-шкале М = 50 и ơ = 10, границы нормы имеют значения 40 и 60. Тем самым определяются уровни общей креативности – низкий, средний, высокий.
При обработке экспериментальных данных учитываются различные причины низких и высоких показателей по всем когнитивным параметрам креативности. Соотношение отдельных параметров Твк и Ток, позволяет описать качественное своеобразие, выделить сильные и слабые стороны, отразить более стабильно и надёжно творческий потенциал личности. Например, люди с одинаково высоким уровнем «вербальной креативности», но с разными пиками по отдельным показателям («беглость», «гибкость» и «оригинальность») будут отличаться качественным своеобразием в проявлении своих творческих способностей. Так, низкие показатели по фактору «беглость» могут быть связаны с высокой детализацией, разработанностью идей. Высокие показатели по данному фактору могут свидетельствовать об импульсивности или поверхностности мышления. Низкие показатели по фактору «гибкость» свидетельствуют о ригидности мышления или низкой информированности, слабой мотивации. Чрезвычайно высокие показатели имеют «негативный оттенок» и могут свидетельствовать о неспособности к единой линии в мышлении. Высокий коэффициент «оригинальности» иногда наблюдается при психических и невротических расстройствах (Ильин. 2012). Менее творческие люди имеют тенденцию преждевременно переходить к заключениям без учёта всей доступной информации: например, выполняя задания субтеста «Незаконченные фигуры», завершают фигуры немедленно линиями, исключая возможность для создания более оригинальных рисунков (Туник. 2006).
ТКТ оценивает потенциальные творческие возможности людей при условии, что адекватные выводы об испытуемых можно получать только в рамках готовых нормативных данных для определённой выборки или схожей с ней группы (по возрасту, роду профессиональных занятий). В противном случае результаты будут недостоверными.
Психометрические свойства методики
В результате выполнения заданий методом экспертной оценки выделяются 3 группы испытуемых, условно названных высококреативными (ВК), среднекреативными (СК) и низкокреативными (НК).
Результаты психодиагностического исследования креативности в указанных группах испытуемых (субтест Торренса «Завершение картинок») были сопоставлены с данными диагностики вербальной креативности (тест речемыслительной креативности С. Медника) и экспертными оценками. По всем показателям данных методик («оригинальность», «уникальность», «количество ассоциаций») представители ВК группы показали существенное преимущество по сравнению с представителями СК и НК групп (Базилевич. 2019). Сравнение показателей диагностики образной креативности с показателями вербальной креативности во всех группах испытуемых показывает преимущество ВК испытуемых над всеми остальными группами – СК, НК, что даёт основание для вывода о разносторонности качества «одарённость», или «высокая креативность» (Базилевич. 2019).
Для определения надёжности теста Э. П. Торренс исследовал степень согласованности между результатами обработки данных тестирования различными экспертами. Коэффициент корреляции между данными опытных и начинающих экспертов, выполнивших предварительно обработку 25–40 работ, составил 0,90 (Туник. 2006. С. 9).
Для исследования ретестовой надёжности Э. П. Торренс применял параллельные формы теста – А (образная батарея тестов) и В (вербальная батарея тестов). В исследовании принимали участие 118 школьников, интервалы между тестированием составляли от двух недель до двух месяцев. Коэффициенты корреляции между показателями двух серий тестирования составили 0,84–0,93 для разных показателей вербальной батареи; 0,7–0,85 – для разных показателей образной батареи (Туник. 2006). Исследование на российской выборке студентов 17–22 лет (n = 280 человек) также показывает наличие положительных корреляций средней силы между экспертной оценкой и тестовыми показателями креативности как образной, так и вербальной батареи (Базилевич. 2019). Отсутствие единого подхода в понимании природы креативности существенно усложняет проблему подтверждения валидности тестов креативности. Несмотря на усилия исследователей (Ф. Баррон, Дж. Гилфорд, Дж. Рензулли, Ямамото Каору, Е. Е. Туник и др.), единая обобщающая мера валидности для тестов креативности не установлена. Значительную работу в этом направлении проводил и автор теста – Э. П. Торренс. Показатели вербальной и образной креативности умеренно или слабо коррелируют между собой, демонстрируя относительную независимость этих двух составляющих в структуре общей креативности человека. По критерию «экспертная оценка учителей» из исследований Э. П. Торренса (800 учеников 4-го класса) выяснилось, что учителя способны отделить высококреативных детей от низкокреативных по всем показателям креативности, кроме показателя «разработанность». Большинство учителей считают, что креативные дети – это хорошие разработчики идей, способные расширить их границы и добавить дополнительные детали, но не оригинальные мыслители. Исследования по оценке валидности по критерию установили статистически значимые, но невысокие корреляции между показателями теста и социометрическими оценками креативности испытуемых одноклассниками и учителями (Туник. 2006. С. 12). По критерию «достижения в учёбе» установлена связь между показателями теста Э. П. Торренса и Калифорнийским тестом достижений (210 детей). Корреляция между вербальной креативностью и уровнем достижений была положительной и значимой (от 0,36 до 0,42); корреляция между образной креативностью и уровнем достижений не являлась статистически значимой. Связь креативности со школьными достижениями зависела от того, являлся ли сам учитель креативной личностью и какой стиль обучения он применял. Аналогичные данные получены в исследованиях Е. Е. Туник (Туник. 2006. С. 12). Ею же выявлены умеренные положительные корреляции между креативностью и школьной успешностью (Туник. 2006. С. 13). По критерию «связь креативности и интеллекта» коэффициент корреляции между образной креативностью и интеллектом составил 0,06, между вербальной креативностью и интеллектом – 0,21 (114 человек), что говорит об отсутствии связи между уровнем развития интеллекта и креативностью. При анализе прогностической валидности в одном исследовании Э. П. Торренса (111 семиклассниц) была установлена корреляция на уровне 0,51 между показателями по тесту и творческими достижениями вне школы (в живописи, литературе и музыке). В другом – корреляция между показателями по тесту и творческими достижениями в области науки и искусства спустя 7–8 лет после обследования была на уровне 0,50–0,62. Многие исследования подтверждают, что различия в творческих достижениях между высококреативными и низкокреативными детьми с возрастом увеличиваются (Туник. 2006). В конструктной валидности в тесте выявляются личностные характеристики, связанные с высокими показателями креативности. Высококреативные дети демонстрировали следующие характеристики: способность вспоминать события из раннего детства, глубокое понимание собственного Я, чувство юмора, тревожность и «неравномерное» развитие – «взрослый» самоконтроль может сменяться инфантильным и импульсивным поведением (Базилевич. 2019. С. 15–16). Креативные дети характеризуются наличием внутреннего локуса контроля, сопротивлением социальному давлению, склонностью к экспериментированию, стремлением к «ручной умелости», к волевому стилю, конфликтностью, чувствительностью, эмоциональностью (Базилевич. 2019). Креативные дети зачастую считают себя несчастными в связи с тем, что социальное неприятие, объединённое с нонконформизмом, отрицательно влияет на самооценку высококреативных детей: в рисуночных тестах они помещают себя в отдалении от людей, имеющих власть, и от родителей своего пола (Лонг и Хендерсон; см.: Туник. 2006).
