Теория правосознания Ратинова
Тео́рия правосозна́ния Рати́нова, психологическая теория, раскрывающая содержание, структуру и функции правового сознания. Разрабатывалась А. Р. Ратиновым (при участии Г. Х. Ефремовой) с начала 1970-х гг. (Ратинов. 1970; Ратинов. 1973). Теория получила широкую известность, в настоящее время она активно используется в правовой психологии – разделе юридической психологии.
Исходной точкой теоретического анализа в концепции выступала категория общественного сознания, активно используемая отечественными философами и психологами в рамках марксистской методологии. Правосознание – одна из сфер сознания, специфика которого заключается в правовом опосредовании, осознании и переживании общественных явлений, связи с юридическими последствиями (действительными, мнимыми или желательными), соотнесении их с государственно-правовым регулированием, с юридическими правами, обязанностями и санкциями.
Правосознание – сфера общественного, группового, индивидуального сознания, отражающая правовую действительность в форме юридических знаний, оценочных отношений к праву и практике его применения, правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих человеческое поведение в юридически значимых ситуациях.
Правосознание обладает сложной структурой. Для более полного её раскрытия авторы приводят ряд классификаций его видов по различным основаниям.
С точки зрения предмета отражения выделяются сферы, соответствующие разным отраслям права и различным видам правовых отношений.
С точки зрения глубины отражения правовых явлений правосознание содержит два уровня: обыденное и теоретическое. Различие между ними состоит в том, что обыденное носит эмпирический характер, порождается повседневными условиями жизни людей, ограничивается непосредственными нуждами и сводится преимущественно к обиходным представлениям, оценкам, навыкам поведения. Теоретическое стремится проникнуть в сущность явлений, познать их закономерности, выразить это в системе взглядов, концепций, теорий. Обыденное правосознание является практическим, непосредственно вплетённым в общественные отношения, в практическую деятельность, тогда как теоретическое служит общественной практике конечными результатами, «продуктами своего творчества», внедряя их в обыденное правосознание.
По широте распространения различают правосознание массовое, специализированное и локальное. Носителями массового выступают большие социальные группы. Специализированные элементы правосознания свойственны отдельным категориям людей в связи с их профессиональной деятельностью. Локальные элементы правосознания носят региональный характер, обусловлены местными особенностями.
При рассмотрении правосознания с точки зрения его принадлежности отдельным субъектам различают таких его носителей, как общество в целом, группа или отдельный индивид (общественное, групповое и индивидуальное правосознание).
В правосознании как форме общественного сознания авторы выделяют три основные сферы – интеллектуальную, эмоциональную и волевую и на этой основе определяют основные функции правосознания: познавательную, оценочную и регулятивную.
Функциональная структура правосознания
|
Познавательной деятельности соответствует определённая сумма юридических знаний и умений, или правовая подготовка. Оценочной функции отвечают система оценок и мнений по юридическим вопросам или оценочные отношения к праву и практике его применения. Регулятивная функция проявляется в социально-правовых установках и ценностных ориентациях и осуществляется за их счёт.
В основе социально-приспособительной деятельности людей лежит минимальная сумма знаний об объектах и объективных условиях этой деятельности. Это относится и к правовой сфере. Но правовая подготовка людей не исчерпывается их формальными юридическими знаниями. Можно обладать знаниями, но не уметь их использовать. Поэтому важна также степень практического владения ими.
Познавая действительность, люди не остаются равнодушными к полученным знаниям. Они соотносят их со своим прошлым опытом, потребностями, интересами, целями деятельности. Познанные свойства объектов определённым образом переживаются. Возникает новое, на этот раз уже интеллектуально-эмоциональное образование – отношение к объектам познания и практической деятельности (определение субъективной значимости объекта как хорошего или плохого, полезного или вредного, приемлемого или неприемлемого и т. д.).
Отношение выражается в оценке. Оценка состоит в признании значимости чего-либо с точки зрения индивида, группы или общества. Оценка всегда представляет собой сравнение, в результате которого субъект выбирает то, что соответствует его потребностям, интересам и ценностям. Пропущенные через личный опыт и правовую практику субъекта познаваемые им разные стороны и явления правовой жизни точно так же вызывают к себе определённые отношения и, будучи значимыми для личности, приобретают известный смысл, квалифицируются как ценности.
В структуру правосознания входят 4 основных вида оценочных отношений: к праву (его принципам, институтам и нормам); к правовому поведению людей; к правоохранительным органам и их деятельности; к собственному правовому поведению (правовая самооценка). Эти отношения выражаются в оценочных суждениях, которые могут быть выявлены эмпирическим исследованием.
Сами по себе ценностные отношения как интеллектуально-эмоциональные образования без сил, играющих роль пусковых и движущих механизмов деятельности, ещё не обладают способностью к практической реализации. Такую роль выполняет волевой компонент, формирующий готовность действовать в определённом направлении. Включение этого компонента приводит к формированию новых, теперь уже интеллектуально-эмоционально-волевых образований – социальных установок (аттитюдов). Когда объектом установки служат правовые объекты, речь идет о правовых установках. В своей совокупности они образуют систему ценностных ориентаций. Доминирующие установки формируют направленность личности, определяют её жизненную позицию и характеризуют содержательную сторону ценностных ориентаций.
Правовая ориентация есть интегрированная совокупность правовых установок индивида или общности, непосредственно формирующая внутренний план, программу деятельности в юридически значимых ситуациях. Таким образом, регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ориентаций, объединяющих и стабилизирующих все иные источники правовой активности.
В рамках данного теоретического подхода были разработаны методы эмпирического изучения различных компонентов правосознания: отношения к праву, правовых установок, ценностных ориентаций и др., а также общественного мнения о праве и правосудии, преступности и деятельности правоохранительных органов как формы проявления актуального состояния правосознания. Учёными НИИ при Генеральной прокуратуре Российской Федерации в течение нескольких десятилетий проводились исследования правосознания различных социальных, профессиональных, возрастных групп и слоёв населения, в том числе отдельных категорий преступников, а также юристов различных специальностей (прокуроров, судей, работников милиции). В них были выявлены наиболее существенные характеристики правосознания различных общественных групп, их временна́я динамика.