Стратегия фокусирования
Страте́гия фокуси́рования, один из вариантов осуществления стратегий бизнес-уровня, реализуемых на отдельных продуктовых рынках. Её особенность заключается в том, что фирма, производящая и продающая продукты, товары или услуги, сосредоточивает (фокусирует) свою деятельность на одном или нескольких сегментах рынка. В этих сегментах компания имеет сильные конкурентные позиции, поддерживаемые развитыми внутрифирменными компетенциями. При этом она отказывается от покрытия остальной части продуктового рынка, поскольку считает свои способности или компетенции для этого недостаточными.
В пределах одного и того же продуктового рынка компании могут фокусировать своё присутствие на отдельных географических направлениях, потребительских группах или продуктовых категориях. Например, страховые компании, действующие в пределах рынка страховых услуг, в своей деятельности могут концентрироваться на отдельных продуктах (полисы ОСАГО и КАСКО), потребителях (физические лица) или географии рыночного присутствия (Европейская часть России).
Стратегия фокусирования может быть реализована в одном из двух вариантов: стратегия сфокусированного лидерства по издержкам и стратегия сфокусированной дифференциации. Сфокусированное лидерство по издержкам означает, что компания производит и реализует свою продукцию дешевле, чем остальные участники рынка, но при этом сосредоточивает своё присутствие на некоторых, особенно важных для неё, рыночных сегментах.
В рамках стратегии сфокусированной дифференциации компания производит товары или услуги с особыми отличительными свойствами, вместе с тем ориентируясь на удовлетворение спроса в конкретных рыночных сегментах, а не во всём рыночном пространстве.