Установлены корреляционные связи показателей креативности с некоторыми личностными качествами испытуемых-студентов 17–22 лет (n = 240 человек) с помощью опросников 16 PF Р. Кеттелла, Леонгарда – Шмишека, «Ценностные ориентации» М. Рокича. Анализ интеркорреляций данных методик позволил выделить 2 группы личностных характеристик, положительно и отрицательно связанных с показателями креативности: 1) по Р. Кеттеллу: факторы В, М, Q1, Q2, Q4, I, О, F, F1, F2–, F3, F4; по Леонгарду – Шмишеку: эмотивный, циклотимный типы акцентуаций; 2) по Р. Кеттеллу – факторы А, Е, Н, F2+, С, G, I, Q3; по Леонгарду – Шмишеку – гипертимный, педантичный, неуравновешенный типы акцентуаций. Методом априорного ранжирования М. Рокича факторный анализ данных выявил ценностно-мотивационную структуру высококреативных испытуемых: среди терминальных и инструментальных ценностей преобладают ценности личностного роста и развития, профессиональной самореализации. В целом структура ценностных ориентаций высококреативных отражает направленность на внутренний мир, мотивацию автономии.
На примере субтеста формы А «Завершение картинок» на выборке студентов, обучающихся на художественном направлении, показана надёжная дифференцирующая способность: образная креативность и специальные изобразительные способности тесно связаны; характер связи специальных изобразительных способностей с вербальной креативностью носит динамичный характер и изменяется в процессе обучения. Анализ взаимосвязей тестовых показателей креативности с экспертными оценками и личностными качествами испытуемых подтверждает критериальную и конструктную валидность тестовых измерений креативности (Базилевич. 2019. С. 35–41).
Контингент обследуемых, рекомендации и ограничения
Тест Э. П. Торренса используется в широком возрастном диапазоне, начиная с 5 лет. Тестовые задания ТКТ интересны для детей различного возраста, но некоторые субтесты в бо́льшей степени соответствуют определённому возрастному уровню. Традиционно тест применяется для работы с детьми дошкольного и школьного возраста. В исследования не включаются люди с ограниченными возможностями. До 3-го класса включительно методика проводится в индивидуальной форме, начиная с 4-го класса – в групповой. Образную батарею можно проводить в групповой форме и с учащимися начальной школы. Оптимальный размер группы 15–30 испытуемых. Для младших детей размер групп следует уменьшить до 10–15 человек, а для дошкольников предпочтительно индивидуальное тестирование (Туник. 2006).
Серьёзным ограничением в применении ТКТ является:
Сильная зависимость интерпретации результатов тестирования от специфики выборки испытуемых (по возрасту, роду профессиональных занятий). Влияние характеристик группы, на которой получены нормативные данные, очень велико, и перенос норм с выборки стандартизации на другую выборку приводит к ошибкам. Адекватные выводы о каждом отдельном испытуемом возможно получать только анализируя результаты по всей новой выборке. Особенно это касается невербальных батарей теста.
Отсутствие единого подхода в понимании природы креативности и единой обобщающей меры валидности создают проблемы в использовании ТКТ.
Жёсткие рамки временно́го ограничения при решении тестовых заданий, ориентация на мотивацию достижений также являются факторами, купирующими проявление творческого потенциала человека (Д. Б. Богоявленская и др.) (Барышева. 2002; Богоявленская. 2009).
Критике подвергается перенос тестовых моделей измерения интеллекта на измерение креативности в исследованиях Э. П. Торренса и Дж. Гилфорда при выявлении зависимости между уровнем IQ и уровнем креативности в теории интеллектуального порога. М. Воллах и Н. Коган считают, что тесты креативности диагностируют в конечном итоге IQ, как и обычные тесты интеллекта (Барышева. 2002).
Несмотря на определённые ограничения и проблемы, в мировой психологической практике тест Э. П. Торренса является одной из самых валидных и надёжных стандартизированных методик, позволяющих измерить креативное мышление и оценить творческий потенциал человека (Базилевич. 2019).