Территории, отнесённые к зонам чрезвычайной экологической ситуации
Террито́рии, отнесённые к зо́нам чрезвыча́йной экологи́ческой ситуа́ции, участки территории, характеризующиеся неблагоприятным состоянием окружающей среды, объявленные зоной чрезвычайной ситуации. Обстановка на данных территориях сложилась в результате аварии, неблагоприятного и опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В зарубежном экологическом законодательстве понятие «зона чрезвычайных экологических ситуаций» не используется, соответствующие правовые режимы не регламентируются. Международные соглашения и договоры также данным понятием не оперируют. На законодательном уровне регулируются вопросы предупреждения кризисной деградации компонентов окружающей среды и природных ресурсов либо преодоления последствий природных или техногенных катастроф.
Природные или техногенные аварии и катастрофы всё чаще приводят к негативным для состояния окружающей среды последствиям, таким как загрязнение, деградация экосистем; в результате она оказывается не только неблагоприятной для существования человека, но в некоторых случаях вообще исключается возможность его проживания на территориях, подвергшихся их воздействию. К негативному состоянию окружающей среды может привести не только воздействие экстренных ситуаций, но и кумулятивный эффект от многолетнего нарушения в результате хозяйственной деятельности экологических требований и нормативов, в результате чего территория, на которой они происходили, может стать непригодной для проживания людей (Анисимов. 2018. С. 109).
Наиболее ярким примером негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека техногенной аварии является катастрофа на Чернобыльской АЭС в 1986 г., приведшая к загрязнению радиоактивными веществами более 200 тыс. км2 площадей на территории СССР (на Украине, в Белоруссии и Российской Федерации) вследствие их переноса воздушными массами. Территория вокруг станции площадью 2,6 тыс. км2 до сих пор является открытым источником радиоактивного загрязнения, проживание людей и хозяйственная деятельность в её пределах запрещены. Катастрофа на Чернобыльской АЭС послужила толчком к развитию экологического законодательства, регулирующего порядок создания и правовой режим экологически неблагополучных территорий.
Аналогичной по степени опасности (в соответствии с Международной шкалой ядерных событий, разработанной Международным агентством по атомной энергии) была признана авария, случившаяся в 2011 г. в Японии на АЭС Фукусима 1, когда в результате воздействия на станцию землетрясения и последовавшего за ним цунами произошёл выброс радиации в атмосферу, нанёсший значительный ущерб окружающей среде на территории вокруг станции и Мировому океану.
Среди других крупных техногенных зарубежных катастроф 21 в., оказавших крайне негативное влияние на состояние окружающей среды и вызвавших ухудшение её качественных характеристик, следует также отметить аварию на нефтяной платформе Deepwater Horizon, произошедшую в апреле 2010 г. в 80 км от побережья штата Луизиана в Мексиканском заливе. В результате аварии в морскую среду попало 4,9 млн баррелей нефти, а образовавшееся на поверхности нефтяное пятно достигло площади 75 тыс. км2.
В соответствии с ранее действовавшим Законом РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» на основании заключения государственной экологической экспертизы зоной чрезвычайной экологической ситуации объявлялись участки территории РФ, на которых в результате хозяйственной и иной деятельности происходили устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных (п. 1 ст. 58). В границах таких зон должна была быть прекращена хозяйственная деятельность, оказывавшая неблагоприятное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, надлежало ограничить отдельные виды природопользования, провести оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов.
Финансирование восстановительных мероприятий должно было осуществляться за счёт средств субъектов, виновников деградации природной среды, аварий или катастроф, а также за счёт целевых средств федерального и республиканского бюджетов.
В Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», являющимся базовым природоохранным нормативным правовым актом РФ (Закон об охране окружающей среды), понятие «зона чрезвычайной экологической ситуации» было заменено на более широкое «зона чрезвычайной ситуации» (ст. 57), однако ранее принятое понятие до сих пор используется в отдельных действующих нормативных актах (например, в Федеральном законе от 5 июня 2012 № 50-ФЗ «О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике»). В этой связи в доктрине экологического права предлагается зону чрезвычайной экологической ситуации рассматривать как разновидность зоны чрезвычайной ситуации, которая характеризуется причинением вреда окружающей среде (Болтанова. 2017. С. 37).
Согласно п. 2 ст. 57 Закона об охране окружающей среды защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавливается Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (Закон о защите населения и территорий), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ.
В соответствии со ст. 1 Закона о защите населения и территорий под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей, а под зоной чрезвычайной ситуации – территория, на которой указанная ситуация сложилась. Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством РФ, по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации (ст. 5 Закона о защите населения и территорий).
Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в зависимости от площади подвергшейся воздействию территории, количества пострадавших и размера причинённого ущерба окружающей среде и материальных потерь чрезвычайные ситуации подразделяются на чрезвычайные ситуации локального, муниципального, межмуниципального, регионального, межрегионального и федерального характера (п. 1).
В настоящее время действуют и ранее принятые нормативные правовые акты, регламентирующие порядок объявления территорий зоной чрезвычайной экологической ситуации. К ним относятся «Временный порядок объявления территорий зоной чрезвычайной экологической ситуации» [утверждён приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ от 6 февраля 1995 № 45 (Временный порядок)] и «Критерии оценки экологической обстановки территорий для выделения зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия» (утверждён Министерством природных ресурсов РФ 30 ноября 1992).
В соответствии с п. 1.1 Временного порядка зонами чрезвычайной экологической ситуации объявляются участки территории РФ, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных, приостановка и предотвращение которых невозможны только за счет организационно-управленческого потенциала и материально-финансовых ресурсов данной территории. Целью придания территориям данного статуса является реабилитация нарушенных природных компонентов, снижение уровня воздействия на окружающую среду, проведение оперативных мер по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и минимизации последствий этой ситуации для здоровья населения (п. 1.2).
В соответствии с п. 1.4 Временного порядка признаки чрезвычайной экологической ситуации, их качественные и количественные показатели оцениваются на основе «Критериев оценки экологической обстановки территорий для выделения зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия». В данном документе проводится классификация экологической обстановки в зависимости от степени негативного состояния окружающей среды. Так, экологическая обстановка может быть признана относительно удовлетворительной; напряжённой; критической; кризисной (в этом случае территория может быть объявлена зоной чрезвычайной экологической ситуации); катастрофической (территория может быть объявлена зоной экологического бедствия).
Инициатором объявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации могут быть федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления этих территорий (п. 2.1.), которые обращаются в Правительство РФ с обоснованием необходимости объявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации (п. 2.4).
Для определения состояния окружающей среды на территории, которую планируется объявить зоной чрезвычайной экологической ситуации, по поручению Правительства РФ проводится государственная экологическая экспертиза. В соответствии с положениями Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации, относятся к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня (п. 6 ст. 11).
Необходимо подчеркнуть, что согласно ранее действовавшему природоохранному законодательству чрезвычайная экологическая ситуация могла возникнуть в результате длительного воздействия негативных факторов, а согласно положениям действующих федеральных законов «Об охране окружающей среды» и «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» – в случае чрезвычайной ситуации. В то время как до сих пор действующие «Временный порядок объявления территорий зоной чрезвычайной экологической ситуации» и «Критерии оценки экологической обстановки территорий для выделения зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия» допускают возникновение чрезвычайной экологической ситуации в результате длительного негативного воздействия на окружающую среду.
В 1990-х гг. положительные решения государственной экологической экспертизы о возможности признания зонами чрезвычайной экологической ситуации были вынесены в отношении Кемеровской области, г. Нижний Тагил (Свердловская область), г. Братск (Иркутская область), однако в официальном порядке таковыми они объявлены не были (Боголюбов. 2009. С. 63). Предусмотренные п. 2.6. приказа Минприроды РФ от 6 февраля 1995 г. № 45 «Об утверждении "Временного порядка объявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации"» соответствующие указы Президента РФ об объявлении упомянутых территорий зоной чрезвычайной экологической ситуации изданы не были. Тем не менее в «Общероссийском классификаторе экономических регионов. ОК 024-95» (утверждён постановлением Госстандарта России от 27 декабря 1995 № 640) в качестве территорий, отнесённых к зонам чрезвычайной экологической ситуации, указаны г. Нижний Тагил, г. Каменск-Уральский и подчинённые его администрации населённые пункты Свердловской области и г. Братск Иркутской области (п. 12).
В Республике Беларусь к экологически неблагоприятным территориям относят зоны экологического риска, зоны экологического кризиса, зоны экологического бедствия. Аналогичными по степени неблагоприятности состояния окружающей среды зонам чрезвычайной экологической ситуации могут считаться зоны экологического кризиса – отдельные участки территории Республики Беларусь, на которых в результате хозяйственной и иной деятельности, аварии, катастрофы, стихийного бедствия или иных обстоятельств произошли устойчивые отрицательные изменения окружающей среды, угрожающие безопасности жизни и здоровья граждан (ст. 66 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 № 1982-XІІ «Об охране окружающей среды»). Однако в отличие от зон чрезвычайной экологической ситуации зоны экологического кризиса возникают не только в результате внезапного катастрофического явления, но и как следствие деградации окружающей среды, вызванной длительным антропогенным воздействием.